Распечатать: АБРазовательные инициативы РаспечататьОставить комментарий: АБРазовательные инициативы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: АБРазовательные инициативы Посмотреть комментарии

6 ноября 2008

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

АБРазовательные инициативы

    В ноябре 2007 года наша страна горячо обсуждала результаты международной оценки учащихся PISA, где наши школьники заняли последние места по всем показателям. Тогда умные дяди и тети во главе с министром образования и науки Ишенкуль Болджуровой констатировали, что ситуация в средней школе складывается критическая.

    И от того, будут ли проведены образовательные реформы в ближайшее время, зависит не просто будущее государства, а сам факт его существования. Однако и год спустя главный лозунг все тот же: "Необходимо срочно принимать меры по реанимации системы образования, так как времени на раскачку уже нет". На этот раз сакраментальную фразу произнесла вице-премьер-министр КР Эльмира Ибраимова на заседании Национального совета по управлению проектами Азиатского банка развития (АБР).

    По состоянию на 31 декабря 2007 года на развитие образовательных инициатив Кыргызстан получил от АБР 32,7 миллиона долларов США. На эти деньги в 2006 году был начат очередной образовательный проект, который включает в себя 3 основных компонента: модернизацию государственных стандартов образования ($3 миллиона 550 тысяч), совершенствование профессии учителя ($1 миллион 618 тысяч) и улучшение качества образования в селе ($11 миллионов 248 тысяч). АБР также одобрил выделение гранта в размере миллиона долларов США на улучшение доступа к качественному базовому образованию детей со специфическими потребностями. Что же было сделано на эти деньги? Или все ограничилось призывами к решительным и немедленным действиям?

    Бытие определяет вливание

    Пожалуй, самый отслеживаемый, а потому ощутимый результат от денег международных доноров виден в области поддержки материально-технической базы учебных заведений.

    - На средства проекта планируется отремонтировать 90 школ, которые нуждаются в улучшении инфраструктуры, - отметила менеджер проекта Алтын Исмаилова. - В 2007 году ремонт проведен в 29 школах, в 2008 - в 28, в 2009 году планируем закончить ремонт в 20 школах, а в оставшихся 13 - до конца реализации проекта. Из-за ограниченности средств ремонт проводится частично: заменяется крыша,  проводятся работы по улучшению инфраструктуры. Кроме того, мы должны обеспечить эти школы лингафонным оборудованием, компьютерами, что позволит улучшить качество и доступность образования.

    Однако, несмотря на усилия АБР, в республике подавляющее большинство школ нуждается в капитальном ремонте. Понимая это, вице-премьер-министр Кыргызстана Эльмира Ибраимова предложила специалистам Азиатского банка развития провести паспортизацию школ, чтобы оценить, какие здания находятся в аварийном состоянии.

    Кадры решают все

    На средства доноров организовывалась и инициатива "Депозит молодого учителя", которая должна была привлечь в сельские школы молодых специалистов. Однако ситуация с кадрами не изменилась.

    - Сто человек, которые участвуют в 2008 году в данной программе, и сто конкурсантов, которые только планируют в нее войти в 2009-м, не решат проблему с дефицитом учителей по республике, - отметила Эльмира Ибраимова. - В настоящий момент в республике не хватает 3,5 тысячи педагогов. Может быть, сотрудники проекта проработают какие-либо другие механизмы решения кадрового вопроса, например, за счет усиления работы с выпускниками вузов, либо усовершенствуют программу "Депозит молодого учителя", так как в нынешнем виде она практически не работает.

    На это предложение вице-премьер-министра представители проекта ответили, что расширение программы "Депозит молодого учителя" невозможно. Причина банальна: нет средств. Но тем не менее они пообещали рассмотреть другие возможности привлечения преподавателей в школы. Хотя самый надежный способ привлечения работников один - увеличение зарплаты. И это вопрос уже не к международным донорам, а к правительству КР.

