Распечатать: «Карагыз» — наследница кыргызского чуда РаспечататьОставить комментарий: «Карагыз» — наследница кыргызского чуда Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: «Карагыз» — наследница кыргызского чуда Посмотреть комментарии

14 сентября 2004

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

«Карагыз» — наследница кыргызского чуда

    Гран–при V Международного ялтинского телекинофорума «Вместе» получил фильм «Карагыз» Геннадия Базарова.
    то были не единственные лавры: автору сценария Женишгуль Озубековой вручен приз “За лучший сценарий”, а Базаров удостоился сразу двух наград — “За лучшую режиссуру” и специального приза киноконцерна
    “Мосфильм” “За выдающийся вклад в развитие кино”.
    Кыргызских кинематографистов в Ялте представляла Женишгуль–эже, и, провожая ее на фестиваль, Геннадий Садырович сказал: “Пожалуйста, не строй никаких иллюзий!”. Хотя лично мне казалось, что исполнители главных ролей могут рассчитывать на успех: в картине великолепно работали Назира Мамбетова и Марат Алышбаев, а также открытие режиссера — талантливая дебютантка Гульсина Чотонова.
    …Маршрут Озубековой был сложен: сначала ночной перелет в Москву, потом из “Шереметьева” в аэропорт “Внуково” к спецрейсу Москва — Симферополь, зафрахтованному для участников фестиваля. Машина застряла в пробке на одном из московских проспектов, и Женишгуль–эже опоздала на тридцать минут. Но самолет, в салоне которого находились звезды российского кино и телевидения, как–то: Зинаида Кириенко, Лариса Вербицкая, Арина Шарапова, Рустам Ибрагимбеков, Александр Пороховщиков и другие, терпеливо ждал кыргызстанку. А потом оказалось — героиню фестивая!
    Картину в Ялте показали дважды: для публики и отдельно — для международного жюри в составе российского кинорежиссера Валерия Рубинчика (председатель), казахской актрисы Натальи Аринбасаровой, ее украинской коллеги Ларисы Кадочниковой, французского сценариста Георгия Бранева и главы Союза кинематографистов Болгарии Ивана Павлова. В обоих случаях Женишгуль выступала в качестве синхрониста–переводчика. А в остальное время она смотрела всю программу форума, не пропустив ни одного фильма, ни одной передачи. Всего стран–участниц было 29, они представили 50 художественных игровых фильмов, а количество телепрограмм, разумеется, много больше.
    Женишгуль отмечает, что “Карагыз” приняли очень хорошо, она заметила, как в один из моментов заплакала Кадочникова, как пристально следил за ходом развития фильма Рубинчик… Но все же, когда на церемонии закрытия фестиваля вдруг посыпался град призов нашей картине, Озубекова, отказываясь в это верить, от неожиданности в первую минуту не смогла даже встать. Тогда Геннадий Селезнев, председатель оргкомитета ялтинского форума, крикнул в зал: “Номинант от Кыргызстана, где вы?! Получите ваши призы!”.
    Женишгуль написала пьесу “Карагыз” полтора десятка лет назад. В прошлом году решила показать ее Базарову. Режиссер сказал драматургу: “Пьеса написана давно, сейчас все изменилось, давай ее перепишем”. Озубекова согласилась.
    Фильм был снят за две (!) недели в заброшенном недостроенном доме около пивзавода. Оператор Айбек Джангазиев вспоминает, что съемки в единственном коридоре и в одной комнате — это во многом очень необычная площадка, было трудно, но когда пришло осознание, что зажатость есть образ жизни этой семьи, то ощущение скученности пространства исчезло. А младшая дочь героини фильма — инвалид Карагыз — есть символ такого мира. Немощная девушка с иконописным лицом с глубокой скорбью смотрит на своих неблагополучных родственников — мать, отца, его сожительницу, брата, старшую сестру, в отношениях которых нет места для счастья, радости, они только ругаются, отстаивая свое право как можно громче заявить о себе.
    Но фильм очень чист, это неоднократно подчеркивает его звукооператор Флора Газиева: при всей убогой, неустроенной жизни герои сохраняют чувство уважения и к друг другу, и к своей Карагыз. Да, временами они срываются, как например, брат, который упрекает мать за то, что в свое время не сдала Карагыз в интернат, или сама мать, наорав на мужа–алкоголика, через минуту преподносит ему бутылку горькой. Постепенно мы узнаем все перипетии сложнейших взаимоотношений героев, проникаясь к ним сочувствием и теплотой.
    Год назад, когда фильм был снят, Конфедерация cоюзов кинематографистов устроила его премьеру в московском Киноцентре. Зал был полон, люди сидели даже на полу, я весь сеанс простояла. Кинокритик Нея Зоркая отметила филигранную работу Базарова. Туркменский режиссер Ходжакули Нарлиев заметил: “Эта картина уже документ истории, она запечатлела для потомков взаимоотношения людей в конкретный период”.
    Потом прошла презентация “Карагыз” в Бишкеке. И все. Лишь в конце нынешнего июля ее показали на канале КТР. Никто и предположить не мог, что в сентябре в Ялте лента будет иметь столь оглушительный успех. Во время празднования ялтинской победы думалось, что, да, совместные усилия стольких талантливых людей не пропадут даром, рано или поздно, но признание приходит. И прав был классик российского сценарного цеха Семен Лунгин, повторявший своим ученикам: “Почти у всякой хорошо придуманной и внятно, точно записанной киноистории есть странное свойство: написав ее, ты ею как будто что–то себе предсказываешь. Ну, не впрямую — так опосредованно, косвенно она тебе в жизни аукнется. А если не тебе — то людям, втянутым в ее орбиту”.
    Гульбара Толомушова, киновед.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/7882/


Распечатать: «Карагыз» — наследница кыргызского чуда РаспечататьОставить комментарий: «Карагыз» — наследница кыргызского чуда Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: «Карагыз» — наследница кыргызского чуда Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 79.4752

RUB   1.0437

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007