Распечатать: Туризм без слогана и любви РаспечататьОставить комментарий: Туризм без слогана и любви Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Туризм без слогана и любви Посмотреть комментарии

20 января 2012

ЭКОНОМИКА

Туризм без слогана и любви

    Современные кыргызские политики при любом случае, к месту и совсем некстати, любят говорить о патриотизме и любви к своей стране. Надо полагать, из-за очень горячей любви к Родине у них в головах рождаются такие планы по переустройству республики, что граждане и бизнес готовы бежать из страны. Вот и самая последняя инициатива министра культуры и туризма по лицензированию отрасли вряд ли улучшит рейтинг Кыргызстана по экономической свободе, где наше место отныне 88–е.

    Турецкие мотивы Ибрагима Жунусова

Не зря туроператоры возражали против передачи функций по курированию отрасли ведомству атажуртовца Ибрагима Жунусова. Видимо, предчувствовали, что в союзе музеев и пансионатов им будет отведена роль пасынка или дойной коровы.

    Нужно или не нужно лицензировать участников бизнеса, занятых в индустрии отдыха? — этот вопрос не нов, но актуален до сих пор. С тех самых пор, как правительство обратило внимание на сферу, которая после обретения независимости страны сама себя вытащила из кризиса и небытия, как наши челноки и швейники. Эта дилемма периодически обсуждается, аргументов за и против у оппонентов предостаточно.

    Справедливости ради заметим, что и среди руководителей туристических компаний тоже нет единства в этом вопросе. Так, например, известный предприниматель Турусбек Мамашов, став во главе госагентства по туризму, выступал за лицензирование отрасли, мотивируя это тем, что качество услуг в наших отелях и пансионатах не соответствует его высокой стоимости. В сезон каждый владелец даже самой захудалой гостиницы без ремонта и удобств старается максимально заработать на отпускниках, особенно из числа зарубежных гостей.

    Ответная песня

    Инициатива министра культуры, который насмотревшись турецких красот, решил с лицензирования начать наводить порядок в своей вотчине, встретила мощное сопротивление не только со стороны тур­операторов, но и экспертного сообщества. Первые обвинили Жунусова в дилетантстве, в незнании существа проблемы да и бизнеса в целом. Вторые резонно заметили, что министр противоречит установке правительства, которое сокращает государственное давление на предпринимателей, пытается снизить административные барьеры в виде разрешительных документов, обязательных услуг и т. д. По крайней мере, глава кабмина Омурбек Бабанов эту линию поведения правительства определил как главную в своей экономической политике.

    В дискуссию вынужден был вмешаться вице-премьер Джоомарт Оторбаев, резонно заметивший, что слишком рано и не к месту возник этот спор. Наша туристическая отрасль слишком слаба, чтобы ее сравнивать с мощной индустрией отдыха Турции, для которой этот сегмент экономики действительно является стратегическим. К тому же, он выразил опасение, что лицензирование подхлестнет коррупцию. Не секрет, что наделение разрешительно-запретительными функциями и делает чиновников, если перефразировать Оторбаева, такими коррупционноемкими и важными.

    После таких жарких споров, где позиция Жунусова была слабее его оппонентов, можно предположить, что министр сам не рад тому, какую реакцию вызвал в бизнес-сообществе. Однако, возможно, сегодня действительно рановато поднимать этот вопрос, но он все равно возникнет. А все потому, что сегодня потребители туристических услуг совершенно не защищены. От неадекватных низкому качеству баснословно высоких цен за проживание и питание в местных гостиницах, необученного персонала, хулиганствующих элементов, пристающих к отдыхающим, антисанитарии на пляжах и т. д.

    Неожиданные доходы

    Разговор о лицензировании возник еще и потому, что к удивлению всех, в первую очередь правительства, прошлогодний туристический сезон был весьма продуктивным. Мало кто ожидал, что после апрельских и июньских событий Кыргызстан посетят, по данным Нацстаткома, свыше 2,3 миллиона иностранных граждан. Для сравнения, в 2010 году пограничники зафиксировали только 891 тысячу визитеров. И то значительная часть из них приезжала в страну не на отдых, а по гуманитарной миссии.

    Самый высокий всплеск интереса к Кыргызстану, как к стране туризма, был лишь в 2008 году. Тогда Родину Манаса посетили 2,435 миллиона гостей из ближнего и дальнего зарубежья.

    Концентрация туристов была настолько высока, что экс-президент Курманбек Бакиев впервые высказался за развитие этой отрасли наравне с промышленностью, энергетикой. Заговорил о выборе направления: идти нам в сторону элитного туризма, дабы защитить от дальнейшего захламления заповедные зоны республики, или культивировать массовость?

    До сих пор страна так и не определилась. Деньги с отдыхающих правительство хочет иметь, и как можно больше, и в дальнейшем эксплуатировать Иссык-Куль, а вот нормативно-правовых актов, регулирующих эту отрасль, не приняло. Закон о туризме, Стратегия развития этой сферы из-за частой смены кабинета министров после обсуждения оказываются под сукном.

    Также повис в воздухе вопрос об отмене виз в одностороннем порядке для 47 в экономическом и политическом отношении благополучных стран, чьи граждане вряд ли покусятся на независимость и безопасность Кыргызстана. Депутаты Жогорку Кенеша не пришли к консенсусу, да и среди членов кабмина нет единства. Как и ожидалось, категорически против выступило Министерство иностранных дел, которое оказывается не у дел в таком случае. Теряет главный источник доходов, на которые по большей части и существует за границей, осуществляя свои функции.