    Чему учат в школе

    Результаты PISA убедительно продемонстрировали, что в наших школах учат, во-первых, плохо, а во-вторых, не тому, что нужно в современном мире. В результате международные специалисты пришли к выводу, что надо срочно менять содержание нашей школьной программы. На эти цели и было выделено более трех с половиной миллионов долларов.

    - На сегодняшний день нами подготовлен рабочий вариант нового государственного стандарта (куррикулума) для учеников 1-4 классов, - отметила Алтын Исмаилова. - Кроме того, ведется работа по уменьшению числа учебных часов с 23 до 21 в неделю. В 2009 году планируется разработка таких же документов для учеников 5-9 и 10-11 классов.

    Красивое слово "куррикулум" в переводе с латинского означает "бег, дистанция", то есть то, что надо пройти для достижения результата. Считается, что принятие национального куррикулума поможет нашей школе перейти к образованию, ориентированному на результат.

    - Национальный куррикулум придаст логику разработке учебных планов и программ, системы оценивания, а также педагогических стандартов в высшем образовании, - пояснили менеджеры проекта. - Национальный куррикулум - это система нормативных документов, закрепляющая общие ожидания от системы образования, и система ориентиров для всех участников образовательного процесса. Он используется как инструмент регулирования образовательного процесса, саморазвития учащегося, учителя, школы, развития системы образования на национальном и региональном уровнях.

    Заслушавшей эту информацию Эльмире Ибраимовой захотелось конкретики, поэтому она спросила: "Идет ли сокращение ненужных предметов, которые слишком загружают учебный процесс?" Какие именно предметы школьной программы она считает "ненужными", вице-премьер-министр не уточнила. А вот менеджеры проекта, призванного поднять уровень образованности в нашей стране, в своих пристрастиях весьма конкретны.

    - Так, например, можно было бы объединить такие уроки естественно-научной области, как биология, химия, география, в один предмет - науку. Или, например, родиноведение и этику, которые преподаются в 1-4 классах. Это позволит сократить школьные часы и уменьшить нагрузку на учеников, - подчеркнули представители программы.

    Потрясенная таким рацпредложением общественность тут же выдвинула еще один вариант уплотнения учебного процесса: объединить уроки русского, кыргызского и иностранного языков в один предмет - лингвистика.

    Инклюзив не эксклюзив

    Японский фонд сокращения бедности Азиатского банка развития выделил миллион долларов на реализацию проекта "Повышение доступа к качественному базовому образованию для детей с особыми потребностями". Софинансирование правительства Кыргызстана составляет 50 тысяч долларов, 10 тысяч долларов выделили другие доноры.

    При реализации этой части программы в сознании общественности активно внедряется еще один модный термин - инклюзивное образование. За этими словами скрывается весьма важная проблема - право детей-инвалидов на обучение в обычной (не специальной) средней школе.

    - По данным Министерства труда и социального развития, в республике насчитывается до 20 тысяч детей школьного возраста с ограниченными возможностями, - отметила старший сотрудник реализации проекта Асель Чингышева. - При этом подавляющее большинство таких ребятишек выпадает из учебного процесса, они просто сидят дома. Сегодня 3 тысячи 188 детей получают образование в спецшколах и только 433 обучаются по инклюзивному методу. В настоящий момент идет отбор пилотных средних школ, где можно было бы внедрять инклюзивное образование. Кроме того, необходимо объяснять людям пользу такого нововведения, а органам местного самоуправления в дальнейшем предстоит самостоятельно работать с такими детьми на местах.

    Смысл программы прост: дети с ограниченными возможностями должны получить возможность учиться в обыкновенной школе. Благодаря этому, во-первых, они получат необходимый опыт коллективной работы, научатся общаться, дружить. С другой стороны, присутствие в детских садах и школах инвалидов, нуждающихся в помощи, может стать фактором нравственного воспитания здоровых детей. Во-вторых, это позволит вовлечь таких людей в социальные, экономические, политические процессы, происходящие в обществе.

