Распечатать: Ольга Лаврова: Соцфонд честно выполняет свою работу РаспечататьОставить комментарий: Ольга Лаврова: Соцфонд честно выполняет свою работу Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Ольга Лаврова: Соцфонд честно выполняет свою работу Посмотреть комментарии

14 апреля 2006

СОЦИАЛКА

Ольга Лаврова: Соцфонд честно выполняет свою работу

    Наша встреча с председателем Социального фонда Ольгой Лавровой состоялась в феврале, когда еще не был утвержден бюджет Соцфонда на 2006 год. Затем жизнь внесла коррективы в тему этой беседы.
    Ольга Лаврова — экономист–финансист “местной выдержки”. После окончания в 1978 году финансово–кредитного отделения экономического факультета Киргосуниверситета она прошла все ступени познания фискальной системы. Теоретические знания и большой практический опыт позволили ей успешно применять их на практике в качестве работника Счетной палаты, Минфина и т. д. Соцфондом она руководит с января 2005 года.

    Будни Социального фонда
    Соцфонд — это самостоятельная структура, которая является исполнительным органом системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения в республике. Задачи три: выработка вместе с правительством политики государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, выполнение законов, обеспечивающих права граждан на социальное страхование, обеспечение финансовой устойчивости фонда. Функции же вытекают из задач: выявление потенциальных плательщиков страховых взносов, их регистрация, применение к ним законодательства в плане сбора взносов. При несвоевременной уплате взносов применяются штрафные санкции. Следующая задача: обеспечить назначение, расчет и перерасчет пенсий, их своевременную выплату, контроль за этим и др.
    — Каков объем финансирования бюджета Соцфонда в 2006 году?
    — Начнем с анализа бюджета на 2005 год. Какие задачи стояли перед нами? Во–первых, обеспечение сбора страховых взносов на уровне, позволяющем обеспечить все выплаты, заложенные в бюджете. Надо было учесть повышение пенсий дважды за год, выплату компенсаций пенсионерам за увеличение ежегодного возраста выхода на пенсию на четыре месяца, увеличение пособия на погребение до десятикратного размера от базовой части пенсии. Все это было сделано, а сверх того мы по собственной инициативе, взяв на себя дополнительные обязательства, перевели выплату пенсий по республике на принцип “за текущий месяц” (в феврале — за февраль), хотя по закону мы должны платить пенсии за истекший месяц (в феврале — за январь). Только на эти цели дополнительно выделили 252 миллиона сомов. В феврале 2006 года, завершая перевод республики на эту систему выплат, мы перевели на нее Чуйскую и Джалал–Абадскую области, затратив дополнительно еще 140 миллионов. Кроме того, в 2005 году 55 миллионов было направлено на частичное погашение задолженностей предыдущих лет (40 из них — Фонду обязательного медицинского страхования и 15 — Фонду занятости населения, который вошел в состав Комитета по миграции и занятости). Остаток задолженности им на 2006 год составил 35 млн. и 80 млн. сомов, соответственно.
