Распечатать: Блуждающие финансы РаспечататьОставить комментарий: Блуждающие финансы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Блуждающие финансы Посмотреть комментарии

7 декабря 2007

КАРЬЕРА

Блуждающие финансы

    В течение года ОО "Голден Гоал" совместно с ОО "Элсен" и ОФ "Эл-сайт", Минфином и Минобразования в рамках национальной эдвокаси-кампании "Студенты Кыргызстана за прозрачный бюджет" проанализировали расходную часть 17 государственных вузов республики. И пришли к неутешительному выводу. Права студента, обучающегося на платной основе, нарушаются с момента заключения договора с вузом, который практически не регламентирует обязанности по предоставлению информации о расходовании денежных средств.

    - В формировании бюджета не участвуют студенты, преподаватели. В вузах нет попечительского совета. Увеличивается количество учащихся, но качество преподавания оставляет желать лучшего. Учебно-методических пособий недостаточно, - отметил президент ОО "Голден Гоал" Алишер Мамажанов.

    Кроме того, сами студенты не знают порядка формирования и распределения бюджета и зачастую по этой причине не участвуют в данном процессе. По опросам, никто из студентов не задумывается, что качество образования зависит от распределения бюджетных средств. Признаюсь, что в бытность моей учебы в университете меня также не волновал вопрос, куда уходит плата за обучение. В то же время и уровень преподавания не совсем отвечал требованиям. Но самое главное, в вузе, в отличие от школьной скамьи, нам привили новое учебное правило: бегать за нами педагоги не будут. Если так уж нужны знания, то ходи на лекции, в библиотеки и так далее. Стало быть, основной уровень подготовленности базировался на среднем образовании.

     И основное представление о будущей профессии, конечно же, получили в ходе практики, место которой также выбирали самостоятельно. Впрочем, и по профессии журналиста ничего глубокого в университете не давали. Поверхностные знания, и все. В начале двухтысячного года специальность филолога была непопулярной, поэтому двум желающим, в том числе мне, предложили пойти учиться на журналиста, красочно обосновав, что это намного интереснее. Набор на эту дисциплину был поразительный. К тому же предоставляли возможность выбора - теле-, радио-, газетная, электронная, международная журналистика. Абитуриенты рты пораскрывали от такого многообразия. На деле же нам теоретически преподавали историю журналистики, литературы. Не было радийной или телестудии. Да и из огромного количества студентов единицы стали журналистами. Многие покинули альма-матер на первых курсах учебы, разочаровавшись то ли в вузе, то ли в специальности. Хотя и плата за обучение была не столь велика, к примеру, в отличие от международного факультета.

    Прежде всего сам университет должен быть заинтересован в прозрачности своего финансирования. Некоторые негосударственные вузы следуют Закону "Об образовании" и создают попечительские советы из числа студентов, преподавателей, родителей и других граждан, которые участвуют в формировании и расходовании бюджета. Один из таких - Американский университет в Центральной Азии, пожалуй имеющий самый удачный и действенный опыт в этой сфере.

    Процесс формирования бюджета в АУЦА открыт и состоит из нескольких этапов. Каждый факультет, офис и структурное подразделение составляет свой план расходов на следующий год исходя из потребностей.

    После того как каждый отдел подготовит предложение, все заявки рассматривают финансовый отдел вуза и вице-президент по бюджету и финансовому планированию. Консолидируют и формируют единый интегрированный бюджет с учетом приоритетов развития и стратегии вуза. Совет попечителей принимает окончательное решение.

    Студенческий сенат АУЦА и офис по делам студентов самостоятельно составляют реестр денежных затрат.

