Распечатать: Мы двадцать лет спустя РаспечататьОставить комментарий: Мы двадцать лет спустя Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Мы двадцать лет спустя Посмотреть комментарии

9 апреля 2010

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Мы двадцать лет спустя

    Мастеров современного искусства по праву можно назвать летописцами новейшей истории. И пусть они фиксируют события сквозь призму собственного мироощущения, объективности им не занимать. За один поход в музей можно узнать, как отразилась горбачевская перестройка на жизни тех, кто искренне верил в коммунизм.

    В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева открылась выставка "1989/2009: Меняющийся мир - запечатленное время".

    В экспозиции фото- и видеоработы шестнадцати авторов из восьми стран.

    По мнению организаторов, фотография и видеоискусство представляют собой наиболее емкие формы искусства, которые способны передать в ярких сжатых художественных образах сложные процессы и отдельные события. Особое внимание авторов отдано семейной теме. Во многих случаях импульсом к созданию той или иной работы послужила конкретная история жизни - родителей, родственников или знакомых, и почти всегда можно услышать в подтексте вопрос о том, что стало с былыми убеждениями и надеждами этого поколения и к чему они привели все их усилия. К примеру, лаконичная и эмоциональная видеоинсталляция уроженки украинского Донбасса Алевтины Кахидзе "Я могу быть девушкой с голубыми глазами" - результат долгих размышлений художницы о собственной идентичности и о ее трансформации в последние 20 лет, точнее, о ее культурном и гендерном компоненте. Отец Алевтины - грузин из традиционно мусульманской Аджарии, мать - этническая украинка. Конфликт между взглядом на мир родителей стал частью идентичности Алевтины Кахидзе, как и грузинская фамилия отца, "типично грузинская внешность" художницы, как и ее старомодное, популярное в послевоенной Украине имя и отличное знание русской классической культуры. Все это в хрупкой оболочке "советского самосознания".

    Кыргызстанский художник и кинематографист Талгат Асранкулов фиксирует в своем фоторяде "Кланяюсь на Восток - смотрю на Запад" четыре фазы одного движения и определенный жест.

    - Вначале это молитвенные позы, а в конце ритуала Талгат становится на голову, - говорит куратор бишкекской выставки Гамал Боконбаев. - Верх и низ, Восток и Запад, вера и скепсис. Эту работу можно трактовать как портрет человека, который не желает делать окончательный выбор и сам иронизирует по этому поводу. Эта раздвоенность сознания стала типичным признаком поколения и в каком-то смысле парадоксальным результатом двадцатилетних перемен. Они считают разноликость своей идентичностью, а однозначность воспринимают как отказ от своей сущности.

    "Перестройка" Шайлоо Джекшенбаева создана шесть лет назад, когда фотохудожник оказался во дворе своей альма-матер. Площадку перед памятником Ленину, украшавшему фасад Кыргызского государственного технического университета им. Раззакова, разнесли на куски, собирались класть брусчатку.

    - Меня привлек некий сюрреалистический мотив, - вспоминает Шайлоо Джекшенбаев. - Показалось, что это какое-то глобальное крушение, в котором люди масштабно малы.

    Отборочной комиссии работа кыргызстанского мастера показалась пророческой, ведь уже тогда в европейском сообществе поговаривали о грядущем мировом финансовом кризисе.

    - Для Шайлоо Джекшенбаева характерна отстраненность от социальной темы - он мастер пластического парадокса, - высказал мнение культуролог Гамал Боконбаев. - И кажется, в игре форм незаметно присутствует ирония и примирение. Фотографу чудесным образом удалось дать частную оценку результатам перестройки. Перемены неизбежны, и люди должны перестраиваться, приспосабливаться и решать внезапно возникающие проблемы.

    Экспозиция открыта до 27 апреля.

    Справка "МСН"

    Инициатор выставки "1989/2009: Меняющийся мир - запечатленное время" - Немецкий культурный центр им. Гёте. Данный проект посвящен двадцатилетию падения Берлинской стены. В нем помимо немецких художников участвуют коллеги из России, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Украины и Узбекистана.

    Выставка уже показана в Берлинской академии искусств и Московском государственном центре современного искусства. А также в Минске, Киеве, Тбилиси, Ташкенте, Алматы и Петербурге.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Надежда ПОПОВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/31803/


Распечатать: Мы двадцать лет спустя РаспечататьОставить комментарий: Мы двадцать лет спустя Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Мы двадцать лет спустя Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8492

EUR 79.0658

RUB   1.0485

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007