Распечатать: Выиграть должна страна РаспечататьОставить комментарий: Выиграть должна страна Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Выиграть должна страна Посмотреть комментарии

18 мая 2007

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Выиграть должна страна

    На политическом олимпе установилось затишье. Однако в сфере бизнеса бушуют прямо-таки шекспировские страсти. Большевистский клич "Экспроприируй экспроприированное", а проще говоря: "Грабь награбленное" двигает желающими разбогатеть до сих пор. Причем с каждым годом сей призыв становится все громче.

    На заре девяностых, когда на нас свалилась негаданная независимость, страна оказалась на грани экономического коллапса. Заводы, фабрики прекращали работать или срочно трансформировались в иные производственные цеха. Так, крупнейший военный завод им. Ленина, эвакуированный во время войны из Харькова, стал выпускать мебель.

    Промышленный застой проделал приличную брешь в бюджете республики. Местные олигархи еще не появились, а заморские с опаской наблюдали, чем закончатся предродовые муки суверенного Кыргызстана. Каких только программ по выходу из затяжного кризиса не выдавали

    на-гора отечественные экономисты вкупе с международными экспертами. Достаточно вспомнить знаменитый "Песак" - программу по реструктуризации отечественной промышленности, разработанную Всемирным банком. Это был первый крупный проект, который потерпел фиаско. Причин неудачи две: некомпетентность некоторых хваленых специалистов "ненашинского" разлива, не удосужившихся вникнуть в суть нашей промышленности переходного периода, и нечистоплотность высокопоставленных чиновников, постоянно путающих свой карман с государственным.

    На программу "Песак" было выделено 60 млн. долларов США. Первоначально планировалось, что в проект войдут 60 крупнейших предприятий нашей индустрии. Однако "красные директора", поняв, что дальше им придется действовать по указке кредиторов из Агентства по реорганизации и ликвидации предприятий при соответствующей правительственной комиссии, созданного усилиями Всемирного банка, пытались действовать по своему усмотрению.

    Они же, найдя для себя лазейку, которая не может прийти в голову менеджерам в странах с развитой экономикой, заручившись поддержкой той самой правительственной Комиссии по реструктуризации и ликвидации предприятий, начали умышленно наращивать безнадежную дебиторскую задолженность за предоставленную товарную продукцию. В результате неоправданно повысилась кредиторская задолженность, а дебиторская, будучи безнадежной, снижалась. В итоге оценочная стоимость предприятий оказалась мизерной.

     Позже, после провала "Песак", в Кыргызстане появились первые инвесторы. Заговорили о канадском присутствии. Начались работы на золоторудном месторождении Кумтор. Сегодня внимание деловых кругов мирового сообщества вновь приковано к скандальному золотому разрезу.

    Некоторые ретивые политики решили, что налоговые поступления в государственную казну минимальны. Затребовали больше. Но на самом ли деле озабочены судьбой "обманутого" государства те, кто решил атаковать Кумтор?

    Какие ценные (в смысле финансовом) земные мотивы скрыты под потоком высоких слов, если организаторы пиар-наезда не побоялись ударить по имиджу страны, по имиджу ее лидеров, принижая вклад Кумтора в экономику Кыргызстана - крупнейшего инвестиционного проекта? Стали поговаривать, что приискам грозит национализация.

    Сначала, мол, потребуют семидесятипроцентную долю от доходов, а после и вообще "прихватизируют", причем наши же местечковые олигархи, периодически мелькающие и на политической арене. До сих пор аукается ряд просчетов, допущенных кыргызской стороной при заключении генерального соглашения по месторождению. главной ошибкой стало то, что республика решила получить свою долю доходов за счет дивидендов и предоставила проекту чрезмерные налоговые льготы. В чем тонкость механизма?

    Дивиденды выплачиваются от части прибыли, оставшейся после выполнения кредитных обязательств и уплаты налогов. И лишь в том случае, если предприятие работает доходно. Вот с доходами-то у проекта из-за падения цен на золото на мировом рынке получилось как раз не ахти.

