Распечатать: О партиях без галстуков и без обиняков РаспечататьОставить комментарий: О партиях без галстуков и без обиняков Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: О партиях без галстуков и без обиняков Посмотреть комментарии

6 декабря 2005

ПОЛИТИКА

О партиях без галстуков и без обиняков

    Эксклюзивное интервью президента Кыргызской Республики Курманбека Бакиева редакции газеты «МСН»
    — Курманбек Салиевич, на недавней пресс–конференции вы в нескольких словах упомянули о значении и роли партий в Кыргызстане. В этой связи первый вопрос — какова, на ваш взгляд, ситуация в партийно–политическом пространстве Кыргызстана?
    — Обо всех сторонах деятельности наших политических партий в Кыргызстане я знаю не понаслышке. Мне постоянно приходилось и приходится контактировать с ними — будучи в статусе премьер–министра, потом депутата и в сегодняшней государственной должности. Так что я всегда в курсе всего того, что происходит в партийно–политической жизни страны.
    Знаете вы или нет, но в первые дни мартовской революции все бремя ответственности за судьбу страны взяло на себя “Народное движение Кыргызстана”, которое я тогда возглавлял. В то самое трудное для нас время, когда бывший президент бросил республику на произвол судьбы, а правительство ушло в отставку, проявилась реальная сила и политическое влияние девяти партий, которые вошли в наше движение. Какими неимоверными усилиями нам тогда удалось выправить ситуацию! И прошу заметить, что на переднем крае моими помощниками были эти партии. И народ нам поверил, за что я от всего сердца благодарен своим соотечественникам.
    — Курманбек Салиевич, как вы считаете, в каком состоянии находится сейчас процесс становления гражданского общества?
    — Конечно, процесс становления гражданского общества, в котором ключевые роли играют и партии, и неправительственные организации, у нас далеко еще не закончен. Я бы сказал, что и не особенно–то и продвинут — сказываются издержки прежней власти, которая не очень–то стремилась к тому, чтобы наше гражданское общество развивалось, как в других демократических странах. Все–таки последние семь–восемь лет топтания на месте сегодня особенно дают о себе знать. Я считаю, что политическим партиям нужно еще какое–то время, чтобы окрепнуть, встать на ноги, осознать свою будущую миссию, внутренне перестроиться. Поэтому сегодня невооруженным взглядом просматривается новая волна внутренней перестройки в самих партиях, а это уже говорит о том, что какие–то глубинные изменения происходят.
    — Не кажется ли вам, что сегодня происходит размежевание партийных структур не по идеологическим принципам, а по принципу: те, кто за Бакиева и те, кто против?
    — Если такое произойдет, то я буду сильно удручен этим. Ведь откуда у вас появился этот вопрос? Посмотрите, что у нас происходит на партийно–политическом поле. Со сменой руководства страны одни партии отмирают, другие возникают как грибы после дождя. А если первые не отмирают, то без зазрения совести перебегают на другую сторону баррикад. Это о чем говорит — о том, что пространство политических партий тяжело болеет фобией. Они моментально сверяют свои позиции, а не взгляды, с теми, кто на данный момент времени стоит “у руля”. Если каждый раз, когда будет меняться президент, партии, которые создавались во время его правления, тоже будут уходить с ним в забытье, а вместо них будут опять создаваться другие под нового правителя, то мы никогда не построим демократию.
    Представьте себе, если в Германии к власти придут социал–демократы, то партия консерваторов обязательно тихо исчезнет. Нет, у них так никогда не будет, и у нас так не должно быть. Те, о ком мы говорим сейчас, — о партиях–однодневках, по сути, не есть партии в полном смысле этого слова — это политические конъюнктурщики. Обществу такие партийки не нужны, так как время заказных политических подпевал закончилось. Я за то, чтобы каждая партия имела право на самоопределение, чтобы она не озиралась на “большого папу”, чтобы она жила полнокровной политической жизнью без опаски, что на нее сверху “спустят собак”. Мое мнение однозначно — нужно кардинально оздоравливать эту систему.
    У нас же есть здоровое ядро и яркие примеры — это те партии, которые прошли “огонь, воду и медные трубы”, те партии, которые родились не по указке бывшего руководства “Белого дома”, а вопреки акаевскому режиму. Их сегодня единицы, но они есть.
    — Но при бывшем президенте Акаеве все представлялось как–то иначе. Были и оппозиционные партии, были и проправительственные, был политический диалог между ними и вроде даже плюрализм мнений. Или не так?
    — Я неспроста сказал, что политическое пространство у нас было нездоровое. Внесу одно замечание — оно сейчас находится на принудительном оздоровлении. Вы правильно сказали — представлялось. Могу переиначить — преподносилось. Теми, кто подмял под себя практически все СМИ, сделал их своим карманным рупором. Теми, кто сознательно искажал картину происходящего в стране. В общем, как в театре, перед публикой разыгрывалось настоящее представление.
