Распечатать: Паспортный синдром РаспечататьОставить комментарий: Паспортный синдром Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Паспортный синдром Посмотреть комментарии

5 марта 2015

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Паспортный синдром

    Получение документов, удостоверяющих личность, по-прежнему ассоциируется у многих кыргызстанцев с потерей времени и нервов.

    Центр “оболванивания” населения?

    Большинство из нас наверняка сталкивались с работой паспортных столов. Сотрудницы по ту сторону приемных окошек в основном лишены вежливости, обходительности, участия. А длинные очереди, отфутболивание посетителей от одного специалиста к другому давно стали нормой.  

    В 2011 году, когда открылся первый Центр обслуживания населения, гражданам его представили образцовым в части условий и качества оказываемых услуг. Тогда в одно помещение собрали все паспортные столы, вместо кабинетов между сотрудниками были стеклянные перегородки. На входе посетителей приветствовали вежливые сотрудники справочной службы, которые направляли и объясняли.  А рядом с каждым паспортистом установили табло-анкетатор — панель с оценочными знаками, посетитель мог оценить старания сотрудника. ГРС обещало, что если работник будет уличен во взятках, грубить гражданам, то контракт с ним будет разорван. Увы, все обещания оказались чистейшей воды утопией. Буквально сразу после открытия центра вернулись привычные очереди и нервотрёпка.

    Несколько лет ЦОН располагался на улице Толстого, но с ноября прошлого года начал свою работу по адресу: проспект Мира, 95 (здание старого аэропорта). Теперь здесь обслуживается два района столицы — Первомайский и Октябрьский, а также межрегиональный отдел паспортно-визовой работы.

    Недавно автору этого материала пришлось на своей шкуре  почувствовать все прелести проекта. Чувство беспомощности охватывает сразу, как только попадаешь внутрь здания бывшего аэропорта. В сутолоке с первого момента даже не поймешь, куда надо обращаться, табличек с указателями не видно. Методом опроса выясняется, что нужно пробиться на прием к сотрудницам справочного отдела. Выстояв первую очередь и получив краткую инструкцию от сотрудницы, следуем в другую очередь за бланками. Как только бланки куплены, нужно ехать заверять их в домоуправление. В следующий визит может выясниться, что не все бланки заполнены верно, и поэтому их следует переделать. К третьему визиту в ЦОН готовишься, как на войну, собираешь всевозможные документы, копии и квитанции, причем не только собственные, но и ближайших родственников на всякий случай.

    К специалистам паспортного стола посетители могут пройти после регистрации на входе, где будут проверять наличие документов и присваивать номер в очереди. Получив заветный талон с номером, занимаешь очередь перед входом в зал, где сидят паспортисты. Лучше запастись терпением, стоять придется не меньше 40 минут. Здесь за порядком наблюдает охрана, когда эсбэшник дает разрешение на подход к паспортистам, воодушевленный гражданин спешит и наивно полагает, что бюрократический ад позади. Но нет, у сотрудника паспортного стола, оказывается, свой взгляд на перечень необходимых документов.

    — Почему не заполнили графы в домовой книге, я что ли, должна это делать? — кричит сотрудница паспортного стола Октябрьского района, даже не прикоснувшись к остальным документам.

    — Но в справочном отделе ничего мне не сказали, — робко пытаюсь оправдаться.  

    — Из-за таких, как вы, и образуются очереди, идите туда, где вам сказали, — грубо отрезает паспортистка.

    Думаю, не стоит описывать мои дальнейшие блуждания по офису ЦОН, однако отмечу, что на сдачу документов на обмен паспорта и прописку у меня ушло полдня, столько же времени было потрачено через 20 дней, когда пришлось прийти за новым паспортом и вновь пройти процедуру прописки. Все эти дни приходилось отпрашиваться с работы, за это время в очередях довелось увидеть, что мой пример не единичный, большинство людей сталкивается с подобными проблемами. Очень медленно меняется уровень обслуживания. Наши паспортисты явно не справляются с наплывом посетителей. Зачастую  граждане зависят от настроения сотрудниц паспортных столов и самих паспортистов.

    К положительным моментам стоит отнести тот факт, что для ожидания и заполнения документов предусмотрели кресла и столы.  Здесь же расположились кассы и фотосалон. Однако есть еще одна проблема: как добраться до новой структуры — в этом районе не ходит общественный транспорт.

    Кстати

    На днях в бишкекский ЦОН наведался премьер-министр Джоомарт Оторбаев. В сопровождении журналистов, охраны и сотрудников ГРС он осмотрел залы. Высокого чиновника ничуть не смутили очереди ожидающих граждан.

    — Я сам из Октябрьского района столицы и подолгу стоял в очереди, когда менял паспорт. А теперь, когда все систематизировано, задача облегчилась, — уверяет глава правительства.

    Руководство ГРС отрапортовало главе кабмина, что в ЦОН кроме отдела справочного документирования находится и межрегиональный отдел паспортно-визовой и регистрационной работы. В отделе, в частности, предоставляются услуги по выдаче паспортов для граждан, прописанных в других регионах Кыргызстана, пребывающих на территории Чуйской области или в Бишкеке.

