Распечатать: ЦЕНА: чья вина? РаспечататьОставить комментарий: ЦЕНА: чья вина? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: ЦЕНА: чья вина? Посмотреть комментарии

16 февраля 2012

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

ЦЕНА: чья вина?

    Рост тарифов за проезд в общественном транспорте неизбежен.

    В мэрии подтверждают, что вынуждены поднять оплату на два сома не только в частных маршрутках, но и в муниципальном транспорте. До сих пор скачок цен сдерживался искусственно, в прошлом году из городского бюджета на поддержку общественного транспорта было потрачено 150 миллионов сомов, а доходов нет. Частники уже два года требуют повышения, похоже, в этот раз их чаяния были услышаны. Однако население восприняло новость с негодованием.

    Предлагается повысить тарифы до 10 сомов в маршрутных такси и до 8 сомов в автобусах и троллейбусах, при этом все льготы, кому они положены, останутся.

    — Сейчас документы находятся в антимонопольном ведомстве, если там одобрят, то материалы будут вынесены на сессию городского кенеша и последнее слово будет за депутатами, — говорит первый зам­начальника департамента Туратбек Жумалиев. — Бишкекское автотранспортное предприятие и Бишкекское троллейбусное управление несут большие убытки, впрочем, как и частники. Последний раз тариф повышался в 2008 году, тогда дизель стоил 21 сом, а сейчас зимнее топливо мы заправляем по 45,5 сома, а обычный дизель — по 36. Выручка с пассажиропотока не покрывает затраты даже на топливо, а ведь еще есть заработная плата, налоги, расходы на запчасти и техобслуживание. С повышением тарифов есть надежда на обновление автопарка столицы. Кстати, в скором времени на линию выйдут 76 новых троллейбусов, на их покупку Европейский банк реконструкции и развития выдает нам кредит в размере 15 миллионов долларов. В данный момент начальник нашего предприятия Геннадий Милицкий находится в служебной командировке по вопросам закупки новых машин.

    Такса для “рогатых”

    Смену тарифов столичные транспортники объясняют тем, что себестоимость проезда одного пассажира в общественном транспорте превышает установленную таксу (для автобуса она составляет 8,78 сома, троллейбуса — 6,71 сома). Столичные власти рапортуют: цены на транспортные услуги не менялись около четырех лет, за это время муниципальный автопарк изрядно постарел, не мешало бы его обновить. Как менялись тарифы до ноября 2008 года — никто не отслеживал, к примеру, в Бишкекском автотранспортном предприятии (БАТП) не располагают информацией, во сколько обходился горожанам проезд на автобусе до того времени, как возродили БАТП. В троллейбусном управлении отметили: в период с 2002 по 2005 год проезд в “рогатом” транспорте стоил три сома, а для льготников — по сому. Так постепенно в несколько этапов повысили до пяти сомов. Такая же такса была и у водителей маршрутных такси. За все время существования бусиков стоимость проезда в них менялась один раз — до восьми сомов.

    Между тем

    В Бишкекском троллейбусном управлении (БТУ) придерживаются мнения, что повышение тарифов на проезд — мера необходимая. Руководство управления еле сводит концы с концами, чтобы город не остался без “рогатого” транспорта.

    — С 2010 года подскочил тариф за электроэнергию, на 80 процентов подорожала авторезина, — сетует и. о. директора БТУ Каныбек Айдаров. — Недешево обходятся запчасти на троллейбусы, которые закупаем в России и Беларуси — странах-производителях техники. Сейчас на балансе управления 107 троллейбусов, 103 из них предназначены для пассажироперевозок, но на маршруты выходят 80—82 машины. Наш автопарк на 70 процентов состоит из устаревшей техники, срок эксплуатации которой давно истек, но мы вынуждены ею пользоваться. Заводы-производители дают десятилетний гарантийный срок, а наши троллейбусы катают пассажиров 15, а то и 20 лет. Отмечу: чем старше техника, тем больше она требует затрат на эксплуатацию. Радует, что этим летом будет объявлен тендер на закупку новой троллейбусной партии. Автопарк БТУ пополнится 75—80 машинами.

    НародоНЕсогласие

    Естественно, тема повышения тарифов стала одной из самых обсуждаемых в Интернете. Вот как отнеслись к инициативе бишкекчане-обитатели Всемирной паутины.

    • Конечно, жаль стариков и прочий люд, лишенный льгот. По их кошелькам повышение цен явно ударит. А вот по правительству и парламенту — вряд ли.

