Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
18 января 2008 | ДВА АВТОРА |
Кем быть?У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься? В. Маяковский. 1928 год Прошло 80 лет со дня написания этих строк, а проблема остается та же. Школьники перешли экватор учебного года, и большинство из тех, для кого это последний год учебы, хотят определиться с выбором будущей профессии. Вопрос стоит так: поступать в высшее учебное заведение, колледж, иное образовательное или профессиональное заведение. Ведь выбор профессионального пути во многом определяет судьбу человека. Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью в значительной мере связана с любимой или нелюбимой работой. В свое время каждому человеку, перед тем как начать работать, необходимо сделать профессиональный выбор. Особенно остро эта проблема стоит перед старшеклассниками - ведь выбор профессии должен осуществляться с учетом не только желаний, интересов и склонностей, но и состояния здоровья, а также ситуации на рынке труда. Чтобы выбор профессии был правильным, обоснованным, следует "покопаться в себе": полнее ознакомиться со своими интересами, склонностями, способностями, личностными особенностями, а уже затем представить содержание и условия своей будущей работы по избранной профессии, предмет труда, основные функции специалиста, требуемые знания и умения, организацию работы. Выбирая профессию, неплохо оценить свои перспективы лет на пять, когда придет время получать диплом и подыскивать работу. Но столь долгосрочный и одновременно точный прогноз сделать трудно - рынок труда складывается под влиянием нестабильных экономических условий. Возвращаясь к началу темы, многие согласятся с тем, что главными жизненными вопросами являются вопросы "Кем быть?" и "Что делать?". Поиск своего места в смысле профессии по своему значению уступает лишь вопросу "С кем быть?" - поиску любимого человека. У отдельных школьников и их родителей к окончанию учебного заведения уже есть ответы на них, а для большинства старшеклассников это большая проблема. Часто профессия выбирается случайно. Бывает, что родители, желая добра, сами заблуждаются, руководствуются устаревшими представлениями, не учитывают интересов подростка, неверно представляют нынешнюю ситуацию с трудоустройством и т. д. От того, насколько взвешенными и осознанными будут ответы школьника на эти вопросы, зависит впоследствии удовлетворенность от выполняемой работы, успешность в жизни. По некоторым данным, в настоящее время до 45 процентов выпускников учебных заведений начального профессионального образования не работают по полученной специальности из-за того, что в свое время неправильно выбрали профессию. Кто-то разочаровывается уже на первом году обучения, другие - в начале самостоятельной профессиональной деятельности. Часть молодежи после окончания профильных учебных заведений не может найти работу и пополняет ряды безработных. Молодые люди сегодня стремятся любой ценой получить заветный диплом о высшем образовании, рассматривая его как пропуск в обеспеченную и благополучную жизнь. Однако официальные прогнозы рисуют совсем иную картину. Уже сегодня дипломом университета никого не удивишь. К концу десятилетия только 20-35 процентов обладателей дипломов смогут найти работу по специальности. Всем остальным придется довольствоваться занятием, для которого не стоило пять лет грызть гранит науки, а вполне подошло бы менее продолжительное обучение на продавца, официанта, столяра, строителя. Рынок труда уже сегодня испытывает острейшую потребность в токарях, фрезеровщиках, строителях всех специальностей, кондитерах, поварах. Что касается специалистов с высшим образованием - есть спрос на инженеров-технологов, учителей, врачей, специалистов в области информационных технологий, инженеров в области металлообработки. Служба занятости населения заинтересована в том, чтобы предупредить возможные просчеты молодежи в выборе профессионального пути, ведет в этом направлении определенную работу, оказывая профориентационные услуги. Как сделать так, чтобы выбор профессии был удачным, чтобы выбранная специальность приносила удовольствие и обеспечивала максимальную реализацию возможностей? Здесь не обойтись без специалистов-профконсультантов Информационно-консультационного центра Госкомитета республики по миграции и занятости. Они советуют при выборе профессии учитывать свои желания, психологические особенности и возможности, а также потребности общества. С их точки зрения, процесс принятия решения можно разбить на семь этапов, иначе говоря, семь шагов к взвешенному решению. Попробуем в них разобраться. Во-первых, составить список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать и которые вам подходят. Ко второму критерию, составлению перечня требований к выбираемой профессии, необходимо отнестись особенно внимательно и серьезно. Требования таковы: выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и сегодняшние горячие проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и склонности и способности; желательное содержание, характер и условия работы. Третий и четвертый этап определяют, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, некоторые из них менее значимы, их по большому счету можно и не учитывать. Но не забывайте, что кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. После столь напряженной работы у вас осталось еще три шага к взвешенному решению. Подсчитайте и проанализируйте результаты, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам. Затем проверьте результаты и убедитесь в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологами, профессиональными консультантами. И, наконец, определите основные практические шаги к успеху. Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности и как повысить свою конкуренто- способность на рынке труда. Хочется обратиться к тем, перед кем стоит сегодня вопрос выбора профессии. Помните! Окончательный выбор только за вами. Выбирая профессию, вы выбираете свое будущее! Геннадий ХОЛКИН. Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/21449/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007