    Сколько же было собрано страховых взносов в прошлом году? Их объем превысил 4,976 миллиарда сомов с ростом к уточненному плану на 708 миллионов. Для сравнения: в 2000 году собранные страховые взносы составили 2,876 миллиарда сомов. Я хочу подчеркнуть, что их размер вырос, несмотря на то, что с января и июля 2005 года тарифы сборов сократились на 1,5 % в среднем за год.
    — Какова доля доходов и расходов бюджета СФ в ВВП?
    — Многие нас обвиняют в том, что эта доля по сравнению, к примеру, с 1996 годом уменьшилась. Но посудите сами: в истекший период экономический рост обеспечивался в основном за счет сельского хозяйства и сферы услуг. Их доля в ВВП только в 2004 году составила более 50 процентов. Но вот доля взносов, собираемых там, составляет всего 4 процента к общему объему страховых взносов. Фермерские хозяйства платят в бюджет СФ мизерные суммы, основной прирост идет за счет хозяйствующих субъектов и бюджетных организаций. Почему сборы из агросектора так низки? Это зависит от низкой платежеспособности, сезонной работы, урожайности и объема продаж, фиксированных тарифов страховых взносов.
    А отсюда и низкая пенсия, социальные обиды. К тому же начиная с 1999 года в целях стимулирования экономического роста произошло снижение тарифов страховых взносов с 39 процентов до 31. Тем не менее в 2005 году тенденция снижения преодолена и удельный вес поступления страховых взносов к ВВП составил 5 процентов против 4,6 в 2004 году, а доходы Пенсионного фонда возросли с 5,7 процента до 6,1, даже несмотря на сокращение ассигнований из республиканского бюджета.
    Динамика по расходам (соответственно, и по выплатам населению) тоже положительная. Если в 2000 году расходы бюджета СФ составили 3,374 миллиарда сомов, то в 2005 году они достигли 5,665 миллиарда, а доля их в ВВП — 5,2 и 5,7 процента. Расходы Пенсионного фонда возросли с 4,6 процента к ВВП до 5,3.
    Насколько обоснованны обиды пенсионеров
    3 апреля 2006 года президент К. Бакиев подписал Указ “О повышении размеров страховой части пенсий в 2006 году”. Рост пенсий будет осуществляться только за счет увеличения первой страховой части. Это повышение в большей степени охватит пенсионеров старшего поколения, вышедших на пенсию до 1996 года. Повышение будет производиться путем: увеличения поправочных коэффициентов к заработной плате в 1,3 раза; установления верхнего предельного уровня заработной платы для исчисления первой страховой части пенсии до 2000 сомов (ранее 1500 сомов); установления нижнего уровня зарплаты для исчисления пенсии в размере 150 сомов (ранее 100 сомов). При этом сохраняются компенсационные выплаты на электроэнергию независимо от размера пересчитанной пенсии.
    Общее двухэтапное повышение пенсий с 1 января 2006 года составит 10 %. Требуется для этого дополнительно 457 млн. сомов на повышение пенсий для 500,6 тыс. пенсионеров, и эти деньги обеспечены доходами бюджета СФ. Территориальные его органы повсеместно приступили к перерасчету пенсий, и с мая т.г. выплата пенсий будет осуществляться уже в новых размерах. Следует особо оговорить, что в ходе перерасчетов в страховой стаж пенсионера будут включены ранее не учтенные периоды страхового стажа до 1 января 1992 года.

