Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
25 апреля 2008 | ДВА АВТОРА |
Быть ли Кыргызстану участником Болонского процесса?Сегодня только ленивый не ругает вузы за низкое качество предлагаемого образования. Нельзя сказать, что государственные органы управления образованием не слышат критики. В то же время непонятно, почему они так слабо реагируют на то, что делают наши близкие и дальние зарубежные коллеги для повышения образовательного уровня граждан. Ведь от него зависит качество нашей жизни, которое обеспечивается внедрением новых технологий во все области жизнедеятельности общества. Если присмотреться к опыту наших соседей, включая бывшие советские республики, то нетрудно заметить, как решительно они интегрировали свои образовательные системы в глобальные образовательные процессы, одним из которых является Болонский, наиболее близкий и понятный нам по своим целям, задачам и культурно-образовательным ценностям. Когда десять лет назад четыре ведущие страны Западной Европы подписали в Болонье Декларацию о совместных усилиях в преобразовании национальных систем высшего образования, всем профессионалам стало ясно, что решить самостоятельно вопросы качества высшего образования, создания широкого рынка знаний и повышения эффективности научных исследований, проблемы трудоустройства выпускников вузов ни одна даже высокоразвитая страна не в состоянии. Сегодня Болонскую декларацию подписали свыше 40 стран, в их числе Россия, Армения, Азербайджан, страны Восточной Европы и Балтии. Во всех этих странах сегодня активно внедряются новые образовательные технологии, обновляется материально-техническая база образования, расширяется международный обмен студентами и преподавателями, разрабатываются общие типовые документы о высшем образовании на основе единых требований к аттестации и аккредитации вузов. Некоторые вузы Кыргызстана уже больше десяти лет самостоятельно осваивают современные образовательные технологии, внедряют новые формы учебного процесса, нацеливающие студентов на получение качественного образования, а не просто на обладание "корочками" о высшем образовании. Особого внимания заслуживает то, что такой подход привлекает в страну иностранцев, желающих получить высшее образование, расширяет академический обмен студентами. Так, в Международном университете Кыргызстана с 1993 года учебный процесс строится на основе ключевого понятия современного высшего образования - кредит-час. Поясню. Кредит-час является в мировой практике основной единицей измерения трудоемкости изучения студентом учебной программы. Применение кредит-часа дает возможность сравнить время и результаты обучения студентов в вузах разных стран, что создает основу для признания эквивалентности наших дипломов дипломам зарубежных вузов. В свою очередь, это расширяет возможности наших студентов продолжать образование за рубежом, повышает их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда. Построение учебных планов и программ на основе кредит-часов делает наше высшее образование понятным и привлекательным для иностранцев, что призвано увеличить экспорт образования. Для бюджета страны это может стать одной из весьма прибыльных статей. Достаточно сказать, что выручка от экспорта высшего образования в таких странах, как Австралия, Кипр, составляет почти четверть доходной части бюджета. В этой связи возникает вопрос, почему мы, располагая привлекательными климатическими, экологическими и туристическими ресурсами, не хотим пополнить государственный бюджет за счет конкурентоспособного профессионального образования? Широкое присутствие иностранных студентов на нашем образовательном пространстве заметно изменит общую ситуацию с качеством образования. Сама система высшего образования, открытая и понятная для зарубежных партнеров, значительно снизит коррупцию в высшем образовании. Руководствуясь этими соображениями, МУК первым из вузов Кыргызстана подписал Великую университетскую хартию, что по сути является признанием нашего права на обсуждение и реализацию европейских образовательных технологий. Вхождение Кыргызстана в евразийские образовательные структуры будет способствовать повышению качества образования и снижению коррупции. В этом смысле никто в мире пока не придумал ничего лучше кредитной технологии. Согласно ей студент непосредственно участвует в определении содержания своего образования, сроков и темпов обучения. Это позволяет студенту строить такую траекторию получения образования, которая делает возможным совмещение обучения с работой. В современных социально-экономических условиях наш студент сможет при такой образовательной технологии заработать деньги на частичную оплату своей учебы. Это повысит его заинтересованность в получении качественного и востребованного на рынке труда образования. Пока же большинство кыргызстанских студентов вынуждены учиться на деньги родителей. Что мешает сегодня внедрить кредитную технологию в полном объеме и тем самым заявить о нашем желании непосредственно присоединиться к Болонскому процессу? В первую очередь это нечеткие формулировки такой цели в республиканской стратегии развития высшего образования. Реализовать полностью кредитную технологию в отдельно взятом вузе нельзя. Необходимо установить единые правила для всех участников образовательного процесса. Только в этом случае мы реально обеспечим студенту право выбора вуза, возможность уходить из "родного" вуза в другой для продолжения образования и при желании возвращаться назад. Это дополнительно привлечет иностранных студентов, изъявивших желание проучиться у нас один или несколько семестров, что широко распространено за рубежом. МУК выступил инициатором практической интернационализации нашего высшего образования. По нашей просьбе Министерство образования и науки республики разрешило университету выдавать приложение к диплому общеевропейского образца - Diploma Supplement, что, как мы надеемся, поможет нашим выпускникам в продолжении образования и нахождении работы за рубежом. Для развития этого процесса надо внести существенные изменения в действующее законодательство, касающееся общей структуры ученых степеней и званий, как это сделали казахские коллеги. Все это будет способствовать росту конкурентоспособности нашего высшего образования. Уже сегодня можно привести в качестве примера привлечение более 600 студентов из Индии и Пакистана в Международную высшую школу медицины МУК. Мы обращаемся к педагогической общественности, лидерам, нацеленным на реформирование высшего образования, государственным чиновникам с просьбой повлиять на политическое решение вопроса о нашем отношении к Болонскому процессу. Нужен государственный подход к решению этой ключевой проблемы. Только в этом случае мы сможем занять свое место в Болонском экспрессе, а не будем прозябать на перроне в ожидании лишнего билетика. Асылбек АЙДАРАЛИЕВ. Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/22662/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007