    А ну–ка вспомните как было — как только возникала оппозиционная партия, так обязательно в противовес ей в срочном порядке создавался отряд заказных проправительственных партий, которые в угоду властям с удивительным остервенением бросались в политические дрязги с одной только задачей — заткнуть рты неугодным. Если кто–то называет это политическим диалогом, то только не я и не мои соратники. Вот так с нами та власть “общалась”.
    И все это приветствовалось наверху, поощрялось, преподносилось обществу как “демократическое развитие”, “политический плюрализм”, поэтому у нас так много тогда возникло “дежурных” партий — политических уродцев. Политическое пространство практически было приватизировано кучкой людей. Но это еще полбеды. Одна “семейная” партия пошла еще дальше — стала открыто паразитировать на административном аппарате. Не партия, которая должна была защищать интересы общества, работать на государство, а государство “пахало” на партию, в которой сидели корыстные интересы одного человека. Вы все хорошо знаете, о какой партии идет речь. И где она сегодня? И кто–нибудь хоть одно слово сказал в защиту этой “партии”? И была ли эта структура партией в том общепринятом смысле, в котором мы его понимаем? Нет, конечно.
    Меня несколько забавляет еще один момент, тоже искусственно созданный в прежней политической системе. До этого я сказал, что некоторым партиям, а их у нас более чем достаточно, необходима внутренняя перестройка. Поясню, что я имею в виду. Есть несколько десятков партий — левые, правые, центристы, в общем, весь диапазон, какой можно себе представить. А чем они отличаются друг от друга — по их невнятным заявлениям сложно определить, а что между ними общего — объяснить намного проще. Ведь что такое партия — это социально активная часть населения, которая по идейным соображениям объединилась в политическую структуру для того, чтобы выражать и защищать свои жизненные интересы, то есть интересы конкретной части общества, какой–то группы населения. А на деле что происходит — происходит перевертыш — люди по каким–то личным мотивам поддерживают, защищают и продвигают интересы своего лидера. Интересы личностные, корыстные. Абсурд какой–то. Я еще понимаю, если бы лидер такой партии раздавал своим партийцам деньги или должности. Так нет же, он их держит на “голодном пайке” и эксплуатирует свою партию только во время выборов или когда над ним тучи закона сгущаются. А если такого руководителя снять с должности — так его партии как будто и в помине не было. Примеров тому — масса.
    Конечно, это их внутреннее дело. Пусть делают что хотят. Может, они так понимают слово “партия”. Только я уверен, за такими партиями нет будущего, они или совсем исчезнут, или в скором времени должны перестроиться. Народ у нас уже опытный, разборчивый, да и жизнь заставит пересмотреть прежние принципы партийного строительства. Поэтому, думаю, в ближайшем будущем мы станем свидетелями усиления партий на основе их идейно–политического сближения. Плюс к этому многие руководители партий прекрасно понимают несоответствие их реального веса и влияния на политическую жизнь республики.
    — Вы имеете в виду усиление партий в виде укрупнения, слияния или самороспуск?
    — Я уже как–то высказывал свое мнение о том, что вместо 50 партий лучше иметь меньше да лучше. Знаете, как трудно, утомительно и непродуктивно общаться с пятью десятками “защитников интересов народа”. Оптимальный вариант, на мой взгляд, для Кыргызстана — это 3–4 сильные партии, со своей понятной каждому человеку идеологией, с четко обозначенной программой, с ясным пониманием роли и ответственности партии в общественной жизни страны. Я не призываю к самороспуску партий, я совершенно далек от этой мысли. Я считаю, что партиям надо дать время на самоидентификацию, после чего произойдут объединения в союзы, блоки и т. д. Но как пройдет этот процесс укрупнения, по каким принципам разные партии объединятся по крупным альянсам? Ответ я вижу только в одном — на основе заявленных ими программных целей и задач. Если цели и задачи совпадают, а программы созвучны, то какие еще могут быть препятствия для слияния? Но на это им тоже нужно время.
    Вот когда все это произойдет, тогда мы получим в Кыргызстане пусть всего несколько, но зрелых, сильных партий, которые будут выражать широчайший спектр интересов всех регионов, национальностей, возрастных групп и т. д. Тогда у нас будет самая настоящая демократия.
    — Курманбек Салиевич, как вы считаете, реальны ли сегодня выборы в Жогорку Кенеш по партийным спискам?
