Распечатать: Лифтовый тупик РаспечататьОставить комментарий: Лифтовый тупик Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Лифтовый тупик Посмотреть комментарии

20 января 2009

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

Лифтовый тупик

Ситуацию в лифтовом хозяйстве Бишкека иначе как критической не назовешь. На сегодня из строя вышел 61 лифт. Часть из них свое отработала, другие остановлены по различным техническим причинам. Свою "лепту" в поломки лифтового оборудования регулярно вносят перебои с электро-снабжением.

Всего в столице насчитывается 1205 лифтов, 729 из которых находятся на балансе мэрии. Причем 212 функционируют на грани риска и подлежат остановке. Значительная часть из них исчерпала свой ресурс, превысив нормативные сроки эксплуатации. Вместо положенных 25 лет многие работают по 30 и более.

    - Все эти проблемы возникли не сегодня и не вчера, а накапливались с начала девяностых годов прошлого века, одновременно с началом приватизации жилья и расформирования муниципальных организаций, - отмечает гендиректор ОАО "Кыргызлифт" Геннадий Непомнящий. - Одна из причин сложившейся ситуации - размеры тарифов. Они не повышались в течение последних 10 лет. Всегда находились причины, по которым поднимать их было невозможно. Дело в том, что долгое время "Кыргызлифт" был монополистом и потому не мог противостоять нажиму властей, когда требовалось увеличивать тарифы и выделять средства на капитальный ремонт. Ныне плата за лифт составляет в среднем около 40 сомов с квартиры. Этих средств катастрофически не хватает, они не покрывают и третьей части всех затрат. Чтобы поддержать и сохранить в рабочем состоянии ныне действующие лифты, тарифы за их обслуживание следует повысить минимум в 3 раза. В противном случае через несколько лет мы потеряем все лифтовое хозяйство. Ежегодно нам необходимо минимум 50 миллионов сомов. Сюда входят зарплата лифтеров, электромехаников, отчисления в Соцфонд, содержание диспетчерской и аварийной служб, расходы на электроэнергию. Оборудование с каждым годом усложняется, поэтому нам необходимы высококвалифицированные специалисты-электронщики и системные администраторы. Наш штат насчитывает 62 работника, а когда-то их было почти 600. Зарплата лифтера - 1,5 тысячи сомов, механика - 4,5. На такие деньги хороших специалистов найти проблематично.

    Если лифты в домах, закрепленных за муниципалитетом, худо-бедно ремонтируются, то в остальных многоэтажных строениях они остались практически без присмотра. К примеру, в начале декабря прошлого года были отключены лифты в жилом доме по улице Манаса, 5. О причинах этих непопулярных шагов журналистам и жителям дома дал разъяснение директор ОсОО "Ала-Тоо-Лифт" Теннис Сатаркулов:

    - Это ведомственное здание, принадлежавшее бывшему заводу им. Ленина. Вот уже два года, как лифты в этом доме стали бесхозными: ранее ими занималась частная организация по обслуживанию жилого фонда, которая затем отказалась от предоставления услуг. А образованное товарищество собственников жилья не желает принимать на свой баланс этот объект и заключать с нами договор. Мы полгода вели переговоры и были вынуждены отключить лифты. Поводом послужил повышенный износ оборудования, которое эксплуатировалось 27 лет. Вместе с "Кыргызлифтом" и нами в городе действует семь организаций, обслуживающих лифты, и никто не заинтересован в их остановке, ведь для нас это убыток.

    Так кто же должен отвечать за исправность лифтов и восстанавливать их в случае поломки? Отвечать на этот вопрос взялся заместитель начальника управления ЖКХ и СЖО мэрии Бишкека Эдильбек Джузенов.

    - В соответствии со статьей 247 Гражданского кодекса мэрия и другие городские структуры не обязаны заниматься обслуживанием лифтов. Но мэрия не остается в стороне и по возможности пытается смягчить сложившееся положение, выделяя средства на ремонт и реконструкцию подъемников, хотя по закону это не входит в ее обязанности, - заявил Джузенов. - До приватизации около половины многоэтажного жилья в городе принадлежало муниципалитету, поэтому их лифтовое хозяйство, вопреки действующим нормам, было закреплено правительством за мэрией. Сегодня практически все дома приватизированы, и потому все внутренние инженерно-технические коммуникации, в том числе лифтовое хозяйство, находятся в долевой собственности. А значит, содержание лифтов - забота хозяев жилья вне зависимости от форм собственности. Этими вопросами обязаны заниматься жилищно-строительные кооперативы, кондоминиумы и товарищества собственников жилья. Они должны заключить с нами договоры и выделять средства на содержание и ремонт лифтов.

    - В случае выхода из строя лифтов жильцы также могут обратиться в Национальное агентство по делам местного самоуправления за соответствующими стимулирующими грантами. Для этого необходимо опять же заключить договор с любой лифтовой организацией и провести независимую диагностику состояния оборудования и оценку предстоящих затрат, - продолжил Джузенов. - Но у населения до сих пор превалирует иждивенческое отношение к своему дому: два года подряд им предлагались такие гранты. Причем условия были достаточно выгодные: 70 процентов затрат брало на себя местное самоуправление и 30 - собственники жилья. Но поступило всего 2 проекта.

    Рекомендации чиновника вызвали понятное возмущение жильцов злополучного дома: "В любом случае эти суммы для нас неподъемные. Собрать сотни тысяч сомов с подъезда не смогут даже состоятельные жильцы, что говорить о малоимущих и пенсионерах". Представители мэрии поспешили заверить, что в беде людей не оставят: всем акимам и руководителям школ дано поручение составить списки пенсионеров и инвалидов, чтобы школьники по возможности помогали им с покупками.

    Основная причина нынешних бед в том, что в ходе приватизации собственники жилья не были четко проинформированы о "правилах игры". Кроме того, государство до продажи жилищного имущества не удосужилось отремонтировать все лифты, дав им гарантию на 8-10 лет эксплуатации, как это практикуется за рубежом. Очевидно, что распутать клубок проблем в одиночку сегодня не в состоянии ни жильцы, ни мэрия. Вопрос должен решаться на государственном уровне. Причем специалисты предупреждают, что схожая участь ожидает и хозяев квартир в новых строениях, если они заблаговременно не позаботятся о накоплении средств на будущий ремонт.

    Максим ЦОЙ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/26196/


Распечатать: Лифтовый тупик РаспечататьОставить комментарий: Лифтовый тупик Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Лифтовый тупик Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 68.8964

EUR 80.9533

RUB   1.0400

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007