    А тут еще легендарный парламент сыграл свою роковую роль. Депутаты принялись давить на тогдашнее правительство. Министры должны были добиться как можно большей доли в уставном капитале совместного предприятия "Центерра голд". Свою долю ответственности, в таком случае, должен нести и тогдашний кабинет министров, который не нашел в себе силы для сопротивления законодателям и был вынужден в обмен на две трети акций СП "Центерра голд" освободить предприятие от ряда важнейших налогов на первые пять лет промышленной добычи. И хотя оговоренные пять лет уже прошли, сохраняется, однако, еще одна льгота. По генсоглашению иностранный участник предприятия, то есть "Камеко корпорейшн", не платит часть налогов в течение еще следующих пяти лет. Об этом уже писали, и не раз. Рассуждали журналисты, экономисты, независимые эксперты, чиновники и бизнесмены. Мнения едины - вопрос Кумтора давно вышел за рамки экономических споров и перешел в плоскость политическую. Кому-то из высоких чинов не терпится прибрать месторождение к рукам. Но забывают об одном - если сейчас указать канадцам на дверь, то не стоит тешить себя надеждой, что они уйдут, оставив новым хозяевам всю технику и исследования по разработкам новых карьеров. Это частная собственность "Камеко корпорейшн", следовательно, она имеет полное право забрать с собой все свое имущество.

    Однако... если это произойдет, то месторождение вообще перестанет приносить какую бы то ни было прибыль. Ибо практика показывает: национализация экономического блока - дело хорошее, но лишь при сильном управлении и жесткой вертикали власти. В нашей же республике пятнадцать лет царил беспрецедентный грабеж, а сейчас снимаем урожай неуемных аппетитов беглой семьи и ее приближенных. Наряду с Кумтором зреет и нарыв Джеруя. Опять же, в обоих случаях неизменной остается лишь армия пикетчиков.

    Как раз накануне апрельских митингов в СМИ появилась информация о том, что президент Бакиев настоял, чтобы компанию Oxus - прежнего разработчика месторождения - лишили лицензии. Вспомнилась и прошлогодняя история, что будто бы нынешний инвестор ЗАО "Джеруйалтын" получил право на добычу золота без проведения конкурса.

    Если разобраться, то ничего противозаконного в опубликованных документах, согласно которым Курманбек Бакиев настоял на отказе от сотрудничества с компанией Oxus, нет. Бывший премьер-министр Феликс Кулов предлагал два варианта развития сотрудничества с инвестором: разорвать отношения или восстановить лицензию компании на более выгодных для Кыргызстана условиях. Премьер предупреждал президента о возможных рисках как в первом, так и во втором варианте.

    Глава государства выбрал, по его мнению, самый оптимальный вариант освоения Джеруя - совместно с компанией ЗАО "Джеруйалтын". В свете нынешних событий информация о том, что президент Кыргызстана инициировал разрыв с компанией Oxus, выглядит как попытка - впрочем, сорвавшаяся - опорочить главу государства. Ранее подобная "диверсия" была предпринята в отношении и "железного" Феликса.

    Что касается заявления о том, что ЗАО "Джеруйалтын" получило лицензию на разработку месторождения без проведения конкурса, то, как выясняется, Конституция Кыргызстана и действующее законодательство не требуют обязательного проведения тендера.

    Известно, что предоставление золоторудных месторождений в чье-либо пользование регулируется Законом "О недрах". Право на разработку полезных ископаемых можно получить двумя путями - либо выиграв конкурс, либо после проведения открытых переговоров. Принимать то или иное решение - прерогатива исключительно правительства республики. Если кабинет министров приходит к решению не проводить конкурс, то в соответствии с законодательством начинается этап открытых переговоров.

    Существует, однако, еще и Положение правительства "О лицензировании недропользования и использовании мелких месторождений общераспространенных полезных ископаемых". На него ссылаются все, кто говорит, что право разрабатывать залежи может предоставляться только после проведения конкурса или аукциона. Но это постановление противоречит Закону "О недрах". И в этой ситуации верховенство остается все-таки за законом. Следовательно, право на разработку опять же будет предоставляться путем проведения тендера или открытых переговоров.