    Впервые контрактное (платное) обучение в наших госвузах появилось в 1993 году. Например, тогда при КНУ на основании соглашения между нашим и американским правительствами, Институтом открытого общества Фонда Джорджа Сороса был создан кыргызско-американский факультет, который в 1997 году стал Американским университетом в Кыргызстане (в 2002 году - АУЦА). На сегодня это первый вуз, подавший заявку на получение международной аккредитации, и для него попечительский совет (высший управленческий орган) является важной структурой развития. В него входят как наши, так и казахские бизнесмены, влиятельные люди из США, политики и другие персоны разных сфер деятельности, которые принимают судьбоносные решения для вуза, обеспечивают контакты, помогают выбить деньги у различных фондов, организаций и т.д. В общем, занимаются лоббированием интересов. Введен попечительский совет и в КТУ "Манас", в МУКе.

    В настоящее время в республике насчитывается более 50 вузов. Ежегодно около 40 тысяч выпускников получают диплом о высшем образовании, и большинство из них не могут найти работу по специальности, вынуждены получать другое образование.

    А ведь от финансовых ресурсов напрямую зависит уровень квалифицированности и профпригодности выпускников. Но, как показали результаты исследования, контроль бюджетных средств госвузов, который формирует экономический (плановый) отдел, со стороны студентов, преподавателей, родителей отсутствует. 80 процентов от общего бюджета вуза поступает от потребительских образовательных услуг, что одобряет законодательство республики, но в то же время Минобразования отслеживает только госбюджет, то есть 20 процентов. Большая часть финансов используется по собственному усмотрению. Две трети от общих затрат вузов расходуется на оплату труда административного и преподавательского состава, а также уплату соответствующих отчислений, предусмотренных законодательством.

    Расходы по статье "Приобретение прочих услуг" составили 14,2 процента (это питание, медикаменты, приобретение машин, оборудования, инвентаря и др.), 6,4 процента потрачено на текущий и капремонт, строительство и приобретение зданий и сооружений, 4,7 процента - на стипендии. Но не решен вопрос стипендиального стимулирования учащихся.

    Хотя в соответствии с законодательством заказчик (в данном случае студент, потребитель образовательных услуг) имеет право на получение информации. Но почему-то в договорах, заключаемых между студентом и руководством вуза, не прописаны вопросы подотчетности, не оговорено, на что пойдут средства.

    - Происходит неравномерное распределение вузами финансов по защищенным статьям (зарплата, отчисления в Cоцфонд и др.). Но без стратегии планирования развития вуза невозможно формировать бюджет прозрачно и организовать его слушания публично, - говорит ассистент по Чуйской области, директор ОО "Элсен" Айнура Усупбекова. - Эти проблемы должны решаться на собраниях, попечительским, ученым, педагогическим и другими советами или комитетами.    

    Естественно, в последнее время набор в вузах резко увеличился, тем самым и доходы от контрактников (их 88 процентов от общего числа учащихся, в прошлом году - 187,5 тысячи человек) превысили бюджетное финансирование в среднем в четыре раза. Но это же породило снижение качества преподавания. Погоня за количеством и прибылью привела к росту коррупции.

    Единственное, с 2002 года у поступающих в университеты, в частности, из областей появилась возможность учиться в вузах за счет государства, но по результатам общереспубликанского тестирования. По конкурсу в категорию "село" зачислено 42 процента, "областной центр и малый город" - 31 процент, "Бишкек" - 19 процентов. Гранты распределены среди 26 госвузов и, прежде всего, отданы на дефицитные специальности.

    За последние пять лет стоимость обучения возросла в 1,2 раза (в среднем около 8,4 тысячи сомов). Студент-иностранец платит в среднем 12,5 тысячи сомов, что в полтора раза больше, чем кыргызстанец. При этом минимальный размер контракта - 3 тысячи сомов, а максимальный - 117,7 тысячи сомов. Оплата в государственных вузах ниже, чем в частных. Очная форма обучения в два раза дороже заочной.

    В столице стоимость обучения в среднем около 10,3 тысячи сомов, минимальная цена - три тысячи сомов, а максимальная - 78,5 тысячи сомов. В регионах - от 4,8 тысячи сомов до 7,1 тысячи.

    На качество обучения влияют уровень квалификации профессорско- преподавательского состава и состояние материально-технической базы.

    На 1 октября 2006 года из 13,5 тысячи преподавателей ученую степень доктора наук имели 652, кандидата наук - 2982, профессора - 711, доцента - 2236.

