Распечатать: Импотенция ипотеки РаспечататьОставить комментарий: Импотенция ипотеки Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Импотенция ипотеки Посмотреть комментарии

8 июля 2011

ЭКОНОМИКА

Импотенция ипотеки

    Практически все люди, имеющие отношение к строительству, знают о программе по возведению доступного жилья. Она была разработана инициативной группой и прошла согласование в министерствах, Национальном банке, с руководством областей. Тем не менее уже почти десятый год она буксует и не может сдвинуться с места.

    Надежда умирает последней

    В свое время программа была одобрена Аскаром Акаевым, затем Курманбеком Бакиевым и вот теперь нашла поддержку среди депутатов нового созыва и уже в ближайшем будущем, можно не сомневаться, будет подписана премьер-министром и президентом страны. А там уже не за горами и выборы нового президента, и все может повториться по новому кругу. В известной степени программу строительства доступного жилья можно сравнить с другим нашим эпохальным долгостроем — строительством современного мусороперерабатывающего завода в столице. Уже на протяжении 20 лет едва ли не каждый новый мэр столицы начинает с обещания построить его в Бишкеке, что превратит наш город в образцовый и чистый. Но как-то руки не доходят довести дело до конца, а может, не хватает знаний или все разворовывается уже на стадии подготовки.

    По словам разработчика проекта, ветерана-строителя Женишбека Шакиралиева, все заинтересованные лица и структуры, вовлеченные прямо или косвенно в реализацию принятой на самом высоком уровне Национальной программы (НП) жилищного строительства в КР, в общих чертах представляют себе, что это такое. Однако для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, не хватает совместных и согласованных усилий.

    Первый этап программы был рассчитан на 2008—2010 годы. При этом приоритетным был раздел, посвященный строительству соцжилья, предусматривающий создание таких механизмов кредитования и осуществления строительства, чтобы в результате комфортное жилье стало доступным для рядовых кыргызстанцев, проживающих как в центре, так и в регионах. Его себестоимость может быть в три-четыре раза ниже, чем в обычных домах, но даже при таких низких ценах запускался механизм льготного кредитования.

    Гордиев узел Госстроя и “Ата-Журта”

    Однако все остается на одном и том же месте. Шакиралиев уверен, что дело в плохой работе руководства Госстроя, которое не имеет понятия о том, как следует работать в новых условиях. Наилучшим выходом, по его мнению, была бы замена его нынешнего председателя на более компетентного руководителя. Однако чтобы заменить главу Госстроя, необходимо согласие партии “Ата-Журт”, и новый руководитель опять же должен быть одобрен упомянутой партией. Идеальным решением было бы, если тот, кто претендует на эту должность, стал атажуртовцем, но это тоже невозможно. А с другой стороны, если плюнуть на партийную принадлежность и поставить на эту должность просто хорошего специалиста, это в свою очередь будет способствовать дестабилизации политической ситуации в стране, поскольку партия “Ата-Журт” почувствует себя ущемленной, как недавно партия “Республика”, когда был поставлен вопрос об отстранении от государственной должности ее лидера вице-премьера Омурбека Бабанова.

    Несмотря на сильное сопротивление, некомпетентность и отсутствие творческого и профессионального подхода к делу отдельных руководителей и министерств, которые делают все возможное, чтобы программа была сорвана и осталась только на бумаге, дело постепенно движется вперед.

    Несмотря на то, что реализация жилищного строительства находится в зачаточном состоянии, уже фактически завершены все аналитические расчеты и согласования на республиканском и местном уровнях. Экспертное сообщество Кыргызстана знает, как приступить к делу, но не делает этого, поскольку не наделено соответствующими полномочиями. А те лица, которые наделены такими полномочиями, срывают национальную программу.

    Первое предупреждение об этом было сделано в служебной записке еще экс-депутатом ЖК КР А. Кулбаевым после проведенного им анализа отчетов о работе Госстроя, установившего, что вместо реализации проекта эта структура занималась искажением реального состояния дел и попыткой уйти от ответственности и превратить НП в долгострой. После этого большая группа экс-депутатов Жогорку Кенеша провела независимый мониторинг, который подтвердил эти тревожные тенденции и сделал заключение, что все позиции первого этапа НП, рассчитанного на 2008—2010 годы, отстали по времени от установленных сроков. Начало работ дважды откладывалось, при этом шел лавинообразный процесс нарастания нерешенных задач, искажались показатели, цифры, данные подгонялись под стихийно застраиваемое жилье и делалась попытка уклониться от ответственности за провалы в работе. В этом документе отмечалось также, что нет взаимодействия между республиканскими органами со своими структурными подразделениями на местах и органами местного самоуправления, другими участниками и соучастниками в реализации НП.

    Кто мешает регионам и муниципалитетам?

    Несмотря на провалы и вопреки всем трудностям в центре, мэрии Бишкека, Оша, Чуйская и Иссык-Кульская областные администрации уже могли бы продвинуться далеко в разработке собственных механизмов и проектов по строительству жилья на основе НП.

