Распечатать: Авторское кино не стареет РаспечататьОставить комментарий: Авторское кино не стареет Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Авторское кино не стареет Посмотреть комментарии

31 июля 2007

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Авторское кино не стареет

    Кинофестиваль с прицелом в будущее

    Как мы уже сообщали, Бишкек обзаводится собственным международным кинофестивалем (МКФ). Его организаторы - группа "10+" - сделали сферой своих интересов не ширпотреб, а кинематограф авторский, артхаусный. "Киностан" откроется в конце августа, на три дня раньше знаменитого Венецианского МКФ, в год 75-летия этого патриарха среди кинофорумов. Может, такое совпадение к удаче?

    - У нас ведь впервые пройдет такой крупный МКФ? - спросила я артдиректора будущего фестиваля киноведа Гульбару Толомушову.

    - Да, впервые. В 1976 здесь был Всесоюзный, очень масштабный кинофорум, где картина Болота Шамшиева "Белый пароход" завоевала главный приз. Был фестиваль "Сказка", спортивных фильмов, но все на уровне всесоюзном. Были недели, дни французского, иранского, европейского кино в КР, но тогда почти никто не приезжал. Нынче мы закладываем первый камень фестиваля, который должен стать ежегодным.

    - Сложновато нашему кино поднимать такую махину, почти не имея опыта в организации?

    - Конечно. Но в прошлом году на фестивале в Душанбе образовалось нечто вроде конфедерации лидеров фестивального движения Центральной Азии, персоязычных стран и Кавказа с тем, чтобы друг другу помогать.

    - Что за счастливая мысль - в эпоху засилья масс-культуры "специализировать" фестиваль на авторском кино?

    - Авторское кино - это самовыражение художника. Мы смотрим фильм и стараемся понять мировоззрение его автора. Чаще всего артхаусных художников не волнует прокатная судьба картины, главное для них - выразить свой внутренний мир. Мы знаем, самый яркий представитель авторского кино - Андрей Тарковский. Сколько споров вызвало, допустим, его "Зеркало"! "Я не понимал его тогда. Но прошло 20 лет, и я до него дорос", признался Эльдар Рязанов. Зрелищная лента с первого раза "проглатывается". Я знаю, второй раз я ее смотреть не пойду, она уже неинтересна. А авторская картина не умирает. Скажем, "Небо нашего детства" Толомуша Океева до сих пор востребовано в киномире. Его приглашают на фестивали, ретроспективы. И сами кыргызстанцы его любят и пересматривают по многу раз. Подлинная авторская история не стареет. С этой позиции мы делаем уклон в авторское кино.

    Одна из главных задач нашего фестиваля - поднять зрительский уровень. Кстати, программы у нас две: для публики - она будет демонстрироваться в кинотеатрах - и для экспертов, специалистов, которые приедут из десяти стран мира.

    - Чаще всего МКФ - это "слет" звезд экрана. Но герои "Киностана" - люди, которые всегда за кадром - режиссеры, дистрибьюторы, критики...

    - На алматинском фестивале

    "Евразия", скажем, властвуют звезды. Туда приезжали Катрин Денев, Орнелла Мути, Микеле Плачидо, Жан-Клод Ван Дамм, Стивен Сигал. А для нас, для меня лично звездой является режиссер-творец. Именно он создает артхаусный фильм. Его произведение по достоинству может оценить знаток, эксперт, поэтому приглашены киноведы, критики. Его может оценить инвестор, поэтому к нам приедут представители крупных фондов поддержки кино, крупных фестивалей. Так, у нас будет молодая, но очень продвинутая девушка Бьянка Таал. Она представляет Голландский фонд кино и Фонд Хуберта Балса, правление которого возглавила весной. Бьянка Таал - полпред одного из крупнейших фестивалей мира - Роттердамского. В его рамках действует СинеМарт - стартовая площадка для кинематографистов.

    - В каком смысле стартовая площадка?

    - Скажем, ты написал интересный сценарий, можешь подать заявку в СинеМарт. Если сценарий сочтут достойным, тебя пригласят приехать. И ты представишь проект в надежде, что продюсеры, фонды им заинтересуются...

    - ...и профинансируют съемки фильма?

    - Да, да, да. Они же прочитывают заявки, просчитывают вероятность успеха того или иного проекта на артхаусном рынке. Еще в 1994 году я слышала о СинеМарте в рамках Роттердама, о Фонде Хуберта Балса. И теперь наш молодой продюсер Алтынай Койчуманова с этими фондами работает.

    - Значит, эти организации помогают и нашим кинематографистам?

