Распечатать: Какая Конституция нам нужна? РаспечататьОставить комментарий: Какая Конституция нам нужна? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Какая Конституция нам нужна? Посмотреть комментарии

23 августа 2005

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Какая Конституция нам нужна?

    1. Почему так часто вносились изменения в Конституцию государства?
    Когда произошли мартовские события 2005 года и фактическая смена власти президента А.Акаева (под нажимом народного протеста покинувшего пределы страны), оказалось не таким уж простым делом юридически “оформить” эту смену. Прежний Жогорку Кенеш (парламент) завершил свой срок работы, новый еще не приступил. Президент покинул свой пост тайно, не объявив о своей отставке. Премьер–министр подал в отставку, скрывался, потом тоже тайно покинул страну. Сложилась ситуация безвластия. Народное движение практически мирно свергло власть теперь уже бывшего президента, но юридически должно было “утвердить” смену власти конкретных лиц. Ведь народное движение возглавило народный протест не против существующего государственного устройства, ориентированного на демократию в политической жизни и свободную экономику, а против политики и антинародных действий режима действовавшего президента и его окружения.
    Правовое поле, созданное прежним режимом, оказалось неспособным “развязать” сложившийся тугой узел в политической жизни и государственной системе. Это правовое поле было настолько хитроумно задумано и “закреплено” прежним режимом в конституционном порядке, что невозможно стало быстро зафиксировать смену власти фактически уже бывшего президента (юридически остающегося действующим) и узаконить необходимость временной передачи власти народному движению и проведения выборов нового главы государства. Вспомним драматические ночные часы совместного заседания бывшего и нового составов парламента с участием представителей народного движения и председателя Конституционного суда, когда искали правовое поле и не находили…
    Народное движение не стало действовать жестко и в революционном порядке утверждать полномочия своих представителей на высших государственных должностях, а срочно, совместно с депутатами парламента (бывшими и новыми), активистами народного движения принялось искать и создавать приемлемые к “нестандартным ситуациям” правовые процедуры, чтобы законодательно подтвердить смену власти. Даже направили делегацию к покинувшему свой пост президенту, чтобы тот добровольно сложил свои полномочия. У А. Акаева хватило здравого смысла и разума “добровольно” сделать это, хотя и с сопровождением своего заявления требованием обеспечить определенные условия безопасности жизни и имущества его семьи.
    О чем говорит этот поиск правового поля при свершившихся “революционных” событиях? О том, что в Конституцию государства не были заложены правовые основы и возможные действия и процедуры по смене власти высших должностных лиц при возможных политических революционных ситуациях, когда народ выражает свое недовольство не государственным строем, а политикой, которую проводили высшие должностные лица. Такой поиск говорит и о том, что в действующей Конституции юридически хитроумно закреплена авторитарная власть президента — главы государства.
    Естественно, что в общественной среде встал вопрос о внесении необходимых, общественно оправданных изменений в Конституцию государства, чтобы исключить возможность захвата власти одним лицом или группой лиц либо одной Семьей. Известно, что при почти 15–летнем правлении президента А. Акаева в Конституцию государства неоднократно вносились изменения путем проведения всенародных референдумов. Была ли такая безотлагательная необходимость, чтобы за исторически кратчайший срок неоднократно вносить изменения в Конституцию государства, а в последний раз вообще изложить ее в новой редакции?
    Давайте попытаемся выяснить объективные и субъективные причины. Вообще объективно могла ли возникнуть такая необходимость? Возможно, потому что Кыргызстан, после распада СССР впервые в своей современной истории получив возможность строить свое независимое государство, столкнулся с необходимостью разработать, получить всенародное одобрение и принять Конституцию — Основной закон существования государства, в котором должны быть заложены демократические основы государства: верховенство прав человека и приоритеты его жизнеобеспечения, самовластие народа, политические и экономические свободы, принятая модель государственного устройства, призванная защищать власть народа и отстаивать его интересы.