    Вывод однозначен: правительство, отказавшись от проведения конкурса, не превысило свои полномочия.

    Однако Жогорку Кенеш предпринимал попытку отменить постановление кабинета министров "О создании совместного предприятия по освоению месторождения Джеруй", что, по сути дела, противоречит Конституции.

    Согласно Основному закону парламент имеет право давать рекомендации правительству, чтобы оно отменило свои постановления. Однако по Конституции Жогорку Кенеш может это сделать только в рамках принятого закона. Это очень важный пункт. Его смысл в том, что вне рамок конкретного закона депутаты имеют право только рекомендовать кабинету министров.

    Отменять же его решения может лишь президент. Таким образом, парламент, предписав правительству отменить постановление по освоению Джеруя, превысил свои полномочия.

    Жогорку Кенеш оценил постановление правительства по Джерую как "противоречащее законодательству Кыргызстана". Но дать такое заключение может только суд. Если депутаты считают незаконным тот или иной правительственный документ, они должны подать иск в соответствующие инстанции. Это единственный способ доказать свою правоту. В этой ситуации кабинет министров сам должен обратиться в суд, чтобы признать парламентское постановление "О состоянии и перспективах развития золоторудного месторождения Джеруй" неконституционным. Действия же таласцев, равно как и претензии иссыккульцев, перекрывших дорогу, в сложившейся ситуации можно оценить только как непоследовательные. Их основной аргумент: разработка месторождения плохо скажется на экологии.

    Безусловно, негативные результаты от добычи золота есть, но не более чем от кожевенного производства. Теперь сельчане Бекмолдоского айыл окмоту, ранее также выступавшие с подобными требованиями, непосредственно ознакомившись с ЗАО "Джеруйалтын" и его технологиями, уже более взвешенно подходят к данной проблеме. На днях они обратились к президенту Кыргызстана, премьер-министру и всем гражданам с призывом вступить в диалог друг с другом, прийти к компромиссу и не предпринимать противоправных действий. Область, ее жители, да и вся экономика Кыргызстана в целом с началом добычи благородного металла только выиграют.

    К концу 2007 года Кыргызстан должен наконец-то получить первое золото Джеруя. Но недавно работы на предприятии приостановлены. Причина? Все вышеперечисленные факты. За ними явно видна попытка компании Oxus, которая за семь лет так и не добыла ни одной крупицы благородного металла, вновь заполучить месторождение. Тот самый Джеруй, золото которого Кыргызстан уже так долго ждет.

    И опять же, за всеми потугами инвесторов видны уши наших некоторых нечистоплотных политиков, которые никак не могут понять: нельзя, просто невозможно растаскивать страну во имя своего тугого кошелька и сомнительных политических очков. Понятно, что в Кыргызстане отдавать государству в собственность промышленные объекты - недальновидно, как минимум. Ибо у нас нет сильной централизованной власти, как, к примеру, в той же Беларуси. Зато Кыргызстан входит в сотню лидеров по коррупции.

    Пускать же бизнесменов во властные структуры - тоже дело неблагодарное. Капитал в таком случае, защищенный политической броней, не работает в интересах государства. Так где же выход? Развивать частный сектор необходимо - это один из оплотов экономики и залог стабильной политической системы. Но это вовсе не значит, что крупных бизнесменов нужно пускать в "ареопаг". Ведь маститый предприниматель, "владелец заводов, газет, пароходов", начинает влиять на политику, исходя лишь из нужд своего кармана. Рядовой же чиновник, дорвавшийся до заветных ступенек на политическом Олимпе, тоже начинает стремительно обогащаться, при этом наскакивая на предприятия, уже принадлежавшие удачливому соседу по политарене, или запускает загребущие ручонки в государственную казну.

    Следовательно, нужно отделить политику от бизнеса. Ибо эти два понятия несовместимы именно в государственном масштабе. Каждый должен играть на своем поле.

    Дарья МАЛЕВАНАЯ.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/18531/


Распечатать: Выиграть должна страна РаспечататьОставить комментарий: Выиграть должна страна Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Выиграть должна страна Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8400

EUR 79.2474

RUB   1.0583

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007