    — Сегодня все чаще и настойчивее звучат голоса о том, что выборы в Жогорку Кенеш должны проходить по партийным спискам. Я не против, я даже “за” двумя руками. Но я считаю, что сегодня рано. А представьте на минуту, что я на это соглашусь. Что тогда произойдет? А то, что завтра мы получим парламент, в котором подавляющее большинство мест займут, например, члены “Народного движения Кыргызстана”. Лично мне как президенту это было бы очень удобно. Но разве ради этого мы боролись? Это опять откат назад, так что я скажу — нет, еще раз нет. Мы совсем недавно это уже проходили, у истории все–таки нужно учиться. Древние греки правильно говорили: “…только дураки учатся на своих ошибках”. А сегодня мы строим новый свободный Кыргызстан, и у нас нет права экспериментировать на такой сложной политической площадке, как становление и развитие институтов гражданского общества. И искусственно ускорять эти процессы не нужно. Хорошо, что меня многие соратники понимают и поддерживают в этом вопросе.
    — Не кажется ли вам, что все может пойти по кругу? Что институты гражданского общества не готовы к свободе мысли?
    — Время все расставляет на свои места. Думаю, что некоторые партии тихо самоликвидируются, а другие возникнут. Но не на их месте. Новые партии возникнут на совершенно других принципиальных началах, появятся новые политические сообщества с новыми идеологиями. Ведь что такое идеология партии — это первичная основа, мысль, комплекс идей, вокруг которой собираются единомышленники. Посмотрите, ведь за шесть–семь месяцев политическая система все–таки начала оздоравливаться. Процесс партийного строительства не остановился, напротив, появляются новые партии, союзы, объединения. Если создаются партии, значит, у кого–то созрела мысль, появилась идея, люди собираются по принципу насущных интересов. Значит, людей что–то волнует, беспокоит. С другой стороны — не надо впадать в крайности и по каждому поводу создавать партии. Типа партии за отмену проездных билетов. Хорошо, отменим, дальше что? Самороспуск? Я порой сам удивляюсь, неужели некоторым людям так интересно работать в таких партиях? Других забот нет? Это что за уровень общественного самосознания? Поэтому, повторюсь, партии должны выражать жизненно важные интересы конкретной группы населения, а не сиюминутные мечты и хобби кучки людей.
    — Если можно, один пример...
    — Пожалуйста! Посмотрите, что сейчас за суета происходит в республике вокруг статуса русского языка. Откуда эти удручающие споры о нужности или ненужности русского языка? Что по этому поводу должно быть вписано в проект Конституции? Я уже по этой теме свою позицию озвучивал, и не раз. А какая партия выступила в защиту, нет, не языка, а его носителей? По сути, речь идет о будущем русскоязычного населения в Кыргызстане! И об отношениях Кыргызстана с Россией! Ведь это не только одни русские, на этом великом языке говорят сотни тысяч наших сограждан других национальностей. Вот это, я считаю, жизненно важный интерес для трети нашего общества, и, кроме этого, нужно еще смотреть в долгосрочную перспективу.
    — Хорошо, а кто может защитить права русскоязычного населения сегодня?
    — Вообще–то странная получается картина, есть значимая и весомая часть нашего общества, а политической силы ее защитить нет. Я как–то высказал пожелание, чтобы в Кыргызстане возникла сильная партия, которая представляла бы интересы всех регионов, национальностей, в том числе русскоязычного населения.
    Ведь на президентских выборах за меня голосовали и представители русскоязычного населения, а они такие же равноправные граждане Кыргызстана. И как президент и как политик я просто обязан проявить заботу о каждом гражданине, независимо оттого, на каком языке он говорит и что у него записано в паспорте. А то сегодня некоторые политики руководствуются амбициями, эмоциями, дешевым популизмом, но никак не трезвым рассудком.
    Новая партия новой формации с новыми лидерами необходима сегодня Кыргызстану, и я сделаю все возможное, чтобы создать законодательную базу для этого. Всем уже давно надоели партии с криминальным душком и лидерами, у которых за спиной подмоченное прошлое. За такими люди уже не идут, новому времени нужны новые лидеры. Честные, целеустремленные, искренне болеющие душой за страну. Вы когда–нибудь видели, чтобы народ тянулся за тем, кто кричит “Идите за мной, я приведу вас к хаосу и беспорядку!”? Да никогда такого не было!
    — Курманбек Салиевич, если вы инициируете создание такой партии, какой вы ее видите?
    — Сильной. Многонациональной. Умной. Патриотичной. Конструктивной. Позитивной. Она будет обладать этими свойствами не в том порядке, как я назвал — все эти свойства стоят на первом месте, просто я не могу выговорить шесть слов одновременно.
    Вы знаете, как у нас в Кыргызстане люди вступают в партию? Они практически не читают программы партии! Они спрашивают — а кто в этой партии лидер! Или — чья это партия? И когда получают ответ, тогда принимают решение — вступать или не вступать. А ведь решение они принимают субъективно — оценивая личные качества лидеров! Люди считают, если человек честный, то и партия такая же, если человек с хитрецой, то лучше подальше держаться от таких. Нет, конечно. Поэтому лидеры новой партии обязательно будут обладать теми шестью качествами, о которых я уже сказал. И не только этими, поскольку есть и другие очень важные черты у людей — человечность, отзывчивость, инициативность, принципиальность и другие, все не перечислить.