    А теоретически и практически накопленного и качественно сильного опыта формирования государственного права в условиях демократии не было — советский режим не был образцом демократии. Отсутствовали подготовленные применительно к демократическим условиям квалифицированные специалисты. В общественной сфере с учетом мирового опыта должно было формироваться новое правовое мышление, которого также не было. По инерции в нас жили и продолжают жить во многом прежнее “советское” мышление и такие же подходы и действия. Поэтому вполне можно допустить, что в Конституции КР не должным образом отражены интересы общества.
    Кем инициировалась необходимость внесения изменений в Конституцию государства и каких ее аспектов касались эти изменения? В общем–то, права человека, его политические и экономические свободы в Конституции хорошо расписаны (другой вопрос — почему они игнорировались прежним режимом). Практически вносимые во всех случаях изменения касались только перераспределения полномочий между ветвями власти (президентом, парламентом и правительством). В результате после каждого изменения усиливалась власть президента, становясь авторитарной. На последнем референдуме “имитировалось” смягчение власти президента, но, по существу, она оставалась незыблемо авторитарной.
    Конституционно были закреплены сильнее, чем раньше, условия жизнеобеспечения президента и его семьи, когда он покинет свой пост. Мало того, что оговаривались условия жизнеобеспечения экс–президента, особо были отмечены условия для первого президента и его семьи. На государственное “довольствие” ставился не только первый экс–президент, но и вся его семья. В мировой практике нет таких привилегий высшим государственным деятелям! В Кыргызстане оказалось, что народ обязан президенту, но не президент народу. А в какой мере он оправдал надежды и доверие народа?!
    Все внесенные изменения в Конституцию государства практически инициировались самим президентом.
    Общественность не могла инициировать в той или в иной форме внесение изменений в Конституцию. Такая возможность в Основном законе государства была очень затрудненной. Инициировать могла только власть (президент, парламент, правительство). Власть абсолютизировала свою власть, захватив ее у народа. А в самом деле власть должна принадлежать народу, который создает государственные органы как исполнителей его воли, которым доверены функции по выполнению волеизъявления народа. В Кыргызстане народ стал зависимым от власти. Как видно из вышеизложенного, субъективный фактор в изменениях конституционных положений в угоду корыстным интересам власть предержащих лиц сыграл значительную роль. И все эти антиобщественные изменения в Конституцию преподносились под лозунгами дальнейшей демократизации, имитировалось “одобряющее общественное мнение”. Лицемерие стало характерной чертой политики правящего режима.
    Общественное мнение, которое могло бы отражать истинное политическое, экономическое и социальное положение в стране, “спало”, а прорывающие “спячку” проблески изощренно пресекались властью. Какая–то часть общества оказалась обывательской и политически необразованной, незрелой и неактивной, другая слепо верила во власть, обманутая ее сладкими заверениями и лживыми утверждениями об успехах в экономике и улучшении уровня жизни населения. Нельзя признать общественно оправданными все внесенные в Конституцию изменения в угоду укреплению авторитаризма.
    Возникшую же после мартовских событий 2005 г. необходимость внесения изменений безо всяких оговорок можно признать общественно оправданной. Нужно очистить Конституцию от духа и буквы авторитаризма и утвердить незыблемую и неопровержимую власть народа…
    …Раз уж пошла речь о внесении изменений в Конституцию, хотелось бы вообще высказать свое мнение о том, как она должна писаться. Ныне действующая Конституция КР, образно говоря, является административно–правовой инструкцией, в которую “впихнуты” все и вся государственной системы и жизнедеятельности общества. В соответствии с этой инструкцией мы должны знать: когда чихнуть, когда кашлянуть, когда сморкаться, когда удовлетворить естественную надобность.