    Тем временем государственная аттестация требует процента наличия преподавателей с учеными степенями или званиями в университете - 35, академии - 30, институтах - 25, докторов наук или профессоров в этих вузах соответственно 7, 5, 5.

    Повышать квалификацию следует не реже одного раза в пять лет.

    Но в целом норматив не выполняется. Из всего педагогического состава в штате состоят 70 процентов, остальные учат уму-разуму на условиях почасовой оплаты или совместительства. Хотя по лицензионным и аттестационным нормам требуется 80 штатных процентов.

    Наблюдается серьезный дисбаланс в подготовке кадров по специальностям. Так называемым престижным профессиям (экономист) в 50 вузах обучается 57 тысяч студентов, или 24 процента от общего числа, юристов - 24 тысячи (10 процентов). В сфере сельского хозяйства всего 3,7 тысячи (1,6 процента), информатиков - 15,5 тысячи (6,7 процента), в сервисе и туризме - 1,5 тысячи (0,6 процента). Как говорится, где спрос, там и предложение. Следуя этой мысли, вузы увеличили сумму оплаты контракта на популярных специальностях. Но область информационно-коммуникационных технологий на практике дороже обходится, нежели обучение юриста. Плюс к этому как грибы после дождя расплодились факультеты, институты, центры от вузов с обучением одной специальности. К примеру, бухгалтерский учет и аудит преподается в 32 вузах, а финансы и кредит - в 31.

    На фоне этого даже появился термин "блуждающие профессора" - педагоги работают не в одном, а, скажем, в пяти университетах, что приводит к нерациональному использованию финансовых и материальных средств.

    Кроме того, на трех преподавателей приходится два сотрудника административно-управленческого аппарата, вследствие чего количество проректоров может доходить до девяти.

    А вот в достаточной мере обеспечить студентов компьютерной техникой руководство не может. В регионах на один компьютер претендуют 47 человек. 

    В связи с этим эдвокаси-кампания провела тренинги по формированию бюджета вузов среди представителей более двух тысяч студентов, гражданского общества для получения знаний по модели участия в бюджетном процессе.

    - Многие учащиеся были заинтересованы попечительскими советами. Охватили, конечно, не всех, но это наши первые шаги. Думаем о составлении единого договора, заключаемого при поступлении в вуз, будем работать с законодательной базой. Надеемся, что наши рекомендации примет Минобразования и проведет реформу в системе финансирования высших учебных заведений, - заключила Айнура Усупбекова.

     В свою очередь мы обратились за комментариями в ряд вузов, среди которых проводились исследования. Судя по откликам, ситуация в университетах не так уж и закрыта.

    В КГТУ, например, формируют бюджет финансовый комитет (выбираются тайным голосованием представители молодежи, юридических структур), ученый совет. Утверждают предложения Минобразования, антимонопольный комитет, который может урезать, к примеру, командировочные расходы, с ним же согласуется сумма контракта.

    Проследить за отчетным годовым финансированием можно и в Интернете на веб-сайте политеха www.ktu.aknet.kg. Между тем дешевый контракт на энергетическом факультете - 11 тысяч сомов, дорогой на факультете информационных технологий - 19 тысяч 800 сомов. Перебор со студентами в Институте управления и бизнеса при КГТУ, и сумма оплаты - 22 тысячи сомов.

    Как поведали в плановом отделе КНУ, преподаватели и студенты в курсе финансовых событий вуза. Двери на бюджетные слушания и заседания ученых советов всегда открыты. Всего здесь девять факультетов, четыре института, три центра и два лицея. В предоставлении информации о сумме контракта нам было отказано.

    Не согласились высказать свое мнение в КРСУ, в связи с тем, что ректор данного заведения временно сложил свои полномочия в ходе предвыборной кампании. 

    Юлия СУШКОВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/21069/


Распечатать: Блуждающие финансы РаспечататьОставить комментарий: Блуждающие финансы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Блуждающие финансы Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.2467

EUR 81.0325

RUB   1.0334

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007