    В частности, Чуйская обладминистрация совместно с органами местного самоуправления на местах организовали систему консультативных служб для населения по разъяснению положений жилищной политики и оказанию услуг по организации и продвижению проекта. Но ведь можно было пойти значительно дальше. Или в Иссык-Кульской обладминистрации. Там фактически были определены и детально проработаны ориентировочные контрольные цифры строительства соцжилья в разрезе каждого из 50 населенных пунктов, стоимость первого этапа строительства. По их подсчетам, стоимость одного метра комфортного жилья не будет превышать 200 долларов. Это почти в четыре раза ниже, чем стандартные показатели для строящихся домов в Бишкеке.

    Таким образом, по подсчетам тамошних экспертов, постройка одной благоустроенной квартиры может обходиться в пределах 250 тысяч сомов, при этом даже первичный взнос в 80 тысяч сомов можно будет делать в ценных бумагах. Есть и другие способы дополнительного финансирования строительства соцжилья за счет параллельного возведения жилья для состоятельных граждан по коммерческим ценам, как это уже практикуется в Бишкеке на примере возведения жилищных комплексов компанией из Южной Кореи “Глобал Артис”.

    Одним словом, всегда есть возможности для снижения себестоимости возводимого жилья. Для этого следует работать, искать новые пути решения проблем, осваивать накопленный в мире опыт. Ипотечное кредитование вполне реально, по крайней мере для некоторых продвинутых областей и муниципалитетов Кыргызстана, даже если в центре до сих пор не могут вникнуть в суть дела. Такие области, как Чуйская и Иссык-Кульская, не говоря уже о столице, имеют достаточно ресурсов, чтобы обойтись без помощи государства, его субсидий, опираясь на собственные средства.

    Прежние власти, надо отдать им должное, прилагали большие усилия для реализации данной программы. Экс-президент вначале выделил миллиард сомов на поддержку первого этапа программы, а потом добавил еще один, подняв государственную субсидию с 10 до 20 процентов. Напомним, общий бюджет проекта составлял 10 миллиардов сомов, который не только обеспечил бы десятки тысяч наших граждан комфортным жильем, но и запускал механизм ипотечного кредитования, способный положить конец жилищному кризису в Кыргызстане уже в недалеком будущем — в течение 10 лет интенсивной работы.

    Смена власти в стране и сложные политические события затормозили программу. Но вместе с тем они открыли новые возможности. Проблема ведь никуда не ушла, потребность в доступном жилье год от года только растет, а за минувший год страна получила опыт реализации сразу нескольких проектов по возведению многоквартирного жилья в Бишкеке, Оше и Джалал-Абаде, часть из которых возводилась на субсидии государства, а часть — на кредиты и гранты международных организаций.

    — Конечно, мы не можем рассчитывать на то, — говорит Шакиралиев, — что государство начнет строить бесплатное жилье. Этого никогда не будет. Но можно и нужно создавать такие условия, когда себестоимость комфортного жилья будет достаточно низкой, чтобы люди со средним достатком и малообеспеченные граждане могли рассчитывать на получение жилья. Но для этого следует прежде всего работать всем, засучив рукава.

    Опыт Китая

    Между тем, пока мы спорим и боремся за власть, в Китае их собственная госпрограмма “Доступное жилье”, рассчитанная также на несколько десятилетий, в этом году предоставит своим гражданам рекордное в истории страны количество квартир — 10 миллионов!

    Всего правительство Китая, а также местные власти выделят на реализацию программы 500 млрд юаней, остальные средства будут предоставлены бизнесом и государственными учреждениями. Местные власти в программу по строительству доступного жилья инвестируют около 10 % общего дохода, полученного в результате продажи земли, а остальное финансирование будет осуществлено за счет выпуска гособлигаций. В этом году предполагается привлечь около 200 млрд долларов за счет новых эмиссий долговых обязательств.

    Опыт Китая свидетельствует, что главными врагами нашей программы являются некомпетентность, безответственность и коррупция.

    По словам экспертов, в Китае не украдешь половину кредита за откат чиновнику — это карается жестко, вплоть до расстрела и бизнесмена, и чиновника. Точно так же невозможно подзаработать при приобретении стройматериалов, оформлении накладных, учете всех расходов. Поэтому там строится очень много и жилье доступно практически всем.

    Согласно планам, утвержденным Госсоветом Китая, в течение 5 лет (2011—2015 годы) по программе доступного жилья будет реализовано 36 млн квартир. Власти намерены в предстоящие пять лет в целом решить проблему обеспеченности жильем населения с низкими доходами.

    Так кто мешает нам строить жилье? Наверное, в первую очередь мы сами. Больше занятые выяснением отношений друг с другом и дележом портфелей, чем процессом созидания. В принципе, каждый айыл окмоту незамедлительно может начать процесс реализации жилищной программы, о которой мы уже так долго говорим и спорим.

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/35530/


Распечатать: Импотенция ипотеки РаспечататьОставить комментарий: Импотенция ипотеки Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Импотенция ипотеки Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.1133

EUR 81.3325

RUB   1.0446

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007