    Если такой “инструкционный” подход сохранится, то Конституция постоянно периодически должна переписываться, ведь рядовые обстоятельства жизни постоянно меняются. Многое можно было бы не включать в Конституцию, а рассматривать как подконституционные акты, что нашло бы отражение в конкретных юридических законах и кодексах.
    В Конституции государства должны быть заложены фундаментальные основы жизнеустройства общества: права человека и его обязанности; политические и экономические свободы; гуманистические общественные идеалы; демократическое государственное устройство, ориентированное на достижение экономического, социального и экологического благосостояния народа и на сохранение государственной целостности страны и обеспечение ее национальной безопасности; внешняя политика, направленная на сотрудничество и жизнь в мире с другими народами и государствами. При таком подходе невозможно будет никому использовать конституцию для осуществления своих корыстных целей по захвату власти у народа.
    К сожалению, как показывают результаты наспех созванного временной властью, парламентом и общественными силами Конституционного совещания, пока принципиально новых, осмысленных подходов к определению Конституции страны нет…
    2. Мой проект будущей Конституции Кыргызской Республики
    Многонациональный народ независимого государства Кыргызстан, побуждаемый желанием обеспечить себе и будущему поколению достойную Человека счастливую жизнь, сделать Человека образованным, культурным, здоровым, нравственно чистым, занять достойное место в мировом сообществе, принимает настоящую Конституцию (Основной закон республики) и торжественно заявляет, что Конституция будет им неукоснительно соблюдаться.
    СТАТЬЯ I. Государственное устройство.
    Кыргызстан — государство народного самоуправления. Никто единолично и никакая организация сообща не могут властвовать над народом. Народ — сам по себе власть. Высшим органом народного самоуправления является всенародный референдум, который принимает Конституцию — Основной закон Кыргызской Республики, в котором отражены права человека и его ответственность перед обществом и государством, государственное, политическое и экономическое устройство, государственная внешняя политика, ориентация общества на общечеловеческие ценности, общие принципы механизма обеспечения их реализации.
    Для разработки всего комплекса законодательных нормативных актов, обеспечения жизнедеятельности государства и создания действенного контроля за их реализацией и соблюдением духа и буквы Конституции народом, гражданами и государственными институтами всенародный референдум принимает решение о создании однопалатного парламента — законодательного органа страны.
    Парламент является гарантом демократизации; в нем должны быть представлены все социальные слои общества, регионы страны, заслужившие общенациональную значимость партии и независимые общественные движения, профсоюзы и ассоциации предпринимателей, наемных работников, интеллектуального труда. Парламент, в котором представлены все социальные слои, действительно станет народным парламентом.
    Для формирования народного парламента утверждается следующий принцип формирования: распределение депутатских мест в определенных квотах крупным административно–территориальным единицам, политическим партиям, независимым общественным организациям, профсоюзам, ассоциациям предпринимателей, наемных работников, интеллектуального труда (науки, образования, культуры, здравоохранения). Крупным административно–территориальным единицам места определяются соответственно их количеству, а остальным общественным и политическим структурам, представляющим различные социальные слои, — в равных количествах. Тем самым в парламенте будут представлены регионы, партии, независимые общественные организации, профсоюзы, различные социальные слои.
    Кандидаты в депутаты избираются: на региональных выборах; на совместном партийном форуме, который организует выборы по партийному принципу, с участием партий; на съезде профсоюзов; на совместном форуме независимых общественных организаций; на собраниях ассоциаций (или союзов) различных социальных слоев. Это значит, что выборы достойных будут осуществлены не обезличенными избирателями на всеобщих выборах, а конкретными институтами, представляющими интересы определенных социальных слоев и ответственными за их решения. Прошедшие указанные выборы затем должны утверждаться на Народном собрании, когда вместе соберутся делегаты регионов, партий, независимых общественных организаций, профсоюзов, ассоциаций социальных слоев.
    Народное собрание является высшим органом народного самоуправления, оно не избирается на определенный срок. При каждом его созыве соответствующие вышеназванные гражданские структуры делегируют своими представителями своих лидеров (или иных достойных кандидатов) на этот момент.