    - Да. Так, в Пусане была поддержана картина "Боз салкын" еще на уровне проекта. Алтынай Койчуманова сотрудничает с Пусанским фондом поддержки кино, привлекая финансы на постановку фильма "Адеп Ахлак" Марата Алыкулова. А стартовую поддержку эта работа получила во французском городе Нант на Фестивале трех континентов, потом - на МКФ в Белграде. В этом году Алтынай и Актан Арым Кубат ездили в Роттердам, где подали заявки сразу нескольких проектов, в том числе "Свет" самого Арым Кубата, который запустился только что.

    - Умницы, находят деньги на стороне, а наших киношников вечно попрекают в иждивенчестве за счет государства...

    - Это пример того, как сегодня можно работать независимо. Как говорил Актан Арым Кубат, первое время они связывались с фондами, сидя за компьютерами. Так Алтынай нашла часть необходимой суммы на "Боз салкын". Вторую часть нехилой суммы молодой продюсер добыла уже когда ездила. Она подключилась, когда по международным фестивалям поехала "Сельская управа" Эрнеста Абдыжапарова. И Алтынай с режиссером совмещали презентацию фильма с поисками денег на "Боз салкын". Это уникальный способ.

    - Вернемся к нашему фестивалю. Его гости - фигуры значительные в киномире?

    - Это очень уважаемые и видные люди в мировом кинематографе. Допустим, из Франции дали согласие приехать директор МКФ Трех континентов Алан Жалладу, известный нам продюсер Чедомир Колар, который работал с Арымом Кубатом над картинами "Бешкемпир" и "Маймыл". Нынешний визит г-на Колара связан с запуском проекта "Свет": он - один из продюсеров с зарубежной стороны. Кроме того, он даст мастер-класс на курсах по подготовке кинорежиссеров. Еще один представитель родины кинематографа - очень известный эксперт в области российского и всего постсоветского кино Жоэль Шапрон. Он - отборщик Каннского кинофестиваля, отвечает именно за страны бывшего соцлагеря. Из США приедет Майкл Роуленд. Я всегда думала, что Майкл киновед, поскольку он писал статьи о кыргызских фильмах. Но оказалось, он - философ, защитил докторскую диссертацию "Роль музыки в становлении казахской нации в 1920-1936 годах".

    - Не каждый здешний спец так глубоко копнет...

    - У него очень широкий круг интересов в центральноазиатской литературе, кино, музыке, истории. В настоящее время Майкл готовит сборник статей о кино ЦА советского и постсоветского периода. Авторы - киноведы как нашего региона, так и западные. На "Киностане" Майкл представит сборник.

    - Какова программа фестиваля?

    - Предваряют ее дни российского кино, которые начнутся 24 августа. "Киностан" открывается 27 августа фильмом-сюрпризом. Затем - рабочая программа "Лаборатория", где мы представим картины, еще находящиеся в производстве.

    - То есть не готовые?

    - Еще не готовые или готовые, но в видеоварианте. Режиссеры хотели бы, чтобы представители фондов помогли с финансированием, чтобы потом перевести ленты на кинопленку. Естественно, представителям фондов, поддержавших картины на стадии сценария, интересно будет увидеть плоды этой поддержки.

    - Проекты из каких стран участвуют в "Лаборатории"?

    - Из Кыргызстана, Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана. Один день посвятим молодому кыргызскому кино - будет отчет курсов по подготовке кинорежиссеров. Программа эта очень важная, потому что речь идет о нашем будущем кино. Кстати, работы наших ребят интересны куратору российской программы Дарье Борисовой из Конфедерации стран СНГ. В ноябре конфедерация проводит форум молодого кино с месячными мастер-классами. С конкретной целью - отобрать фильмы - едет к нам из Швейцарии Ан Ча Флубахер-Рим, этническая кореянка, вице-директор МКФ в южнокорейском городе Джеонджу. В будущем году на своем фестивале она хочет провести панораму кино ЦА.

    - Видно: нарождающийся фестиваль - это перспектива развития нашего синема.

    - Да. И не только нашего, но и регионального. Потому что мы хотим выявить таланты и в соседних республиках. Там тоже есть независимые кинематографисты, которым нужна поддержка.

    - Последние два-три года на международных кинофестивалях - Канн, Венеция - гремели российские фильмы. Какие из них мы увидим здесь?

    - Мы запрашиваем у России "Ничего личного" и "Требуется няня" Ларисы Садиловой, "Свободное плавание" Бориса Хлебникова, "Изгнание" Андрея Звягинцева. Это все новые картины, получившие награды. Можно точно сказать, что приедет Лариса Садилова, снимающая на стыке зрелищного и авторского кино. Она - актриса, сценарист, продюсер, режиссер, но в основном работает как режиссер.

    - А чего ждать от наших соседей?