    — В редакцию поступают запросы от пенсионеров по разным спектрам пенсионного обеспечения. Все понимают, что вопрос о размере начисления пенсий очень сложен, но все же объясните популярно его механизм еще раз.
    — Как определяется общий размер пенсии? По Закону “О государственном социальном пенсионном страховании” пенсия состоит из трех частей: базовая часть плюс первая и вторая страховые части. Базовая пенсия — это 12 процентов от средней зарплаты по стране за предыдущий год. Она гарантируется государством, ежегодно увеличивается и на сегодня составляет 293 сома.
    Первая страховая часть исчисляется из выработанного страхового стажа до 1996 года и средней зарплаты за любые 60 месяцев подряд в тот же период времени. К заработной плате применяются поправочные коэффициенты (так называемые коэффициенты “осовременивания”, повышающие размер фактической зарплаты независимо от года ее выплаты до уровня современной зарплаты). Однако при исчислении этой части имеются ограничения на проиндексированную зарплату, установленные упомянутым выше законом в размере 15–кратной минимальной заработной платы (1500 сомов).
    В 1996 году была введена система персонифицированного учета с открытием личных страховых счетов, где ежемесячно отражаются отчисления с полученной зарплаты. После наступления пенсионного возраста средства, учтенные на этих счетах, являются основой для расчета второй страховой части пенсии и добавляются к пенсионной сумме.
    Как рассчитывается ее ежемесячный размер? Берется общая, учтенная на страховом счете сумма, к ней применяется актуарный коэффициент, затем полученный результат распределяется на 12 месяцев поровну. Актуарный коэффициент исчисляется на основе реальных демографических статистических данных о средней продолжительности жизни мужчин и женщин за последние пять лет. Это как бы инструмент, определяющий процент ежегодных пенсионных выплат после выхода на пенсию с учетом продолжительности жизни пенсионера после назначения пенсии. Демография свидетельствует, что после выхода на пенсию женщины в среднем живут 20—22 года, а мужчины — 15 лет.
    К сожалению, проживают эти годы не все. Но имеется и достаточное количество граждан, перешагнувших такую планку и достигших более солидного возраста. На учете в СФ граждан старше 80 лет, получающих пенсию, более 27 тысяч. Исходя из средней пенсии по стране, им выплачивается ежегодно 285—300 млн. сомов, не подкрепленных страховыми выплатами. Коэффициент этот ежегодно рассчитывается и утверждается Наблюдательным советом по управлению госсоцстрахованием. Поскольку законодательством предусмотрено право выхода на пенсию в различных возрастах (по инвалидности, за многодетность, за работу в высокогорье), то коэффициент этот увеличивается, если вы выходите на пенсию в более позднем возрасте, и варьируется от 0,04 до 0,09.
    Для работающих пенсионеров ежегодно производится перерасчет второй страховой части их пенсии, когда они предоставят соответствующие данные о годовом заработке. Это и есть условно–накопительная часть пенсии.
    — Многие спрашивают, что будет с накопленной частью пенсии, если пенсионер не успеет получить все свои средства?
    — Сейчас основная масса наших пенсионеров — это те, кто выработали свой стаж и пенсии в советское время. Поэтому у нас действует условно–накопительная, или солидарно–распределительная система пенсионного обеспечения, когда все уплаченные работающими (т.е. потенциальными пенсионерами) страховые взносы направляются на выплату текущих пенсий уже состоявшимся пенсионерам. Поэтому ни сами пенсионеры, ни их родственники или наследники, к сожалению, не смогут получить по наследству или в случае выезда из страны остаток учтенной на счете суммы.
    Тем не менее, согласно Концепции пенсионной реформы, в ближайшие год–два в существующую пенсионную систему будут внедрены элементы накопительной системы.
     В настоящее время мы закончили первый этап реформы по созданию системы накопительных счетов. И в 2007 — 2008 годах мы начнем внедрять элементы настоящей накопительной системы. Что это означает? По международным стандартам для созревания такой системы необходимо не менее 35 лет, чтобы молодой человек, приступивший к работе в 20 — 22 года и уплачивающий страховые взносы, мог к моменту достижения пенсионного возраста (58—63 года) накопить достаточно средств для будущей пенсии. Поэтому на начальном этапе участвовать в этом будут люди, которым до выхода на пенсию осталось не меньше десяти лет. На личных счетах этой категории будущих пенсионеров будет выделена специальная накопительная часть наряду с условно–накопительной. А чтобы эти деньги не лежали мертвым грузом, а прирастали дополнительным доходом, их можно будет инвестировать в различные сектора небанковского финансового рынка, негосударственные пенсионные фонды, например. Или же в ценные бумаги, или ипотечное кредитование. Эти накопленные денежные средства при выезде (или в иных случаях) можно будет получить по наследству или перевести в страну выезда.