    Парламент подотчетен только народу. Партии, движения могут поставить вопрос о роспуске парламента. Роспуск парламента может осуществляться только Народным собранием или же он может самораспуститься 2/3 голосов.
    Парламент формирует высшую исполнительную власть, выдвигает кандидатуру президента или премьер–министра страны (в зависимости от того, какая форма высшей исполнительной власти будет выбрана. Если президентская, то он должен стать главой правительства и должность премьер–министра не нужна). Президент или премьер–министр назначается Народным собранием и ответственен перед законом. Парламент 2/3 голосов может поставить вопрос об отставке президента или премьер–министра и созвать Народное собрание, которое может отправить президента или премьера в отставку или не согласиться с мнением парламента. Президент или премьер обязаны отчитываться перед парламентом о реализации внутренней и внешней политики страны, о выполнении возложенных на них обязанностей. Внутренняя и внешняя политика вырабатывается парламентом и правительством совместно и принимается на сессии парламента, затем утверждается Народным собранием.
    Поскольку Кыргызстан — государство народного самоуправления, то “главой государства” является сам народ. Народное собрание от имени народа предоставляет председателю парламента право подписи на высоком межгосударственном уровне и международном уровне.
    Президент или премьер–министр назначается сроком только на пять лет. Остальной состав правительства назначается главой правительства при согласии парламента. Структура правительства выдвигается президентом или премьером и утверждается парламентом. Члены правительства назначаются бессрочно и в любое время, если в этом возникает целесообразность, могут быть отправлены в отставку. Структура правительства не должна записываться в Конституцию, поскольку она, с учетом реальных ситуаций, может и должна гибко меняться.
    Права, обязанности и ответственность государственных органов и конкретных государственных должностей должны быть отражены в специальном Кодексе госслужбы. В Конституцию это записывать нецелесообразно. В Конституции отражаются фундаментальные основы государственного устройства, и она не должна превращаться в инструкцию.
    Уход в отставку целиком правительства предусматривается только по истечении срока полномочий президента или премьера. Исключение возможно, если президент или премьер слагают свои полномочия. Состав правительства должен быть коалиционным, учитывая необходимость консолидации основных политических сил, но не в ущерб компетентности и профессионализму. Со вступлением на пост члены правительства приостанавливают свое членство в политических организациях на время пребывания у власти, т.е. правительство после формирования деполитизируется.
    Политические партии и движения проводят свое влияние на внутреннюю и внешнюю политику правительства через Парламент. Исполнительная власть в государстве должна быть защищена от прямого политического давления.
    СТАТЬЯ II. Система управления административно–территориальными единицами.
    В республике с учетом экономического районирования и для обеспечения местного самоуправления, действенного контроля за его эффективностью, достижения непрерывного, устойчивого и динамичного функционирования всех сфер человеческой жизнедеятельности на всей территории страны формируются административно–территориальные единицы. В стране с незначительной территорией и небольшой численностью населения целесообразно иметь укрупненный районный уровень местного управления. Главы администраций местного управления назначаются премьером при согласии парламента. Формируются делегированные местными общественными, политическими, хозяйственными, государственными структурами соответствующие советы местного самоуправления. Главы администрации свои решения согласовывают с ними, информируя советы о своей деятельности соответствующим докладом. Совет может 2/3 голосов наложить вето на решение главы администрации, если он нарушает закон или принимает нелучшее решение. Конкретно количество административно–территориальных единиц районов не должно предусматриваться в Конституции. В зависимости от реальных конкретных ситуаций оно может быть изменено, ссылаясь на Основной закон, что должно быть отражено в отдельном законодательном акте.
    СТАТЬЯ III. Политическая структура.
