Распечатать: Заезженная тема РаспечататьОставить комментарий: Заезженная тема Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Заезженная тема Посмотреть комментарии

4 декабря 2008

ПЕРЕКРЕСТОК

Заезженная тема

    Появления автобусов большой вместимости на улицах города бишкекчане ждали как минимум три года. Казалось, что они решат сразу множество социальных и транспортных проблем. И вот свершилось. 1 октября в столице начали курсировать муниципальные автобусы. Пенсионеры вздохнули с облегчением... и тут же начали закидывать инстанции жалобами по поводу работы городского транспорта. Власти, в свою очередь, говорят об убыточности предприятия и настаивают на повышении цен за проезд. Может ли муниципальный транспорт в наших условиях быть рентабельным? Способен ли он составить конкуренцию коммерческим автобусам?

    Медет КОЖОБЕРГЕНОВ, начальник Бишкекского предприятия пассажирских автоперевозок

    Город не готов к появлению автобусов большой вместимости

- Пятнадцать лет в республике инфраструктура муниципальных транспортных перевозок разваливалась. Сейчас мы пытаемся вновь ее восстановить. Конечно, главной задачей было закупить автобусы. Эту проблему мэр Нариман Тюлеев начал решать. В настоящий момент по Бишкеку курсируют двести автобусов, в следующем году планируется расширить автопарк. Но одного только появления автобусов для решения транспортных проблем столицы явно недостаточно. Во-первых, крайне сложно найти профессиональных водителей. То есть желающих работать на нашем предприятии достаточно, но мы не можем доверить им перевозку пассажиров. Судите сами: люди, по 10-15 лет проработавшие на частных маршрутах, не имеют соответствующих водительских прав или вообще путают газ с тормозом.

    Во-вторых, город не готов к появлению таких автобусов. Речь даже не о дорожных пробках, из-за которых наши автобусы не всегда укладываются в график движения, - это общая головная боль. Проблема в другом - автобусные остановки превратились в бесплатные места для парковок или вообще исчезли. Например, на пересечении улиц Московской и Усенбаева от остановки остался только маленький козырек. В результате автобусам приходится останавливаться прямо посреди проезжей части. А в некоторых районах, которые появились уже после развала Советского Союза, остановки-площадки не предусмотрены.

    В-третьих, некоторые пассажиры ведут себя как варвары, стремясь оставить свой "след" в салоне. Казалось бы, мы предусмотрели такое поведение бишкекчан и специально выбрали автобусы с антивандальными пластиковыми сиденьями. Но наши люди гвоздем пытаются их поцарапать. А недавно один пассажир выбил лобовое стекло. Хорошо, наш водитель догнал хулигана. Вот теперь будем с него требовать возмещение ущерба, поскольку ремонт обойдется почти в 700 долларов США. Кстати, о сиденьях. Пассажиры иногда жалуются, что они холодные. Это значит, что холодно в салоне, но специально для решения этой проблемы в каждом автобусе у нас установлено по 4 печки (для сравнения: в огромных "Икарусах", которые были распространены в советское время, стояли 3 печки). Возможно, что некоторые водители, экономя солярку, не включают обогрев в салоне. В этом случае пассажиры должны сделать водителю замечание.

    Но главная наша проблема - финансовая. Содержание одного автобуса составляет 168 тысяч 700 сомов в год. У меня их 200, значит, в год мы должны зарабатывать почти 34 миллиона сомов только чтобы покрыть расходы на солярку и зарплату. А прибавьте сюда затраты на тех- обслуживание, покупку запчастей и выплату кредита, который мы брали для приобретения автобусов. Да, в день мы перевозим значительное количество пассажиров. Но среди них 33 категории льготников. При этом компенсацию за перевоз 9 категорий пассажиров, имеющих право на льготный проезд, мы должны получать из городского бюджета, за остальных - из республиканского. Однако в казне денег всегда не хватает. Сейчас Соцфонд пытается определить конкретную сумму компенсаций. В целом же оплата пять сомов за проезд - ниже себестоимости. Подняв тариф, мы дадим возможность муниципальному транспорту развиваться. Ведь для Бишкека 200 автобусов недостаточно. Нам нужно где-то пятьсот, при том, что и частные маршрутные такси будут по-прежнему курсировать по некоторым районам.

