Распечатать: Комедия о настоящей беде РаспечататьОставить комментарий: Комедия о настоящей беде Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Комедия о настоящей беде Посмотреть комментарии

18 ноября 2005

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Комедия о настоящей беде

    Город взбудоражен. Вернее, часть его, призванная быть культурной прослойкой: Владислав Пази — в свойственной ему манере — всего за пару показов заставил бишкекчан дискутировать. Не по поводу «возьмет ли верх криминалитет» или «а в Москве жизнь лучше».
    Предмет разговоров и споров — премьерный спектакль «Борис Годунов».

    Зритель давно соскучился по добротно сделанной пьесе, с великолепно продуманной сценографией, с неожиданными вкраплениями в течение сюжета. К тому же само имя прославленного режиссера — уже одно оно — манило на премьеру. Зал едва вместил всех желающих. Забегая вперед: многие потом признавались, что посмотрели бы постановку еще раз, настолько она впечатлила.
    И было чем. Среди большого количества комедий душа искала вдумчивого и, как говорится, цепляющего. “Борис Годунов”, созданный по одноименному произведению Александра Пушкина, тут как раз кстати.
    * * *
    “Комедия о настоящей беде в Московском государстве!”
    Шут на сцене закинул в зал “затравку”. И началось!
    Куча листьев, в которой только что резвился маленький царевич Дмитрий, превращается в страшную палицу в руках убийц, а следом воспаряет ввысь золотым куполом церквушки.
    “Бориса Годунова” нет нужды пересказывать: историю его восшествия на престол знает, пожалуй, любой мало–мальски образованный человек. Однако даже столь знакомым материалом — в современном прочтении, под нынешнюю публику — Пази удалось удивить, растормошить зрителей. И не одной Мариной Мнишек (“Меж тем я не одета…” — надменно поднимает бровь Анна Росс, ее играющая. Миг — и сорвано плиссированное покрывало с ее плеч, а у зала прихватывает дыхание: на Мнишек ни малейшего намека на белье. Ахнуть никто не успевает).
    Без зависающих в пространстве пауз сцены сменяют одна другую. Легко, передергиваемые только занавесями на сцене: алые в золоте — и зритель в покоях самодержца, тут же серые — на базарной площади среди обезличенного люда, темные — и он уже свидетель аскетичной жизни в келье. Все просто и продуманно. И очень иллюстративно: колья (или это тяжкие посохи судьбы?) в руках укутанных в лохмотья крестьян, дрыны, на которых сидят те же крестьяне, взгромоздившись повыше, чтобы услышать: “Венец на нем, он — царь, он — согласился!”. Эти же палки — хоругви — держит недоуменный, растерянный народ, совершая крестный ход: на ощупь, подобно слепцу, потому что впереди — неизвестность.
    Спектакль, кстати, самый массовый из всех: в нем задействован едва ли не весь коллектив театра. Москва — сущий муравейник…
    Очень емко и символично оформление сцены (декорации, как обычно, созданы талантливым Георгием Белкиным). Срубы и пеньки (к слову, быстро трансформируемые в младенцев, укачиваемых простолюдинками, либо же в лавки в харчевне, подушку для инока и проч.) сменялись картой Московской области на заднике. Не глянцевой полиграфией, а сетью, сплетенной “маленьким сыном Годунова” из веревок. Она так манила лже–Дмитрия! По ней взбирались, пытаясь дотянуться до самого сердца Московии (а кто–то из пришедших на спектакль услышал в этом перекличку с современным днем — увидел всемирную интернет–паутину). Лишним было бы говорить о том, что у Пушкина слишком много параллелей с нашей суетной жизнью. Мир не изменился.
    * * *
    “Еще одно, последнее сказанье — и летопись окончена моя…”
    Старец, величавый в своем смирении. Инок, дерзнувший высказать недовольство тем, что жизнь послала ему слишком мало искушений (недостаток этот он потом с лихвой окупит — и обольстительной Мариной, и лаской королей, и поклонением сподвижников).
    Именно в этой сцене — беседе монахов до заутрени — зрителя впервые озадачивает Пази приемом, абсолютно не вписывающимся в общую канву повествования. Сон чернеца–бунтаря окрашен... брейкерски–рэперскими мотивами и сальто. Потом, после премьеры, знатоки из Первопрестольной признавались: вот по этому мальчику (Марату Амираеву, сыгравшему Гришку — лже-Дмитрия) Москва плачет. Лже–Дмитрий вел себя, как и полагается — нахраписто и с некой экзальтацией.
    * * *
    “Ни власть, ни жизнь меня не веселят…”
    Царь — в высоком, по макушку, воротнике, в алом кафтане, расшитом золотом, суровый — самоистязается размышлениями о сути черни (“Ищи ж ее любви!”), о совести (“Жалок тот, в ком совесть нечиста”) и страхами (“Ужели тень сорвет с меня порфиру, и звук пустой лишит детей наследства?” — об убиенном царевиче, вдруг объявившемся). Владимир Москалев в роли Годунова, безусловно, выразителен. Как и Анатолий Адали, играющий князя Шуйского, хитрого, интригующего.
    * * *
    “Комедия о настоящей беде” не могла быть без забавных эпизодов. Тут и подбор дружины для Гришки Отрепьева — лже–Дмитрия (типажи — на любой вкус: наглые, недалекие, чванливые…).
    Но особенно смешна сцена в харчевне, с двумя беглыми монахами Варламом да Мисаилом, перед стопкой беленькой непременно тянущими заздравицу и сыпящими прибаутками (“Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли: все нам равно, было бы вино”).
    * * *
    В самом деле спектакль впечатляет: постарались наши артисты под опекой российского десанта (а помимо Пази, прибыли признанные в театральном мире Фагиля Сельская — художник по костюмам, Владимир Гусев — композитор, Николай Реутов — балетмейстер). Постарались! Не сразу отпустят эмоции от просмотра спектакля.
    …Карета смята. И лишь юродивый вглядывается в глаза каждого сидящего в зале: подайте копеечку.
    Серый занавес стрекочет, закрывая от зрителей площадь с оторопелым от проиcшедшего людом. Только тени проступают застывшими силуэтами. Только тени…
    Татьяна Орлова.
    Фото Влада Ушакова.

    P.S. Cпектакль состоялся благодаря программе Центра поддержки русских театров, патронируемой Владимиром Путиным.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/11998/


Распечатать: Комедия о настоящей беде РаспечататьОставить комментарий: Комедия о настоящей беде Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Комедия о настоящей беде Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007