    В Кыргызской Республике утверждается политический плюрализм. Право на жизнь имеют все политические партии, общественные движения, уважающие Конституцию и законы республики, преследующие (будучи даже в оппозиции) конструктивные созидательные цели, борющиеся за политическое влияние мирными парламентскими средствами. Ни одна партия не имеет права узурпировать власть в стране. Запрещаются и преследуются (если тайно будут организованы) партии и движения, призывающие к фашизму, расизму, национализму, диктатуре, войне. Все легализованные партии равны в своих политических правах. Порядок регистрации партий и взаимодействия государства с ними отражаются в особом законе.
    СТАТЬЯ IV. Экономическая свобода.
    Фундаментом материального и духовного благополучия народа, каждого отдельного человека, устойчивого функционирования государства является собственность. Решающую роль как в обеспечении целостности, безопасности и суверенности страны, так и экономического и социального благосостояния народа играет общенациональное достояние народа (его природные богатства: земля, минеральные, топливно–энергетические и водные ресурсы, естественная флора и дикая фауна, природные парки и заповедные зоны), производственные потенциалы общенародного значения, а также накопленное интеллектуальное и историко–культурное богатство (научные труды, патенты, проектно–изыскательские документы, технологические и технические решения; киноленты, архивы театральных, художественных и иных постановок, художественная и иная литература в госбиблиотеках, экспонаты художественных, исторических, этнографических, технических, ботанических и других музеев), материально–техническая база социальной сферы, находящейся в распоряжении государства (материальная и техническая база школ, средних специальных заведений; профессиональных технических училищ, вузов, поликлиник, больниц, театров и кино, научных учреждений, спортивные сооружения).
    Общенациональное достояние страны по сути дела есть не государственная, а общенародная собственность. Государство не вправе распоряжаться им как государственной собственностью. Народ доверяет государству сохранять и использовать общенародную собственность в приемлемых формах в интересах всего общества.
    Природные богатства могут использоваться самими госструктурами в интересах общества или могут быть переданы в частное пользование на условиях аренды или иных.
    Производственный потенциал общенационального значения может быть использован государством для реализации интересов общества. Государство может привлечь для использования частных партнеров на определенных условиях, которые защищают интересы народа.
    Накопленное интеллектуальное и историко–культурное богатство должно находиться только в общественном пользовании и сохраняться только в государственных соответствующих учреждениях. Смена собственника–владельца природных ресурсов и интеллектуального и историко–культурного богатства исключается.
    Материально–техническая база социальной сферы, находясь под опекой государства, может быть передана в арендное пользование в частные руки; если же возникает исключительная необходимость продажи в частные руки, то это должно быть решено только через парламент страны.
    Производственная и социальная инфраструктура общенационального значения (аэропорты, железнодорожные вокзалы, авто- и железные дороги, ГЭС и линии электропередачи, водохранилища и каналы) также должны находиться под опекой государства.
    Конституционное утверждение общенародной собственности защищает богатство народа от злоупотреблений со стороны государственных властей, и они не смогут продавать или передавать ее в корыстных целях. Это не позволит частным собственникам неправомерно (с помощью подкупа государственных чиновников) приобретать и бесплатно использовать общенациональное богатство. Они могут только взять его в частное пользование на платной (арендной) основе.
    Таким образом, общенародная собственность и защищается, и приносит доход обществу, который должен быть направлен на социальные (поддержку уровня жизни детей и пенсионеров, больных, инвалидов, образования, культуры, здравоохранения, науки, спорта) и экологическое цели и на сохранение, возобновление и приумножение общенародной собственности.
    Государственной собственностью в прямом и узком значении этого слова должна быть только та, которая формируется для функционирования государственной системы управления социально–экономической системой, обеспечения законности (прокуратура и суды), общественного порядка (милиция, суды), национальной безопасности (Служба национальной безопасности) и армия. Конечно, для обеспечения функционирования власти государство может и должно создавать соответствующие, скажем, предприятия, но они не могут быть переданы в частные руки. Они созданы для обеспечения деятельности государственной власти, а отсюда, влияют на жизнеобеспечение общества и должны пользоваться ресурсами общенационального достояния бесплатно, но строго в ограниченных рамках. Государственная собственность в узком значении, предназначенная для обеспечения госвласти, является гарантом ее жизнедеятельности.