    В целом же я настроен оптимистично. Все проблемы, которые стоят перед нами - решаемы. Ведь возрождение муниципальных пассажирских перевозок началось всего месяц назад. А сделано уже много. Во-первых, восстанавливается здание автотранспортного предприятия, во-вторых, по городу курсируют 9 маршрутов с интервалами между автобусами от 4 до 15 минут в зависимости от маршрута и времени суток. Говорить же о чем-то более глобальном пока рано. Всего на раскрутку мэр дал нам год. Надеюсь, что в октябре 2009 года у горожан будет повод сказать нам спасибо.

Василий СИДОРЕНКО, владелец пяти маршрутных автобусов

    Пусть выбирает пассажир

    - На заре независимости власти Кыргызстана вдруг осознали, что решать проблемы пассажирских перевозок им не под силу. От транспортного коллапса страну спасли частники. Теперь государство решило выдавить частную инициативу с этого рынка. Так, столичные власти заявляют, что одной из основных транспортных задач является сокращение количества малогабаритных автобусов, работающих в режиме маршрутного такси. Во-вторых, цены на проезд сдерживаются искусственно, в результате чего мелкие компании ограничены в развитии. Кроме того, бусики убрали с центральных, а, следовательно, наиболее коммерчески выгодных маршрутов.

    Нет, мы не против муниципального транспорта как такового. Но почему этот сектор развивается в ущерб интересам нашего бизнеса? В конце концов, мы живем в рыночных условиях, что предполагает конкурентную борьбу. А мы даже не можем принять в ней участие, потому что частников не пускают на маршруты муниципальных автобусов. Власти хотят порядка? Пусть ужесточают контроль, строже спрашивают с нарушителей. Но правила игры должны быть одинаковыми и для частных, и для муниципальных предприятий. А на чем ездить, пусть выбирает пассажир.

Мирлан КОЧОРБАЕВ, водитель муниципального автобуса, маршрут № 46

    Маршрутки не надо убирать, их надо контролировать

    - Я водитель со стажем, пятнадцать лет пассажиров перевожу. А других здесь и не берут - строгий отбор. Вообще тут все строго: каждый день медосмотр, чтобы на линию никто, что называется, "после вчерашнего" не вышел. Директор еще и за внешним видом следит. Конечно, когда работал на частной маршрутке, такого не было. Один раз права показал и работай. А здесь все официально: оклад, отчисления в Соцфонд, больничные, отпуск. Да и жена говорит, что теперь за меня меньше волнуется. Хотя проблем, конечно, хватает. Ведь наши основные клиенты - это пенсионеры. Они самые дисциплинированные, но и самые требовательные пассажиры. В первый день, когда только автобусы вышли на линию, нас чуть ли не с цветами на остановках встречали. А теперь привыкли и начали предъявлять претензии: и сиденья в автобусах жесткие, и окна запотевают, и график мы не всегда соблюдаем. Но ведь все знают, какая сейчас ситуация на дорогах, и муниципальные автобусы стоят в пробках, как и все остальные автомобили.

    Но особенно нам досаждают маршруточники. Обгоняют не по правилам, подрезают, создают аварийные ситуации. Вот у моего автобуса маршрутка боковое зеркало снесла, в другой автобус вообще врезалась. И во всех случаях виноваты водители-частники. Иногда кажется, что дана команда вывести из строя как можно больше единиц муниципального транспорта.

    С другой стороны, частники останавливаются на каждом углу, чтобы взять пассажиров. Мы же имеем право делать это только на остановках. Водителю нашего автотранспортного предприятия, нарушившему это правило, грозят штрафные санкции, вплоть до увольнения. Вот и получается, что маршрутки находятся в более выгодных условиях. Я не говорю, что автобусы должны останавливаться где попало. Просто надо жестче контролировать других перевозчиков, и тогда на дороге будет больше порядка.

