Распечатать: “Хизб ут”? Он тут РаспечататьОставить комментарий: “Хизб ут”? Он тут Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: “Хизб ут”? Он тут Посмотреть комментарии

15 мая 2009

РЕЛИГИЯ

“Хизб ут”? Он тут

    Семь месяцев прошло с того памятного дня Орозо айт, когда первого октября в Ноокате группа молодчиков, исповедующих идеи партии "Хизб ут-Тахрир", забросала камнями милиционеров и работников райадминистрации, требуя для сходки во славу Аллаха предоставить им площадь перед зданием акимиата. Тридцать два человека - зачинщики беспорядков - уже осуждены. Разглядывать небо в клеточку им предстоит долгие 30 лет. После того как в республике отменили смертную казнь, пожизненный срок считается высшей мерой наказания.

Аким Араванского района Жусупжан Артыков, глава Ноокатского района Ахметжон Махаммадов и губернатор Ошской области Аалы Карашев в один голос заявляют: показательный суд над зачинщиками беспорядков в Ноокате послужил хорошим уроком их соратникам по убеждениям и сочувствующим.

    - Эти люди понесли суровое наказание по закону. Они перешли грань дозволенного, большие сроки заключения охладили многие горячие головы. Кыргызстан уже не то государство, каким был десяток лет назад. Кто замахивается на конституционный строй, будет жестко наказан. Население это поняло. Мы проводим много встреч  профилактического характера на местах с имамами, муфтиями. Священнослужители идут нам навстречу, - подчеркнул Карашев.

    Ноокатский район издавна славился производством табака и высоким градусом религиозности. Здесь в советское время строились мечети, а уж после развала СССР, когда верить в Бога, твердить молитвы и держать посты стало еще и модно, храмы Аллаха росли как на дрожжах. Ныне в Ноокате насчитывается 150 мечетей, во всей Ошской области - 708.

    Первые проповедники ислама - сахабы - на территории современного Кыргызстана появились именно в Ноокате. По словам акима района А. Махаммадова, Ноокат выбился в лидеры по количеству паломников в Мекку среди всех районов не только Ошской, но и других областей юга нашей страны.

    - Хадж совершают молодые, пожилые, старцы. Бывает, и женщины идут поклониться святым местам, - рассказывает глава района.

    Беглого взгляда на подпирающие небо минареты и закутанных в хиджабы южанок достаточно, чтобы понять: в Ноокате с трепетом относятся к религии.

    - Но люди у нас мирные и не приветствуют радикалов и экстремистов. Мы регулярно проводим собрания с имами, разъясняем, что "Хизб ут-Тахрир" несет в себе идеи нетрадиционного ислама, что его основные постулаты не соответствуют, а зачастую и противоречат букве Корана, - заметил А. Махаммадов. - Но самое главное, эта партия запрещена у нас в республике. Ее последователи выступают против светского уклада общества и проповедуют построение религиозного исламского государства.

    Хизбуттахрировцы активно работают на юге, неся в массы свое толкование сур священного Корана. А официальные власти тем временем ведут статистику. По словам губернатора Ошской области Аалы Карашева, в регионе, вверенном его заботам, насчитывается 662 приверженца идеологии "Хизб ут-Тахрир". И это не окончательная цифра.

    - Мы озвучиваем такие данные, исходя из того, сколько хизбуттахрировцев "встали на учет". Число же незарегистрированных в десятки раз больше. В одном только Кара-Суйском районе их насчитывается более двух тысяч. Официально - двести двадцать человек. Но в процентном соотношении, по крайней мере в нашей области, их все равно меньше, чем последователей традиционного ислама, - сообщил губернатор.

    Как правило, неблагонадежные религиозные организации фундаменталистского и экстремистского толка вербуют неокрепших в моральном плане молодых людей. Хотя с принятием нового Закона "О религии" количество медресе сократилось почти в три раза.

    В Ноокате, к примеру, из семи осталось одно, столько же в Араване. Правда, в этом районе имеются только школы-девятилетки. После получения аттестата о неполном среднем образовании те, кто не подался в поисках лучшей доли на чужбину, отправляются прямиком в медресе. Родители не возражают. В этих школах нет поборов, не надо платить за ремонт, покупать дорогостоящие учебники, тратиться на тетради. Естественно, что и качество обучения в медресе оставляет желать лучшего.

    Но кого это волнует? Научился коряво писать да читать пару слов по-арабски - уже толкователь Корана. Хотя умению правильно понимать и толковать суры из священной книги учатся годами. Мир знает лишь с десяток признанных теологов, толкователей учения Мохаммеда. Неверно понятое слово искажает смысл всего абзаца, а порой и целой главы. В итоге у питомцев горе-учителя складывается изначально искаженное понимание Корана. А из них позже вырастают этакие лжепророки, считающие, что ценности ислама можно защищать лишь с оружием в руках, попирая так называемых неверных.