    Гарантом жизнеобеспечения экономически активного населения является частная собственность, которая формирует открытую, свободную, социальную рыночную экономику. Частная собственность населения на средства производства (материальные объекты) и финансовые средства, соответственно созданные и накопленные своим трудом (физический труд, интеллектуальная деятельность, бизнес, предпринимательство и т.д.) или на унаследованные, неприкосновенна.
    Таким образом, государство Кыргызская Республика признает многоукладную экономику. Равноправны все формы собственности: общенародная, общественная, государственная, частная (в различных формах) и т.д. Собственность является объектом купли–продажи, и возможна смена собственности. Ресурсы и объекты, которые признаны общенациональным достоянием (общенародной собственностью), обладают особым статусом и не могут быть объектом купли–продажи. Государство гарантирует защиту общенационального достояния. Государство провозглашает экономическую свободу граждан и хозяйствующих субъектов — юридических лиц, одновременно определяет и их экономическую ответственность перед обществом и государством. Экономическая цель общества и государства — обеспечить материальное и духовное процветание. Рыночная среда признается универсальным и благоприятным условием функционирования экономики, но допускается государственное вмешательство, которое должно быть определено в целях координации, обеспечения целостности и эффективности национальной экономики.
    СТАТЬЯ V. Права человека.
    Государство Кыргызская Республика признает, что высшей ценностью для человека является жизнь. Человек имеет естественное право на счастье, но он сам кузнец своего счастья. Государство защищает жизнь человека от посягательства. Кыргызстан предоставляет политическую, экономическую и духовную свободы дееспособным гражданам независимо от национальности, пола, политических, идеологических, религиозных убеждений. Ущемление указанных свобод наказывается законом. Граждане вольны в своем вероисповедании. Религия отделена от государства. Кыргызстан — светское государство.
    Граждане республики имеют право на собственность, на труд, на социальную защиту, право пользоваться всеми благами и услугами в платной и бесплатной форме в соответствии с принятыми конкретными парламентскими и правительственными решениями. Забота о детях, воспитание их — важнейшая государственная и общественная задача. Будущее человека, уровень его благосостояния — в его образованности, культуре, интеллектуальном развитии, физической дееспособности, и государство оказывает особую поддержку науке, образованию, культуре (включая физическую), медицине.
    Вопросы принятия гражданства или отказа от гражданства рассматриваются конкретно в возникающих ситуациях. Лица, проживающие в Кыргызстане и не имеющие его гражданства, пользуются всеми экономическими, юридическими, идеологическими, политическими и социальными правами, как и граждане Кыргызстана, им гарантируется безопасность их жизни, но занимать руководящие, несущие персональную ответственность должности в государственных и правительственных структурах, в парламенте республики и в советах представителей областей, районов, городов, поселков и сел не имеют права, но могут быть привлечены советниками и экспертами и в иных качествах.
    СТАТЬЯ VI. Гарант межнационального согласия.
    Государство Кыргызская Республика является многонациональным, естественным образом гарантируя межнациональное согласие и способствуя укреплению исторически развивающегося единства народа Кыргызстана. Кыргызский этнос объективно и справедливо дает право назвать республику Кыргызстаном, принять кыргызский язык официальным и обучение ему в школах, училищах, техникумах, высших учебных заведениях сделать обязательным. Однако, исходя из многонациональности народа республики и сложившихся современных реалий, значение русского языка как второго официального языка не может и не должно умаляться. Представитель любой национальности, живущий в Кыргызстане, вправе общаться на том языке, которым он владеет. Целесообразность выбора языка не может устанавливаться директивно, а утверждается самой жизнью. Государство содействует сохранению и развитию языка, культуры и традиций всех (больших и малых) этнических групп, живущих в республике, но никакие особые национально–территориальные административные образования не допускаются, для чего нет исторических предпосылок и потому, что это могло бы привнести напряжение в межнациональные отношения, не способствуя укреплению единства народа Кыргызстана. Поощряется и поддерживается создание и функционирование национальных и культурных центров.