Ирина МАРКОВА, пассажирка

    Не хочу платить за других

    - Власти хотят выглядеть белыми и пушистыми за наш счет. Безусловно, пенсионеры, инвалиды должны иметь право на льготный проезд. Но почему это оплачивается из нашего кармана? Слишком примитивная логика у чиновников. Муниципальный транспорт убыточный? Значит, нужно поднять цены на проезд. Цепочка рассуждений только на первый взгляд выглядит убедительной. Ведь в этом случае должны вырасти и компенсации, которые получает автотранспортное предприятие из бюджета. Однако этого не происходит. В казне нет денег? Почему же депутаты не стесняются требовать дополнительные средства на собственные транспортные расходы - в результате деньги на нужды депутатов находятся, а на пенсионеров - нет. И заботы о последних ложатся на плечи пассажиров, не имеющих льгот.

    С 1 января проезд будет стоить шесть сомов. Но откуда взята эта сумма? Повышение цен выглядит особенно странным в условиях понижения цен на нефть. Хочется узнать, какова себестоимость перевозки одного пассажира? Эти цифры должны стать достоянием гласности, чтобы любой житель города смог убедиться в разумности или, наоборот, провокационности повышения тарифов. И речь не только о муниципальном транспорте. Бишкекчане с тревогой ждут повышения цен на проезд в маршрутках. Ведь сегодня именно частники перевозят подавляющее большинство горожан.

    Никто не спорит, в городе должен быть муниципальный транспорт. И славу Богу, что мэрия приступила к решению этой проблемы. Но здесь важно придерживаться взвешенной ценовой политики. Ведь на первом месте у любого муниципального предприятия должно стоять не получение прибыли, а решение социальных проблем.

Наталья Тимирбаева, корреспондент "МСН"

    Размер имеет значение

    Утренние давки, оторванные пуговицы, случайные знакомства, толпы людей на остановках... Все это не так давно являлось частью жизни большин-ства людей в нашей стране. Тот особый колорит советского транспорта помнит каждый, живший в том, уже ставшем далеким, прошлом. Реалии нового времени таковы: маршрутные такси по городским дорогам движутся без ограничения скорости, "пролетают" по тротуарам и встречным полосам, проскакивают на красный свет светофора, останавливаются, чтобы высадить и принять пассажиров в любом месте проезжей части (в том числе прямо посредине дороги)... Ежемесячно в авариях с участием маршрутных такси десятки людей получают серьезные травмы, нередки случаи гибели пассажиров. Не стоит забывать столкновение бусика с поездом, когда пострадали все одиннадцать пассажиров. И это не единичный случай. Тем не менее для многих водителей безопасность пассажиров по-прежнему тема для шуток. "10 минут страха - и вы дома. Стоимость аттракциона 8 сомов", "Внимание! Машина на автопилоте", "Места для камикадзе", "При аварии количество умерших должно совпадать с количеством сидячих мест"... Знакомые надписи? Кроме того, огромное количество автобусов малой вместимости осложняет и без того непростую ситуацию на дорогах. Ведь человечество пытается решить проблемы городских пробок, увеличив вместимость общественного транспорта. Маршрутные такси сводят на нет все эти усилия. Прибавьте сюда фактическую бесконтрольность частных автопредприятий, хамство и непрофессионализм большинства водителей, и получится безрадостная картина, отражающая проблемы общественного транспорта в Бишкеке.

    С другой стороны, именно частные маршрутки перевозят львиную долю столичного пассажиропотока. Представьте себе, что в какое-то утро на маршруты не выйдет ни одна такая машина. Город просто парализует.

    Есть ли выход из сложившейся ситуации? И власти, и транспортники считают, что есть - это появление на улицах города автобусов большой вместимости. Так, директор ОАО "МГАТП-7" Геннадий Виленский во время встречи президента КР Курманбека Бакиева с представителями бизнес- структур предложил отменить пошлины на ввоз автобусов большой вместимости. "Такая инициатива развяжет руки предпринимателям, и через год проблема избытка маршруток на улицах столицы будет решена", - отметил он.

    И все же без маршрутных такси городу не обойтись. Другое дело, что они должны дополнять муниципальные автобусы, а не конкурировать с ними. Для этого муниципалитет, дорожные службы, ГАИ должны упорядочить движение бусиков. Если, конечно, власти озабочены интересами горожан, а не чем-то иным.

    Наталья Тимирбаева.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/25626/


Распечатать: Заезженная тема РаспечататьОставить комментарий: Заезженная тема Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Заезженная тема Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007