    • Тарифы на проезд в троллейбусах и автобусах пусть повышают, а вот маршрутные такси должны оставаться при прежнем тарифе. Обещали перед повышением до 8 сомов улучшить сервис, а он стал еще хуже. Стыдно, что у нас в столице творится такой беспредел.

    • Я не против двухсомового повышения, если маршрутки вообще будут ходить. А то проезжают мимо раз в 15 минут, забитые под завязку, и не останавливаются. Никто не контролирует водителей: выходят они на маршрут или нет.

    • Толку от повышения цен не будет. Как не было нормальных условий для проезда, так их и не создадут. Лучше бы троллейбусный парк обновили. Ресурс у троллейбусов выше, чем у автобусов, к примеру, по городу ездят троллейбусы, закупленные еще в советские времена, автобусов тех времен уже нет. А автобусы и маршрутки надо отправить за город, чтобы воздух стал хоть немного чище.

    Доводы без воды

    Известно, что некоторые депутаты городского кенеша являются владельцами крупных фирм, занимающихся пассажироперевозками. Не получится ли так, что “белые воротнички” единогласно поддержат идею о повышении цены проезда?

    — Этот вопрос требует тщательного изучения, — считает депутат бишкекского горсовета Мусуркул Кабылбеков. — Прежде чем принять решение, я выслушаю доводы всех заинтересованных сторон. Конечно, повышение тарифов — мера вынужденная. Об этом не раз говорил глава столичного транспортного предприятия Геннадий Милицкий, а его аргументы внимания заслуживают. Не раз лично пользовался услугами маршрутных такси, и, сказать честно, с пониманием отношусь к жалобам водителей бусиков, что трудятся они чуть не себе в убыток. Работа у них тяжелая, нервная. Ежедневно приходится давать на лапу гаишникам, так как вынуждены нарушать ПДД, чтобы выполнить дневной план и не нарушить графика выезда машин на линию. Зарплаты у них небольшие, а у всех семьи, которые нужно обеспечивать. Не думаю, что нужно идти на поводу у шоферов, но прислушиваться все же надо.

    Сдай назад!

    Столичные власти обещают, что без согласования с антимонопольными ведомствами тарифы на проезд не поднимутся. Только после того как фискалы дадут добро, депутаты горкенеша утвердят новые расценки. Однако пока в кулуарах самих контролирующих органов царит неразбериха. После последней перекройки состава и структуры правительства существовавшее до этого Госагентство антимонопольного регулирования должно перейти в Министерство экономики и антимонопольной политики. Однако с декабря эти ведомства до сих пор не слились. Так на то, чтобы установить, которое из них занимается тарифами на проезд, нам понадобилось несколько часов. Ведомства футболили друг к другу.

    — Оснований для повышения платы за проезд на два сома нет, — наконец сообщил нашей газете начальник отдела анализа Госагентства антимонопольного регулирования Сеитбек Асанбаев. — К нам действительно поступали обоснования от мэрии по поводу увеличения цены, но после рассмотрения документов наши специалисты пришли к выводу, что они недостаточны, и мы вернули документ обратно. Пока не будут приведены достаточные аргументы, тарифы повышаться не будут.

    Тут вам не “совок”

    — Даже повышение тарифа на 2—3 сома большой погоды в системе городского транспорта не сделает, — прокомментировал нам инициативу мэрии водитель столичной маршрутки Ильхом. — Вспомните, в советские времена проезд на автобусе стоил 5 копеек, а на маршрутном такси — 20. Такую же разницу — в разы — нужно держать и теперь. Тогда и сервис появится, и люди будут довольны, и требования к нашим услугам можно повышать. Сейчас выручка все меньше и меньше, денег на обслуживание машины, на топливо и запчасти едва хватает. А ведь все мы кормим семьи… Уйти на другую работу многие из нас уже не могут — всю жизнь в шоферах.

    А сколько народу с нас кормится! Налоговики, транспортники, чиновники мэрии и прочих ведомств. Естественно, и владельцы фирмы берут деньги. Представьте, вы работаете в офисе, хорошо исполняете свои обязанности, а к вам приходят и говорят: плати тысячу сомов только за то, что ты здесь вкалываешь. Аналогично у нас. Мы ездим на собственных машинах, ремонтируем их за свой счет, на свои средства заливаем масло и горючее. При этом платим фирме-перевозчику. Практически не осталось арендников — плюс ко всем тратам приходится еще и платить хозяину авто. В общем, куда ни кинь — клин, но если добавят хотя бы два сома к цене проезда, появятся дополнительные возможности выкручиваться, содержать в исправном состоянии автомобили и кормить семьи.