    Именно такие лидеры и будут думать о народе, о каждом члене нашего общества. Нужны, очень нужны сегодня такие лидеры. Чтобы не о собственном кармане думали денно и нощно, а о том, как облегчить жизнь простому труженику, особенно селянину, чтобы показать достойный пример молодежи.
    Думаю, что будущие лидеры способны на своем партийном уровне сформировать политическую площадку для более тесного сближения Кыргызстана со странами ближнего и дальнего зарубежья. В числе членов этой партии обязательно найдутся предприниматели, которые по партийным каналам смогут наладить новые, выгодные для Кыргызстана, экономические отношения с бизнес–кругами других стран.
    Кроме этого, само существование такой партии уже бы явилось гарантом межнациональной стабильности и согласия. Народ Кыргызстана видел бы в ней своего защитника и опору, а государство — равноправного партнера.
    Я даже название для такой партии придумал — партия “Содружество”. Прислушайтесь к своим внутренним ассоциациям — дружба, единство, сила, множество, взаимопомощь. С таким названием можно успешно сотрудничать со всеми партиями стран СНГ, ведь в этой аббревиатуре тоже есть слово “содружество”. Вот это действительно была бы мощная политическая сила, с которой пришлось бы многим считаться. И наше правительство тоже могло бы плодотворно сотрудничать с такой партией.
    Собственно говоря, в республике все условия для возникновения и развития такой партии есть. Самое главное, чтобы это была партия конструктивного, позитивного направления, которая выносит идеи и предлагает варианты решения задач.
    Вполне возможно, такая партия станет одной из тех, о которых я уже говорил — интегрирующей силой, объединяющей другие партии по духу, по поставленным целям и задачам. Нам всем нужна такая партия, чтобы, глядя на ее здоровое начало, не придавать значения и не уделять внимания мелким, маломощным и к тому же крайне радикальным партиям, которые не устают ставить под сомнение с таким трудом достигнутую политическую стабильность.
    — А не станет ли эта партия новым фаворитом у власти? Ведь были же такие случаи.
    — Да–а–а уж. Любят журналисты задавать каверзные вопросы. Ну что же, прямой вопрос требует прямого ответа. Нет, еще раз нет. Нам любимчики не нужны, нам нужны партнеры. Это две разные вещи. Это прежней власти нужны были политические подхалимы, которые пели с чужого голоса и плясали под чужую дудку, а потом в своем кругу хвастались, кого из них приглашали в “Белый дом”, кого там больше обласкали. Это вчерашний день, мы его давно перелистнули. Кроме того, она не будет партией власти, мы навсегда “похоронили” порочную роль суфлера, подсказывающего нужный текст.
    В приемной общественных ожиданий такая партия давно созрела как социальный заказ, и она скорее всего рано или поздно возникнет. Но возникнет она не по указке сверху, как это было раньше, а по воле народа, который сам должен прочувствовать момент ее рождения.
    — И последний вопрос. Курманбек Салиевич, а вы сами не хотели бы вступить в эту партию?
    — Вы спрашиваете меня — готов ли я вступить в партию моей мечты? И какой ответ вы ждете? Если мой нынешний статус позволит, то обязательно, но я считаю, что первое лицо в Кыргызстане должно быть общенациональным, опираться на широкий диапазон политических и общественных сил, а не на одну партию. Поймите меня правильно, не партия избирает президента, а весь народ. Партия только часть его, но политически активная часть, готовая предлагать, привносить, созидать.
    Обычные люди в партиях не удерживаются, там нужны люди одержимые, я бы сказал, фанаты, болеющие душой, с большим сердцем.
    Однажды к тренеру пришли двое мальчиков. Один из них спросил:
    — К вам можно записаться?
    Ему отказали.
    А другой спросил:
    — У вас можно заниматься?
    Его приняли. Вы поняли разницу?
    Люди, которые работают в партии, прекрасно понимают, что чем больше они сегодня себя отдают делу, тем легче всем будет завтра жить. И многие из них сегодня живут не в самых хороших условиях и работают они тоже не в комфорте. Но именно гражданский долг, честь и совесть движут ими. С такими настоящими патриотами мне всегда по пути.
    — Спасибо за интервью. Больших вам успехов.
    Беседовал Токторбек Джаналиев.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/12228/


Распечатать: О партиях без галстуков и без обиняков РаспечататьОставить комментарий: О партиях без галстуков и без обиняков Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: О партиях без галстуков и без обиняков Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007