    — Значит, средства на моем личном страховом счете не поступят именно мне, когда я достигну пенсионного возраста? Люди ведь надеются, что с 1996 года удержанные с их зарплаты деньги накапливаются для них на их счете?
    — Увы, если вы не попадаете в соответствующую возрастную категорию, то это так, потому что, как я уже сказала, пенсионная система у нас условно–накопительная, или солидарно–распределительная. Тем не менее учтенные на вашем личном страховом счете сведения о поступивших отчислениях необходимы для расчета второй страховой части пенсии, более того, она зависит от объема перечисленных средств. Чем больше отчислений, тем больше размер этой части пенсии. Конечно, мотивация участия в этом процессе, по указанным причинам, несколько занижена. Поэтому мы и говорим, что надо быстрее внедрять элементы накопительной системы.
    — С чего же начнется этот переход?
    — В первую очередь с подготовки законодательно–нормативной базы. Затем осуществим актуарное моделирование бюджета СФ при условиях вывода на инвестирование определенной суммы бюджетных средств, запланированного снижения тарифов страховых взносов, ежегодного увеличения базовой части пенсии и индексации страховой. Этими мерами мы избежим разбалансированности бюджета, снижения его финансовой устойчивости. Затем определим основные направления инвестирования, создадим специальную компанию, которая будет управлять этими средствами, и т.д. Это сложный, трудоемкий и продолжительный процесс.
    — Каковы новые тенденции в социальной защите населения после революции?
    — Для выполнения пенсионных обязательств государства будет обеспечен прирост сбора страховых взносов за счет улучшения их администрирования, даже несмотря на поэтапное снижение общего тарифа страховых взносов и доведение его к 2008 году до 25 процентов, оптимизацию его внутренней структуры с учетом внедрения накопительных элементов.
    За счет этого мы будем и в дальнейшем осуществлять политику поэтапного повышения пенсий и доведения ее средних размеров сначала до норм, рекомендуемых Международной организацией труда (40 процентов от средней заработной платы по стране, в то время как в Кыргызстане — 32,8 процента), а затем до размеров минимального потребительского бюджета пенсионера, как об этом гласит ст. 27 Конституции республики.
    В рамках намеченного в январе 2006 года уже произведено повышение базовой части пенсии. Предполагаем, что с 1 мая этого года на втором этапе будет увеличена страховая часть пенсии, причем с учетом многочисленных пожеланий пенсионеров. Пенсии будут повышены не дифференцированно, в зависимости от размеров, а за счет увеличения верхнего и нижнего пределов среднего заработка, применяемого при расчете пенсии и поправочных коэффициентов к нему.
    Разделяя боль пенсионеров, мы не сидим сложа руки
    По данным Соцфонда и Нацстаткома, в 2001 году 253 600 пенсионеров по возрасту (60,9 % от общего количества) получали пенсию от 200 до 500 сомов, а на начало января 2006 года такую пенсию получали 58 200 человек (15,2 %), зато выросло число получающих пенсии от 600 до 1000 сомов. Если в 2001 году их количество составляло 162 700 человек (39 %), то теперь — 252 тысячи (66 %). Свыше 1000 сомов не получал никто, сейчас такую пенсию получают 71 800 человек.
    — Как вы ответите на претензии и обиды пенсионеров?
    — Мы постоянно встречаемся с пенсионерами и знаем их упреки по поводу размеров пенсий, повышения пенсионного возраста, действующего механизма исчисления актуарного коэффициента, страхового стажа, порядка исчисления страховых взносов, прекрасно понимаем все сложности пенсионеров. На начало января средняя пенсия не дотягивала до минимального потребительского бюджета пенсионеров и замещала ее на 52,4 процента. После двухэтапного повышения пенсии в этом году она будет замещать потребительский бюджет пенсионера на 58,9 процента из расчета увеличения средней пенсии до 876 сомов и размера МБП в 1488 сомов. Наша основная забота о том, чтобы устранить эти диспропорции. Социальный фонд прилагает все усилия к тому, чтобы честно выполнять свою работу, свидетельство тому — вышеприведенные цифры.
    — А если, к примеру, экс–президент Акаев обратится за пенсией, каков будет ее размер?
    — Существует специальный Закон
    “О гарантиях деятельности Президента КР”, согласно ст.14 которого экс–президент республики имеет право по достижении пенсионного возраста на пенсию в размере 75 процентов месячной заработной платы. При этом размер пенсии повышается с учетом роста заработной платы действующего президента страны.
    Елена Мешкова.
    Фото Владимира Воронина.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/13642/


Распечатать: Ольга Лаврова: Соцфонд честно выполняет свою работу РаспечататьОставить комментарий: Ольга Лаврова: Соцфонд честно выполняет свою работу Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Ольга Лаврова: Соцфонд честно выполняет свою работу Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007