    Что воля, что неволя…

    — Для нас мало что изменится с повышением тарифов, — рассказал водитель автобуса, пожелавший остаться неизвестным — боится репрессий начальства за откровенность. — Поднимутся цены за проезд — руководство нам повысит план сдачи денег. В итоге водители автобусов лучше не заживут. Хотя, может, у автобусного парка будет больше денег на солярку и ремонт машин. Сейчас иной раз приходится кое-какие поломки ликвидировать за собственный счет. И вопреки расхожему мнению при нынешней цене за проезд у нас далеко не всегда остаются деньги сверх плана, которые мы оставляем себе — иной раз, наоборот, свои приходится докладывать, чтобы сдать положенную сумму. Живем от получки до получки…

    На мой взгляд, во всем виноваты льготники, коих в стране очень много. Иной раз пол-автобуса выйдет на остановке, а заплатят из них двое-трое. Потому нужно не бездумно повышать тарифы, а параллельно сокращать категории людей, которым положен бесплатный проезд. Иначе можно цену ставить с таким же успехом и 20 сомов — все равно выручки не увидишь.

    Мнение

    Клычбек Осмонбеков, врач-хирург одной из столичных клиник:

    — Бишкек — столица нашего государства. Здесь расположены посольства, офисы международных организаций, город посещают многочисленные гости, деловые люди, туристы. Поэтому и уровень развития общественного транспорта должен быть на соответствующей высоте.

    Да, проблем у нас с доставкой пассажиров в любую точку города нет. Но они есть в культуре обслуживания, безопасности перевозок. А теперь горожан еще в принудительном порядке попытаются обязать и платить больше за весь этот бардак и некачественные услуги.

    У меня много знакомых среди мэрских чиновников. Они мне открыто говорят, мол, и чего вы, врачи, выпендриваетесь? Мы тоже сидим на окладе. Зарплату вам, как и учителям, подняли? Подняли! После операций, а зачастую и до них вас больные благодарят? Благодарят! Неужели эти несчастные два сома вам роль сыграют?

    Для моей семьи, безусловно, сыграют. Нетрудно подсчитать относительно моей зарплаты, во сколько теперь мне выльется проезд только на работу и обратно, скажем, в месяц. А у нас с супругой четверо детей. Обуть, одеть, накормить, дать образование им надо? В музыкальную школу, на стадион для занятий спортом их отвезти надо? Тех же учителей и воспитателей в детских садах отблагодарить надо?

    Я, конечно, понимаю, что ситуация с муниципальным транспортом — болевая точка мэрии. Чтобы развязать транспортный узел, нужно решить проблему с городскими транспортными предприятиями, которые несут большие убытки. И одна из основных причин здесь — тарифы, перевозка льготных категорий пассажиров. Кроме того, в условиях инфляции, наших вечных революций и мирового кризиса растут и эксплуатационные расходы предприятий — запчасти, ГСМ, электроэнергия закупаются по рыночным ценам, а рост тарифов сдерживает государство.

    В теории, учитывая социальное положение наших граждан, государство должно полностью компенсировать муниципальным транспортным предприятиям выпадающие доходы, связанные с перевозкой льготных категорий пассажиров. Я замечал, что только половина пассажиров автобусов и троллейбусов оплачивает проезд.

    Однако рано или поздно придется решать этот вопрос, исходя уже из принципов рыночного развития, то есть установить тариф на проезд с учетом эксплуатационных расходов и сократить категории льготных пассажиров.

    Уверен, будет пересмотрена и маршрутная сеть города с учетом поступления новых транспортных средств, освобождена центральная часть Бишкека от заполонивших город бусиков с переориентировкой их на обслуживание новостроек.

    Кстати

    В столице работают два муниципальных предприятия: автобусный парк и троллейбусное управление, а также 43 частные фирмы-перевозчика. Ежедневно на линию выходят 230—250 автобусов, 80 троллейбусов и около 2200 маршрутных бусиков.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Наталья ФИЛОНОВА, Надежда ПОПОВА, Андрей ОРЕШКИН, Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/37019/


Распечатать: ЦЕНА: чья вина? РаспечататьОставить комментарий: ЦЕНА: чья вина? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: ЦЕНА: чья вина? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.0754

EUR 81.2361

RUB   1.0494

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007