    - Узбекское кино представят авторские картины, снятые в стиле Л.Садиловой - на стыке зрелищности и авторского голоса. Я очень рада, что будет показана новая работа Камары Камаловой, ветерана узбекского кино, "Дорога под небесами". Хочу пригласить две картины самого молодого известного узбекского режиссера Елкина Туйчиева "Подросток", которая была показана в разных странах мира, и "Источник", получившая в прошлом году на Московском фестивале Гран-при в секции "Перспектива". Елкин - из новой волны узбекского кино. Казахский кинематограф представлен в программе "Лаборатория". Это новый проект Дарежана Омирбаева "Шуга", где история Анны Карениной перенесена в сегодняшнюю Алматы. И два проекта Рустема Абдырашева. Первый "Лоскутное одеяло". Мы не случайно хотели его заполучить. Казахстанец считает себя прямым учеником Актана Арым Кубата, на него в свое время произвел большое впечатление фильм "Бешкемпир"". Он повлиял и на изобразительное решение предыдущей картины Абдырашева - "Остров возрождения". У Актана были цветные вкрапления в черно-белый фильм, когда герой вспоминал детство. Они появлялись неожиданно, как вспышка сознания. Ученик активно использовал эту находку оправданно, акцентированно, рассчитанно. Когда режиссер авторского кино делает какие-то открытия в изобразительной палитре, в приемах, последователи берут это на вооружение, зная, зачем, почему и как их воспримет зритель.

    - А что за таинственный фильм-сюрприз вы готовите?

    - Мы давно думали: если

    "Евразия" в день открытия приглашает Катрин Денев и показывает мощную зрелищную картину, то нам нужно пригласить интересного режиссера и такой фильм артхаусный, который уже прозвучал в мире. Однажды в каталоге Белградского фестиваля я нашла среди знаменитых режиссеров Абдеррахмана Сиссако и его киношедевр "Бамако". Весной он шел в нью-йоркском кинотеатре Film Forum и, как писали, "собирал каждый день полный зал избранных, которые готовы смотреть этот талантливый и горький фильм". Абдеррахман Сиссако сейчас - один из крупнейших режиссеров новой волны. Он был членом большого жюри Каннского МКФ. "Бамако" представлялся на всех известнейших кинофестивалях, собрал множество наград и идет по всему миру. Это очень востребованная работа.

    - Почему вы именно ее выбрали?

    - Если бы я о ней узнала в декабре прошлого года и привезла в Бишкек, это было бы вовремя. Тогда все кыргызстанцы очень активно протестовали против вступления КР в программу ХИПИК. Действие фильма происходит в Бамако, столице африканского государства Мали. В центре - судебный процесс. Рассматривается иск граждан Мали к международному финансовому фонду. Истцы утверждают, что реструктуризация национального долга с обязательными выплатами международным банкам является причиной безмерного обнищания и экономической стагнации целой страны и всего континента. Обязательные выплаты поглощают большую часть национального дохода и угрожают гибелью их родине.

    - Гульбара, вы ждете от наших кинематографистов чего-то подобного, когда говорите, что нужны современные темы, современные герои?

    - Много спорят, какой фильм нужно сегодня снять, какой нужен госзаказ. Почему-то все мы обращаемся к далекому прошлому - "Манас", "Курманбек", "Курманджан датка"... Я тоже хочу, чтобы были сняты такие зрелищные фильмы. Но сегодня, когда в ЦА нет равных нам по активности гражданского общества, хотелось бы, чтобы нашелся автор, который создал такую картину. Сиссако это удалось.

    - Вы сказали, что вместе с ним учились во ВГИКе...

    - Он всех поражал своей неслыханной вежливостью, любезностью. Высокий, подтянутый, он всегда ходил в галстуке-бабочке. Жаль, А.Сиссако не приедет, у него радость: родилась дочь. И Лариса Садилова с нами в одно время училась. Приятно, когда твои однокашники так хорошо работают в кино и чего-то добились. 27 августа, когда откроется наш МКФ, - день советского кино. Мы отдадим дань памяти советской киношколе.

    - Есть надежда, что другие гости в последний день не откажутся приехать в Бишкек?

    - Обещали быть. Единственная помеха - "Киностан" совпадает по срокам с юбилейным Венецианским фестивалем: тот откроется 30 августа. Некоторые участники прямо из Бишкека полетят в Италию. Программа у нас насыщенная. Сейчас оргкомитет задействован на то, чтобы найти недостающие средства.

    - Много требуется?

    - Естественно. Все приглашенные - люди очень видные, их надо принять достойно. От этого тоже зависит, станет ли "Киностан" серьезным фестивалем.

    Зоя ИСМАТУЛИНА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/19390/


Распечатать: Авторское кино не стареет РаспечататьОставить комментарий: Авторское кино не стареет Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Авторское кино не стареет Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8310

EUR 79.8168

RUB   1.0647

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007