    Также граждане могут воспользоваться услугами адресно-справочного отдела и центра мобильных групп по выездному оформлению паспорта на дому. В ЦОН, помимо прочего, есть возможность электронного заполнения анкет на получение или обмен паспорта на добровольной основе. Отметим, данная услуга бесплатна для участников ВОВ, ЛОВЗ и круглых сирот.

    Как сообщают в ГРС, цель проекта по созданию ЦОН нового образца — унификация и стандартизация предоставления услуг, создание многофункциональных и универсальных центров. Их новая модель, как предполагается, позволит улучшить качество регистрационных услуг вкупе с реализуемыми проектами по автоматизации приема заявлений в загс и регистрации места жительства.

    Все на биоконтроль!

    Несдавших биометрические данные кыргызстанцев не допустят к выборам. Об этом во время посещения учреждений Государственной регистрационной службы заявил премьер-министр.

    По его словам, в новом законе о выборах прописано, что желающие принимать участие в голосовании должны быть идентифицированы в соответствии с биометрическими данными.

    — Прошедших регистрацию уже более двух с половиной миллионов человек, и это большая часть, имеющая права голоса. У нас осталось еще полгода. Сложности возникают с внутренними мигрантами, которые живут в больших городах и не знают, что можно сдать биометрические данные здесь, а также с нашими соотечественниками, живущими за границей, — заметил глава правительства.

    На замечание журналистов, что это нарушает конституционные права граждан, глава кабмина ответил крайне размыто.

    — У нас не может принимать участие в выборах человек с улицы. До голосования допускаются те, у кого имеется паспорт. В Конституции прописано, что все граждане имеют право на волеизъявление, но что они должны при себе иметь удостоверение личности или паспорт — не указано. Личность должна быть идентифицирована, — сказал Оторбаев.

    Правительство не скрывает, что торопится к выборам собрать всю базу данных о гражданах Кыргызстана. Но многие граждане с недоверием наблюдают за сбором биометрии. Ведь если в других странах при сборе выдаются биометрические паспорта, то для наших граждан этот документ еще не по карману. Хотя еще пару лет назад  правительство обещало, что к 2015 году каждый гражданин Кыргызстана будет иметь биометрический паспорт.  

    От привычных нам  “книжечек” биометрические паспорта отличаются наличием микросхемы с оцифрованным образом лица и другими данными владельца (имя, дата рождения и т.д.).  На сегодняшний день в 15 странах уже используются автоматические системы обработки электронных паспортов в пунктах пропуска. Пересекая границу в этих государствах, владельцу биометрического паспорта не нужно стоять в очереди во время паспортного контроля — автоматизированная контрольно-пропускная система считывает данные с чипа и мгновенно идентифицирует его личность.

    Однако в Кыргызстане пока неизвестны точные сроки введения биометрических паспортов. Государственная регистрационная служба обещает, что начнет выдавать такие документы сразу после завершения всех подготовительных мероприятий.

    Вопрос–ответ

    Столкнувшись с работой Центра по обслуживанию населения мы адресовали несколько наболевших вопросов специалистам Государственной регистрационной службы при Правительстве КР.  

    — Сколько человек ежедневно обслуживается через Центр обслуживания населения?

    — Количество граждан, посещающих Центр обслуживания населения, очень большое — около 500—600 человек в день, не считая тех, которые посещают отдел срочного документирования.  

    — Сколько работников паспортных столов задействовано  в каждом из районов? Например, в Октябрьском или Первомайском?

    — В каждом районном отделении паспортного стола работают по 9—10 специалистов, которые ведут прием по своему направлению, то есть обмен, прописка, выписка, гражданство, утеря и т.д.

    — Известно ли вам о несогласованности сведений, которые предоставляют сотрудники справочной службы и работники паспортных столов?  

    — Операторами ЦОН предоставляется перечень необходимых документов гражданам согласно утвержденному положению № 332  “О порядке приема документов, оформления, выдачи, учета, изготовления паспорта и персонификации общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики”. Также перечни по сбору необходимых документов, предоставляемые гражданам, ранее были обсуждены и согласованы с начальниками районных паспортных столов Бишкека под подпись.

    —  Проводится ли какая-нибудь работа с персоналом касательно этической стороны работников ЦОН, их поведения во время общения с гражданами?  

    — Каждую неделю, по средам, проводится обучение  сотрудников ЦОН, с целью повышения качества обслуживания, нормам и правилам деловой этики при взаимодействии с гражданами. Поступившие обращения, жалобы и предложения граждан по отношению к сотрудникам ЦОН тщательно изучаются руководством и принимаются соответствующие решения. В зависимости от степени вины сотрудника применяются дисциплинарные меры ответственности согласно трудовому законодательству.  

    — Куда граждане могут пожаловаться в случае оказания некачественных услуг или грубого обращения?

    — Жалобы — это законное право граждан, жалобы и заявления принимаются и рассматриваются на уровне руководства Центра обслуживания населения. Жалобы и предложения граждан могут быть зафиксированы в книге жалоб и предложений Центра обслуживания населения г. Бишкека. Также существует телефон доверия, куда граждане могут обратиться со своими жалобами и предложениями (0312 62-41-40, 0800 5555510). 

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Наталья КРАЙНОВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/43702/


Распечатать: Паспортный синдром РаспечататьОставить комментарий: Паспортный синдром Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Паспортный синдром Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 68.8111

EUR 80.4539

RUB   1.0352

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007