    СТАТЬЯ VII. Защита окружающей среды.
    Жизнедеятельность человека, сохранность его как биологического существа зависит от здоровья окружающей естественной среды. Защита природной среды, ее сохранение и улучшение зависит от экологически разумной деятельности самих людей. Государство обеспечивает строгий контроль за использованием природной среды, организует меры по ее защите и координирует соответствующие работы, вкладывает средства в реализацию этих целей. Варварское отношение к природе наказывается.
    СТАТЬЯ VIII. Внешняя политика.
    Народ Кыргызстана является частью мирового сообщества. Государство проводит активную миролюбивую политику и готово к широким межгосударственным экономическим, политическим, культурным, научно–техническим и другим связям на равноправной основе.
    СТАТЬЯ IХ. Защита правопорядка.
    Для контроля за соответствием действий граждан, общественных организаций и движений, политических партий, государственных структур, парламента и правительства требований законности, достижения неукоснительного ее соблюдения и пресечения противоправных действий парламентом избирается Верховный суд республики, а правительством создается внутренняя служба. Верховный суд независим в своей работе от правительства, подотчетен парламенту, но в случаях, если обоснованно вызывается сомнение в справедливости решения Верховного суда, парламент может наложить вето и вернуть вопрос на повторное рассмотрение.
    Верховный суд и его структуры за нарушение законности и правопорядка осуждают граждан к различным мерам наказания. За экономическое нарушение принимаются экономические санкции, штрафы, возмещающие экономический урон, конфискация имущества, временный запрет заниматься конкретной деятельностью, привлечение к принудительным работам на срок до возмещения материального ущерба. За покушение на жизнь человека, его честь и достоинство в зависимости от тяжести преступления применяется лишение свободы на разные сроки. За убийство — пожизненное заключение с использованием на каторжных работах без права на амнистию. Смертный приговор исключается. Верховный суд избирается сроком на 10 лет. Судьи для районных и городских уровней избираются советами местного самоуправления. Внутренняя служба приравнивается к военной службе и в качестве министерства внутренних дел подчиняется правительству.
    СТАТЬЯ Х. Обеспечение национальной безопасности.
    Государство формирует службу национальной безопасности и ограниченную по численности национальную гвардию для оборонительных действий в случае военного нападения на республику. Государство Кыргызская Республика никогда первым не объявит войну иному государству, не является участником никаких военных блоков. За предательство родины граждане республики подвергаются различным срокам лишения свободы вплоть до пожизненного заключения с использованием на каторжных работах.
    СТАТЬЯ ХI. Государственная символика и столица.
    Кыргызская Республика имеет свой флаг, герб, гимн, которые утверждаются Парламентом республики. Столица Кыргызстана — г. Бишкек.
    В Конституции республики незыблемы фундаментальные положения, обеспечивающие суверенитет республики, жизнедеятельность общества и движение к процветанию. Исходящие из этих положений нормы сосуществования людей в государстве, в сообществе государств формируются в соответствующих законах и других законодательных нормативных актах в соответствии с Конституцией КР. Изменения и дополнения в Конституцию КР принимаются в исключительных случаях и только путем проведения всенародного референдума.
    Турар Койчуев, академик НАН Кыргызской Республики и ряда иностранных и международных академий.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/11079/


Распечатать: Какая Конституция нам нужна? РаспечататьОставить комментарий: Какая Конституция нам нужна? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Какая Конституция нам нужна? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8400

EUR 79.2474

RUB   1.0583

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007