Распечатать: Запустили землю, мать нашу РаспечататьОставить комментарий: Запустили землю, мать нашу Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Запустили землю, мать нашу Посмотреть комментарии

1 июля 2009

ПРИРОДА

Запустили землю, мать нашу

    — Ученые бьют тревогу. Проблема деградации почв в республике стоит очень остро. Сейчас в Кыргызстане 795 тысяч гектаров поливных земель, раньше было 847 тысяч, то есть за последние двадцать лет потеряли 52 тысячи гектаров — это почти два аграрных района, в которых можно разместить 20–25 прежних колхозов, — так начал наш разговор доктор сельскохозяйственных наук, специалист по почвоведению Нурудин КАРАБАЕВ.

     Ученый занимается проблемами культурных земельных угодий, работал в Научно–исследовательском институте почвоведения Министерства сельского хозяйства. Сейчас заведует кафедрой почвоведения в Кыргызском аграрном университете им. Скрябина.

    — Во времена Союза, — продолжает Нурудин Абылаевич, — поддержанию плодородия почв уделялось большое внимание. В период разгосударствления, выпавшего на середину девяностых годов, 75 процентов земель было отдано в частные руки. Раньше в республике насчитывалось всего 500 колхозов и совхозов, причем, как правило, экономически состоятельных и мощных. Для них каждый год из союзного фонда поставлялось 3000 тракторов, а вышедшие из строя списывались. То же происходило и с другой техникой — комбайнами, плугами, сеялками. А в последние двадцать лет, думаю, наше сельское хозяйство получило всего порядка 300 тракторов, причем в основном за последние два–три года. Сегодня около 90 процентов тракторов и комбайнов изношено, 30 процентов техники вообще непригодно к эксплуатации. При уборке урожая теряем до 20 процентов зерна. Не нужно долго гадать, в чем причина. Сейчас мы имеем более 300 тысяч крестьянских хозяйств, которые в силу своей раздробленности и маломощности не в состоянии применять передовые агроприемы, покупать минеральные удобрения для повышения урожайности сельхозкультур, средства их защиты от вредителей и болезней, технику для должного возделывания земли.

     Нынче крестьянин на одном и том же поле много лет подряд сеет одну и ту же культуру. В результате урожайность падает, сама культура вырождается, валовой сбор продукции сокращается. Все или, по крайней мере, большинство знают, что так хозяйствовать нельзя, периодически нужно менять возделываемую культуру. Но у крестьян нет возможности проводить севооборот.

    Одно из самых распространенных нарушений правил агротехники — неправильная, обычно мелкая, поверхностная вспашка. Известно, — объясняет ученый, — что каждая культура требует определенной глубины обработки почвы. Например, для озимой пшеницы это 27 сантиметров, сахарной свеклы — 30–35 сантиметров. Сейчас крестьяне пашут поле лишь до 16 сантиметров — трактора у нас старые, маломощные, на большее неспособны. Такая пахота пригодна только для возделывания проса. В результате глубже 18 сантиметров на пашнях образовалось уплотнение — так называемая плужная подошва. Его даже ломом трудно пробить.

    Беда не одна

    В союзное время каждые пять лет проводились исследования почв на состав содержащихся в них удобрений. Во всех областях республики работали агротехнические станции. Действовал научно–исследовательский институт почвоведения. Примерно семь лет назад его объединили с другим подразделением, по существу, ликвидировали. Только у нас среди развитых стран и других республик СНГ нет теперь такого учреждения.

     Поэтому уже много лет никаких анализов, тем более исследований, не проводится. Раньше по их результатам недостачу микроэлементов компенсировали внесением минеральных удобрений. На всю площадь орошаемых земель, по данным Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности, требуется примерно 320 тысяч тонн, а частные хозяйства вносят всего пятую часть — около 60 тысяч тонн. Урожайность снизилась на 40–60 процентов. Ежегодно страна теряет 350 миллионов долларов дохода.