    Неправильно понятое учение порождает неправильные организации, точнее, формирует их создателей. Примеров тому множество. Один из них - религиозная партия "Хизб ут-Тахрир". Она запрещена у нас, а плод с такой характеристикой, как известно, сладок. Вот что говорит о партии исламских фундаменталистов, грезящих о халифате, старший преподаватель кафедры ЮНЕСКО "Конституционное право и гендерная политика" Нурлан Исмаилов.

    - Сторонников этой партии можно разделить на три категории. Первая, самая малочисленная, активисты. Вторая - пассивные деятели и третья - сочувствующие, - отмечает Исмаилов. - При этом в партии существует некий баланс: сколько человек присоединились, столько же вышли. Выходят из рядов "Хизб ут-Тахрир", как правило, те, кто изучил основы и принципы ислама, проникся ими. Первое противоречие возникает сразу между постулатами веры и идеологией партии - это рекламность деятельности и целей "Хизб ут-Тахрир". Ведь Коран призывает действовать по зову сердца, а не в политических целях.

    Известно, что любая партия или объединение действует до тех пор, пока звонкие монеты бренчат в карманах их идейных вдохновителей и избранных лидеров. Религиозные союзы не исключение. Одной верой сыт не будешь.

    Кто и как спонсирует поступь ислама по миру? Саудовская Аравия, к примеру, через один из своих государственных фондов выделяет деньги на поддержку единоверцев во всех уголках планеты. По данным российского еженедельника "Аргументы и факты", в 2002 году на безбедное существование проповедников ислама переведено 12 миллиардов долларов. Из-за роста антиисламских настроений, порожденных событиями 11 сентября 2001 года в США, арабы вывели из экономики Штатов - главного получателя податей с Ближнего Востока - около 200 миллиардов "зеленых". Таковы данные на 2002 год. Но тенденция сохраняется до сих пор. Теперь ближневосточные финансовые институты кинули все силы и средства на развитие собственной экономики и европейского бизнеса. Первой в перечне наиболее благоприятных стран для подобных капиталовложений значится Великобритания.

    Deutschе Bank опубликовал рейтинг крупнейших государственных инвестиционных фондов мира. Лидирующие позиции удерживают финансовые структуры Ближнего Востока. Если такой уровень роста сохранится, то к 2015 году объем активов государственных инвестфондов составит 12 триллионов долларов.

    - В основном они богатеют в развивающихся странах за счет высоких цен на энергоносители. Полученные деньги активно вкладывают за рубежом, интенсивно скупают активы и зарабатывают на удачной прокрутке инвестиций, - отмечает Исмаилов, - девяносто три процента приходится на западный финансовый сектор.

    Но нам, то есть Кыргызстану, пока не стоит опасаться, что мы превратимся в этакую оффшорную зону для исламских денег.

    - В принципе, в деятельности исламских банков нет ничего криминального, - говорит Исмаилов. - У нас это работа с местными банками, благотворительность, финансирование и поддержка определенных исламских течений, но отнюдь не радикального толка.

    Что касается религиозных сообществ, то на их деятельность выделяются небольшие суммы, так как не все арабы приветствуют ваххабизм. Да и исповедующих это учение негусто. Тем более что арабский мир вовсе не настроен портить отношения с Кыргызстаном и другими странами, если вдруг представителей финансовых институтов с Ближнего Востока заподозрят в связи с радикалами. Другое дело, что наше государство не отслеживает, куда утекают деньги, выделенные исламскими банками.

    Непросто складываются отношения представителей светской власти с дааватчи - заезжими миссионерами-проповедниками. В свое время в нашу республику под видом смиренных просветителей потянулись вереницей агитаторы-псевдорелигиозники, ратующие за нетрадиционные течения, не признанные официальной религией.

    - В марте было принято постановление правительства о даавате. Теперь, чтобы выступать в роли проповедника и нести слово Аллаха вне стен мечети, надо получить добро муфтията плюс разрешительный документ от силовых структур на ведение миссионерской деятельности. Легальным проповедникам будут выдаваться индивидуальные удостоверения, - пояснил Каныбек Осмоналиев, глава Госагентства по делам религий.

    Но пока механизм работает со скрипом. Появление на свет Закона "О религии" духовенство восприняло поджав губы. На бумаге все изложено четко. Но еще вопрос, захотят ли сейчас представители так называемых традиционных религий активно сотрудничать с государством и вместе выявлять инакомыслящих. Пока что особого рвения не замечено. Срабатывает пресловутый фактор недоверия, шлейф которого тянется еще с советских времен, когда очень хотелось, да нельзя было. А теперь можно, да не всем это надо.

    Дарья МАЛЕВАНАЯ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/27721/


Распечатать: “Хизб ут”? Он тут РаспечататьОставить комментарий: “Хизб ут”? Он тут Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: “Хизб ут”? Он тут Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007