Распечатать: Мы в одиночку к истине бредем РаспечататьОставить комментарий: Мы в одиночку к истине бредем Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Мы в одиночку к истине бредем Посмотреть комментарии

10 апреля 2009

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Мы в одиночку к истине бредем

Безумствует распад,

    Но все-таки - виват!

    Профессия рождать

    Древней, чем убивать...

    Его считают своим все русские рок-поэты. И не только потому, что большинство его стихов укладывается в музыкальные размеры рока. Без авторитета этого поэта (простите за невольную рифму) вряд ли увидели бы свет на виниле первые альбомы "Аквариума", "Алисы" и еще многих российских рокеров. Андрей Андреевич Вознесенский дал им дорогу к слушателю, воюя с закоснелостью всевозможных худсоветов. Его фраза: "Не трожьте музыку руками" стала крылатой...

    В судьбе Андрея Вознесенского очень много общего с судьбой рок-поэтов Гребенщикова, Кинчева, Борзыкина. И сам поэт, и его младшие "рок-собратья" прошли одинаковый путь: от замалчивания и грозных окриков власти до всенародного признания.

    Поэт и власть... В канун своего 75-летия Андрей Вознесенский признался журналистам:

    - Я думаю, в историческом плане на моей судьбе случайно поставлена точка в отношениях поэта и власти. Это было последнее противостояние. После этого поэзия и политика пошли параллельными курсами. Хрущев своим ором поставил последнюю точку. Россия - странная страна. Вот смотрите: Николай I. Это был странный монарх. В нем была масса вещей плюсовых. Но он остался в истории своими отношениями с Пушкиным. То же - Хрущев. Он был противоречив: выпустил людей из концлагерей, устроил Карибский кризис, вытащил людей из подвалов и закрыл 10 тысяч церквей. Но, увы, он войдет в историю как человек, по чьему приказу травили Пастернака. Бог и Россия ему этого не прощают...

    Вспоминается большой концерт Александра Градского. Один поэт спел песню на стихи другого поэта - как дань уважения. "Стихи Вознесенского надо пропустить через себя и спеть так, чтобы у людей с первого до последнего ряда волосы встали дыбом", - сказал Градский.

    Я - Гойя!

    Глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое.

    Я - Горе.

    Я - голос

    Войны, городов головни на снегу сорок первого года.

    Я - Голод.

    Я - горло

    Повешенной бабы, чье тело, как колокол, било над площадью голой...

    Я - Гойя!

    О, грозди

    Возмездья! Взвил залпом на Запад - я пепел незваного гостя!

    И в мемориальное небо вбил крепкие звезды -

    Как гвозди.

    Я - Гойя.

    ...В 1981 году в Московском театре имени Ленинского комсомола режиссер Марк Захаров выпустил спектакль "«Юнона» и «Авось»" в жанре рок-оперы. В момент, когда отношения СССР и США балансировали на грани войны, была показана вполне мирная история освоения русскими Америки. Смело можно сказать: именно "«Юнона» и «Авось»" послужила началом конца "холодной войны". Параллельным "курсом" в опере шла линия любви русского путешественника графа Николая Резанова к дочери губернатора Сан-Франциско Кончите. "Дела давно минувших дней" получили вторую жизнь в поэзии Андрея Вознесенского и музыке Алексея Рыбникова.

    В "Юноне..." впервые прозвучали стихи, за которые, случись все лет тридцать раньше, автора просто стерли бы в лагерную пыль. И в самом деле: пока вся держава строила коммунизм и аплодировала "мудрым решениям партии", в советском театре пелось:

    Смешно с всемирной тупостью бороться -

    Свобода потеряла первородство.

    Ее нет ни здесь, ни там...

    Куда же плыть?

    Не знаю, капитан...

    Или вот это:

    Начинают театры с вешалок,

    Начинаются царства с виселиц.

    Спектакль царствует на сцене почти 30 лет. Секрет успеха оперы в том, что она не о том времени, а о нынешнем. Причем какое бы это "нынешнее" время ни было - 1981 год или 2009-й. И 50, и 20 лет назад, и сейчас каждый из нас вправе сказать:

    Родилось рано наше поколение,

    Чужда чужбина нам и скучен дом,

    Расформированное поколение,

    Мы в одиночку к истине бредем.

    Кто из нас не сожалел о том, что родился не в свое время?

    Прости, мы рано родились,

    Желая невозможного,

    Но лучшие из нас

    Срезались с полпути.

    Мы - дети полдорог,

    Нам имя - полдорожье,

    Прости, никто из нас дороги не осилил,

    Да и была ль она, дорога, впереди?

    В 1986 году "«Юнону» и «Авось»" в исполнении Ленкома впервые показали по телевизору. И если до этого только Москва и Питер, то теперь вся страна стала распевать:

    Для любви не названа цена,

    Лишь только жизнь одна,

    Жизнь одна, жизнь одна...

    Любовь к Женщине проходит красной нитью через всю оперу. Как сказано в финале:

    Аллилуйя возлюбленной паре.

    Мы забыли, бранясь и пируя,

    Для чего мы на землю попали -

    Аллилуйя любви, аллилуйя любви,

    Аллилуйя...

    В 1987 году "Юнону..." привез во Фрунзе театр песни "Поющие гитары". Все, кто еще помнит этот спектакль, говорят, что лучшего они в этой жизни не чувствовали. Не "видели" или "слышали", а именно "чувствовали". Поклонники оперы до сих пор спорят, в чьем исполнении она лучше - Ленкома или "Поющих гитар". А какая разница? Главное - интерес к "Юноне..." не угасает до сих пор. Это ли не самое важное для поэта - всегда быть нужным людям в любые времена?

    А кто помнит, как в 1998 году уже в Бишкек приезжал с концертом Николай Караченцов? На первых аккордах дуэта Резанова и Кончиты зал встал с кресел. У многих в глазах блестели слезы.

    И качнутся бессмысленной высью

    Пара фраз, залетевших отсюда:

    "Я тебя никогда не увижу",

    "Я тебя никогда не забуду".

    На мой субъективный взгляд, самой философской в опере "«Юнона» и «Авось»" является "Песня моряков". Этой песней я и заканчиваю короткий рассказ об Андрее Андреевиче Вознесенском.

Песня моряков

    В море соли и так до черта,

    Морю не надо слез.

    Наша вера верней расчета,

    Нас вывозит "Авось".

    Нас мало, нас адски мало,

    А самое страшное - что мы врозь,

    Но из всех притонов, из всех кошмаров

    Мы возвращаемся на "Авось".

    Вместо флейты подымем флягу,

    Чтобы смелее жилось.

    Под российским небесным флагом

    И девизом: "Авось".

    Нас мало, и нас все меньше,

    И парус пробит насквозь.

    Но в сердцах забывчивых женщин

    Не забудут "Авось".

    В море соли и так до черта,

    Морю не надо слез.

    Наша вера сильней расчета

    Нас вывозит "Авось".

    От ударов о наши плечи

    Гнется земная ось.

    Только наш позвоночник крепче,

    Не согнемся, авось.

    Вместо флейты подымем флягу,

    Чтобы смелее жилось.

    Под российским Андреевским флагом

    И девизом: "Авось".

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/27291/


Распечатать: Мы в одиночку к истине бредем РаспечататьОставить комментарий: Мы в одиночку к истине бредем Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Мы в одиночку к истине бредем Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8300

EUR 79.7354

RUB   1.0579

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007