Распечатать: Жив курилка?! РаспечататьОставить комментарий: Жив курилка?! Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Жив курилка?! Посмотреть комментарии

14 июня 2005

ЭКОНОМИКА

Жив курилка?!

    От Торгового дома остались «жучки»–посредники. Они и диктуют ценовую политику
    Стоимость цемента растет, как на дрожжах, делая очередной виток. Так, если до революционных событий за мешок цемента реализаторы выставляли цену в 185 сомов, а затем в апреле–мае наблюдалось снижение — 130–135 сомов, то буквально с прошлой недели опять пошло вздорожание. Иначе чем за 150 сомов вам никто мешок цемента не продаст. И это, видимо, не предел…
    В минувший четверг пресс–служба правительства организовала выезд журналистов на Кантский цементно–шиферный комбинат. Дабы узнать из первых уст, почему же идет вздорожание продукции? “А ничего подобного, — сказали нам еще на проходной, — вот на стенде официальные цифры, установленные еще в мае”. Действительно, отпускная цена на цемент М400 (самый ходовой) — 1620 сомов за тонну с учетом НДС, или 81 сом за мешок, шифер — 98 сомов с копейками за лист (у реализаторов — 120 сомов). Но как же так? Из чего складывается чуть ли не двойная накрутка?
    Товар, понятно, должен доходить до потребителя. И в этом плане интересны суждения руководителей мелких торговых фирм, чьими объявлениями пестрят страницы газет. Они вам скажут: оптимальная цена за мешок цемента должна быть в пределах 100 сомов. То есть где–то 20 сомов из этой суммы включают транспортные расходы, услуги и что там еще. И тогда перепадет и реализатору, и раскошелится рядовой покупатель. А сейчас — стагнация, покупатели замерли в ожидании — вдруг каким–то чудом цена на цемент снизится. Но, похоже, чуда не произойдет.
    Здесь не та ситуация, когда мартовские события вынудили Семью свернуть работу Торгового дома при КЦШК, забиравшего чуть ли не половину продукции и продававшего по своему усмотрению, то есть с аховой накруткой.
    Еще год назад мы писали, что перво–наперво надо ликвидировать этот ТД, который собственно к производству не имеет никакого отношения. Но зато определяет “рыночную” ценовую политику. Точь–в–точь, как это было с Каиндинским сахзаводом — коллектив выдавал “на–гора” сахар, а посредническая фирма “Шекер–Ордо” им полностью распоряжалась.
    Тогда зятю все–таки щелкнули слегка по носу. Правительство Танаева издало постановление “О мерах по обеспечению населения республики цементом и шифером”. Минфину вменялось “внести предложение по исключению из перечня видов предпринимательской деятельности, осуществляемой физическими лицами на патентной основе, оптовую реализацию цемента и шифера”. Иными словами, делалась попытка прервать связь семейного Торгового дома с “жучками”–посредниками. В ответ через “Вечерний Бишкек” зять “припечатал” правительство: “Можно приказывать, можно заставить — и предприятие будет работать с такими фирмами, на какие укажут. И что самое печальное, это со страшной силой отпугивает инвесторов”. Однако, как вы понимаете, до самой народной революции “перевес” был на стороне Семьи, из воздуха, на ценовой разнице делающей деньги.
    …В конце апреля на КЦШК прошло акционерное собрание. Поменялось руководство. Генеральным директором назначен ставленник казахстанской фирмы “Азия цемент”, владеющей с 2002 года 67,7 процента акций комбината, Серик Саликов. Это молодой, энергичный, владеющий, что называется, темой менеджер. Правда, почему–то отрицающий наличие до недавнего времени на комбинате Торгового дома: “Не было такого никогда”. Но он, видимо, не успел предупредить о своем видении вчерашнего дня других сотрудников. Потому что сопровождавший нас начальник службы безопасности предприятия все–таки обмолвился: “Вот когда на комбинате был Торговый дом…”.
    Мы спрашиваем С.Саликова, известно ли ему, что цена продукции увеличивается в два раза? Он отвечает: “На сегодня заключено более 100 контрактов на реализацию продукции с различными компаниями. Мы не можем отпускать каждому потребителю…”. И то верно, не тот масштаб. Все–таки 950 тысяч тонн цемента в год. 320 тысяч тонн идет на внутренний, нашей страны, рынок. Между тем водитель цементовоза Акылбек посетовал: мол, почему на комбинате нет магазина? Ведь посредники и сейчас цены диктуют. Почувствуйте разницу: отпускная цена за тонну цемента 1620 сомов, а через посредников — уже гораздо выше.
    Генеральный директор КЦШК Серик Саликов рисует радужные перспективы: “К концу года откроем свою розничную сеть магазинов, чтобы до каждого потребителя доходила наша продукция. (Без особых накруток, разумеется. — Г.К.). Бренд, специальные мешки, фирменные футболки на продавцах”. Все это прекрасно. Но почему этого не было сделано в прежние годы? Саликов парирует: “Не я же был директором...”.
    Да, директором (хозяевами) была Семья, перепродавшая комбинат и, наверное, мягко говоря, выторговавшая условия — Торговый дом. Тем и наживалась.
    Серик Саликов с готовностью (будто ждал) откликнулся на обсуждение темы, попал ли КЦШК в “черный список”? “Попал, четвертым значится. Но вопросы надо задавать Госкомимущества, тендерной комиссии…”. Видимо, следственные органы и зададут. Но, как мы уже сказали, “жучки”–посредники до сих пор существуют и без Торгового дома. Кто им даст по рукам? А если и в самом деле исключить из видов предпринимательской деятельности, осуществляемой коммерсантами, оптовую реализация цемента и шифера? Что это даст? Во–первых, контроль, во–вторых, подвигнет КЦШК поторопиться с организацией своей розничной сети. А то ведь и строительный сезон нынешнего года нами будет потерян. В том смысле, что частное строительство (а другого вида стройки у нас и нет) все средства простых граждан сожрет. Или придется отложить свое благоустройство до лучших времен.
    А комбинат этот перспективный. В планах руководства довести выпуск цемента до 1 млн. 300 тысяч тонн в год. Три миллиона долларов — дивиденды за 2004 год — направлены на развитие производства.
    И важно, не кто хозяин и из какой страны, важно, чтобы все было прозрачно, а не как до мартовских событий. Вы не поверите, но даже Собрание народных представителей (бывший парламент) считало, что Кантский цементно–шиферный принадлежит совсем не той компании. Читаем постановление от 8 апреля прошлого года: “Правительству рассмотреть вопрос соблюдения Cimets de lux S.A. договорных инвестиционных обязательств согласно контракту об инвестициях и покупке госпакета акций ОАО “Кантский цементно–шиферный комбинат” от 23 июля 1999 года, и в случае их несоблюдения расторгнуть с компанией контракт”. Так все и находились в неведении, пока гром не грянул и не сокрушил Семью. А “жучки”–посредники (за ними кто–то же стоит?) знай себе жируют.
    Геннадий Кузьмин.
    Фото Владимира Пирогова.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/10439/


Распечатать: Жив курилка?! РаспечататьОставить комментарий: Жив курилка?! Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Жив курилка?! Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007