    Не благодаря, а вопреки

    Анализируя ситуацию в туризме, где практически нет заметных изменений кроме тенденции удорожания сервиса, приходится согласиться с высказыванием члена правления предпринимателей республики Михаила Халитова, который как-то сказал: “Эта отрасль у нас развивается не благодаря помощи властей, а вопреки…”

    Все существовавшие до сего года проблемы остались. Из-за отдаленности и неразвитости экономики у нас мало работает иностранных авиакомпаний. А те, что были (“Люфтганза”, “Британские авиалинии”), ушли с нашего рынка. Отсутствие жесткой конкуренции позволяет работающим компаниям задирать цены на билеты. Не случайно во время визита в Турцию была поднята проблема высоких цен на рейсы турецкого авиаперевозчика.

    Конечно, человек не будет мириться с таким положением дел и начнет искать выходы. Что и происходит сегодня. Кыргызстанские граждане, отправляющиеся путешествовать по миру или по делам бизнеса, стараются забронировать билеты казахстанских авиакомпаний. Об этом прознали уже многие. Недавно знакомые прилетели из Москвы таким образом, сэкономив 200—250 долларов. В результате, деньги за перелеты, которые занимают существенное место в стоимости турпродукта, оседают в соседней республике.

    Страна революций и грез

    Как была слабой, так и остается  пропаганда страны. Увы, в последние годы Кыргызстан прославился как страна цветных революций, беглых президентов, митинговых страстей, межнациональных столкновений. Это привлекает к нам религиозных миссионеров разного толка, международные организации. Политическая нестабильность отпугивает гостей из Запада. К нам, к счастью, продолжают ездить казахи и россияне.

    Из всего количества туристов, приехавших в прошлом году, свыше 80 процентов приходится на летний сезон. Это в основном отдыхающие из Казахстана и России. Там народ закаленный к неудобствам и катаклизмам, который не боится нынешних особенностей нашей действительности.

    Однако это все до поры до времени. Люди везде считать умеют. Если у нас при всех существующих проблемах — плохие дороги, отсутствие освещения, криминализация местного населения, неразвитая инфраструктура развлечений, — еще и цены за сервис продолжат расти, надеяться на благосклонность туристов не приходится.

    Для сравнения, опишу две картинки из жизни отдыхающего. Как известно, лето в Кыргызстане для туроператоров длится всего 2 месяца. Продлить его пока не удается. В минувший сентябрь в одном из самых комфортабельных пансионатов на Иссык-Куле казахи проводили трехдневный семинар для центральноазиатских журналистов.

    Погода стояла чудесная, какой бывает в бархатный сезон. Однако во всем огромном центре отдыха кроме нас там отдыхали парочка иностранцев и владельцы престижных коттеджей. Но при этом стоимость двухместного номера приближалась к двум сотням долларов в сутки. Предположим, если бы мы поехали туда на свои деньги, то с учетом транспортных расходов три дня, проведенных на пустынном побережье Иссык-Куля, обошлись бы в 650 долларов.

    А теперь посмотрите на рекламные проспекты туристических компаний, зазывающих кыргызстанцев в путешествия в Дубай, Анталию и Стамбул, Малайзию, Китай. Слетать на недельку в Турцию, Эмираты или на 10 дней на остров Хайнань с посещением Пекина обойдется дешевле. Не парадокс ли? При этом там действительно можно занять себя все дни экскурсиями, культурной программой, шопингом наконец. Чем можем ответить мы? Только красотами гор, живительной влагой Иссык-Куля. Вот и весь наш туристический продукт. Так было десять лет назад и сейчас тот же ассортимент развлечений. Зато цены приблизились к мировым.

    Эксперты тут как тут

    Чтобы развить индустрию отдыха, кроме политической стабильности, специалисты в этой области предлагают решить несколько проблем. Кроме выше­озвученных, правительству предлагают подумать о налоговых преференциях. Конечно, тут могут опять возникнуть дискуссии. Стоит признать, что этот бизнес довольно непрозрачный, а точнее, видна лишь макушка айсберга, а вся масса — в тени. Здесь вращаются живые деньги, которые легче всего скрыть от налогообложения.

    Туризму, говорят эксперты, не хватает финансирования. Тем, кто в нем занят, приходится нести все бремя рисков, которых множество. Кредиты дороги и процентные ставки могут запросто разорить бизнес.

    Еще одна очень важная проблема — угроза рейдерства. Красивый отель с несколькими гектарами прибрежной земли на виду, его не спрячешь от завистливых глаз охотников до чужого добра. Увы, ни закон, ни власти — не барьер для рейдеров, а правоохранительные и надзорные органы, суды, скорее, выступают орудием для отъема частной собственности.

    При существующих нерешенных проблемах и рисках не скоро в туризм придут иностранные инвестиции и качественный сервис. А без этого Кыргызстан никогда не станет страной туризма, а останется безымянной республикой, которую продолжают путать с Курдистаном, Афганистаном.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/36812/


Распечатать: Туризм без слогана и любви РаспечататьОставить комментарий: Туризм без слогана и любви Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Туризм без слогана и любви Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8333

EUR 78.7929

RUB   1.0270

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007