    Сможет ли проект решить такую проблему? Скорее всего, нет. Ведь в нашем обществе все рассчитано на здорового человека. Конечно, равенство декларируется в Конституции КР, но оно не обеспечено ни кадровыми, ни материальными ресурсами, ни вниманием государства к этой проблеме. А самое главное, общество пока не готово к полномасштабному введению инклюзивного образования. Отсутствие в образовательных учреждениях доступной среды для детей-инвалидов (пандусы, подъемники, оборудованные туалеты), а также технических средств реабилитации - не самое главное в реализации права детей с ограниченными возможностями на инклюзивное образование.

    И тем не менее АБР сделал главное: обратил внимание общества на эту проблему. Важно, чтобы теперь дискуссия по инклюзивному образованию не свелась к закрытию специальных школ и переводу их в общеобразовательные. Государство должно признать существование детей с особыми образовательными потребностями и, как следствие, обеспечить их педагогами и создать условия, при которых они получат образование и подготовятся к самостоятельной жизни. И в этой связи суть инклюзивного образования заключается в соблюдении прав ребенка, которые реализуются в праве выбора им специального или инклюзивного образования, и готовности принятия его в общеобразовательную школу.

    Берешь чужие, а отдавать будешь свои

    Деньги, которые выделяет АБР, - это не подарок щедрого дядюшки, а заем, по которому рано или поздно нужно будет рассчитываться. Причем отдавать долги придется поколению, на котором сегодня ставятся образовательные опыты. А значит, общество заинтересовано в том, чтобы деньги были использованы по назначению.

    - Между тем сегодня из миллиона выделенных средств 200 тысяч уходит только на содержание проекта, - заметила Эльмира Ибраимова. - По стандартам эти расходы не должны превышать десять процентов, а у вас они составляют двадцать.

    - Двести тысяч долларов идет на выплату заработной платы сотрудникам, а также на контроль результатов проекта и аудит, - отметила Асель Чингышева.

    Однако такой ответ членов наблюдательного совета не удовлетворил. Менеджеры проекта внесли предложение экономить средства.

    - А то получается, что на детей со спецпотребностями, которым и адресован проект, практически ничего не остается, - добавила Эльмира Ибраимова.

    Дороже, но хуже

    С начала учебного года услуги образования в Кыргызстане подорожали на 21,8 процента. Об этом со ссылкой на Национальный статистический комитет КР сообщают в Национальном банке республики. По данным НБ КР, темпы удорожания образования в сентябре 2008 года послужили основной причиной 3,7-процентного роста цен в сфере платных услуг населению.

    Между тем специалисты фиксируют снижение качества образовательных услуг.

    Мерси, "Мерсико"

    В Кыргызстане международная компания "Мерсико интернешнл" начинает реализацию программы "Продовольствие для образования". Об этом сообщает пресс-служба Министерства образования и науки КР по результатам встречи главы ведомства Ишенкуль Болджуровой с руководством компании.

    Проект предусматривает выделение муки, риса и растительного масла для питания воспитанников детских домов, интернатных учреждений, детских садов республики.

    Кроме того, помощь международной организации будет идти и на поддержку инфраструктуры школ. На средства компании в некоторых из них будет проведен ремонт, а также закуплено школьное оборудование, мебель. При этом условием выделения гранта будет долевое участие самих учреждений образования.

    С помощью этой организации предусмотрено также открыть швейные цеха и столярные мастерские на базе учреждений образования, чтобы создать условия для профессионально-технической подготовки старшеклассников.

    Напомним, что несколько лет назад международная компания "Мерсико интернешнл" уже оказывала республике подобную помощь. Однако затем было решено, что миссия организации выполнена, и проекты были свернуты.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/25226/


Распечатать: АБРазовательные инициативы РаспечататьОставить комментарий: АБРазовательные инициативы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: АБРазовательные инициативы Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007