    — В почве все больше недостает азота. Когда не хватает этого элемента, например, на пшеничном поле, в зерне образуется много белка и клейковины, из такой муки не испечешь хлеб. И нашим хлебопекам приходится в основном закупать муку в Казахстане, — грустно отмечает профессор. — Последнее время наблюдается потребность в фосфорных удобрениях. За двадцать лет те запасы, что были в почве, “съедены”.

    Еще одна беда — вышли из строя дренажные сооружения, оросительные каналы. В Чуйской долине на выходах подземных вод находится 10 тысяч километров дренажных труб. Сейчас земли засолены, не используются, но они очень плодородны. Система требует ремонта.

    Громадными проблемами оборачивается и то, что с каждым годом отрасль продолжает дробиться, мелких хозяйств становится все больше. Многие благоприятные для земледелия территории отданы под застройку.

    Потечет ли вода под камень?

    На фондах перераспределения сельхозугодий — государственных землях, не отданных в аренду, — начаты агротехнические мероприятия.

    — Есть хорошая идея — создать на 240 тысячах гектаров кооперацию — агрофирмы. Правда, никто точно не знает, сколько осталось земли в государственном пользовании. Сейчас идет ревизия, — рассказывает Нурудин Абылаевич. — Вопрос о помощи государства частному сектору остается открытым. Много разговоров о программе донорского сообщества “Инициатива стран Центральной Азии по управлению земельными ресурсами”, которое выделяет средства на развитие земельного сектора.

    По сути, кафедра почвоведения механического факультета аграрного университета им. Скрябина — штаб научных изысканий, где под началом Карабаева почти десять лет трудятся три аспиранта и четыре докторанта.

    — Проводим мониторинг пашен в сравнении с целиной и двадцатилетними данными. Айбек Упенов, например, берет всю Таласскую долину, Бекмат Масаедов — Ферганскую, Совет Мамытканов — Иссык–Кульскую. Эрмек Байбагышев, начальник международного отдела Нарынского государственного университета два года стажировался в институте почвоведения и экологии Германии, проводил мониторинг почв Нарынской области в сравнении с германскими. Несмотря на то, что наши почвы тяжелые, глинистые, а германские — субпесчаные, при одинаковом воздействии на них удобрения, наши показали большую потенциальную урожайность. Изучено более 20 типов почв, — рассказывает Карабаев. — Методы общесоюзные: отбирали почву по пахотным, подпахотным горизонтам, а в некоторых местах на всем почвенном профиле до 2 метров глубиной. Исследования проводят на Республиканской почвенно–агрохимической станции, все оплачиваем мы. Только механический состав почв можно определять самостоятельно.

    — Конечно, у нас страна небогатая. Ни на одно исследование, командировку нашего института не выделяют средств. Когда приезжают иностранные инвесторы, они считают, что здесь Африка, будто никаких работ до них не проводилось и не проводится. Мы стараемся, как можем, — говорит Карабаев. — Сейчас вместе с главным специалистом проектного института “Кыргызгипрострой” Валентином Федотовым ведем разработку, как надо проложить дрены и провести реабилитацию земли в Карасууйском районе Ошской области. Там вышли из строя тысячи гектаров земли. Раньше это был золотой фонд орошаемых земель. Председатель колхоза Таширов благодаря этой земле стал дважды Героем Социалистического Труда.

    Айбек Упенов, Эрмек Байбагышев, которые два года стажировались в Германии, через год могут подать на стипендию снова и там провести анализ образцов наших почв. Зульфия Сакбаева в этом году поедет в Австрию. Бекмат Масаедов постарается добыть средства через фонд Ага Хана. На это и надеемся.

    Анастасия ХОДЫКИНА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/28372/


Распечатать: Запустили землю, мать нашу РаспечататьОставить комментарий: Запустили землю, мать нашу Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Запустили землю, мать нашу Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007