Распечатать: Технология обмана, или Пенсия и актуарный коэффициент РаспечататьОставить комментарий: Технология обмана, или Пенсия и актуарный коэффициент Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Технология обмана, или Пенсия и актуарный коэффициент Посмотреть комментарии

27 апреля 2005

СОЦИАЛКА

Технология обмана, или Пенсия и актуарный коэффициент

    Что такое актуарный коэффициент — К, как он влияет на размер пенсии? Почему прежнему правительству и Соцфонду не хотелось, чтобы граждане об этом знали? Попробуем разобраться.
    О пенсиях говорят противоречиво. Официальные власти — о больших достижениях пенсионной реформы. Другие — о государственной системе ограбления пенсионеров. Среди них — сами пенсионеры, депутаты, журналисты.
    Кто же прав? Скажем, за 14,5 года ни в “Вечерний Бишкек”, ни в “Мою столицу”, ни в “МСН”, ни в другие СМИ не поступило ни одного письма рядового пенсионера с благодарностью за действующую систему. Да и кто будет доволен пенсией, если ее первая страховая часть начисляется воровским, но узаконенным методом от средней зарплаты в 1500 сомов, а она фактически у многих была значительно больше. Пенсии на уровне прожиточного минимума и выше у нас получает только элита.
    Хочу осветить один показатель, роль которого увеличивается из года в год. Это актуарный коэффициент — К. Один из основных с 1996 года определителей размера второй страховой, а значит, и итоговой пенсии.
    По Закону “О государственном социальном пенсионном страховании” именно с 1 января 1996 года часть пенсии начисляется с учетом К. С тех пор и ждут все пенсионеры Кыргызстана, когда руководители Соцфонда объяснят, что такое К. Но это умышленно скрывается с единой целью — лишить нас возможности проконтролировать правильность начисленной или доначисленной пенсии.
    По закону трудовой стаж имеет значение только для начисления базовой и первой страховой части пенсии. Базовая же часть — это 12 процентов от средней зарплаты граждан Кыргызстана за прошедший год. То есть при 2000 сомов она будет 240 сомов. Но для ее начисления мужчинам надо иметь общий стаж не менее 25, женщинам — 20 лет. Больший стаж никак не влияет на этот размер, а вот при меньшем он пропорционально уменьшается. Общий стаж до 1 января 1996 года превращается в число процентов, которые учитываются при начислении от 1500 сомов первой страховой части пенсии. Она прибавляется к базовой части. Но если ваша самая высокая средняя зарплата за любые 60 месяцев подряд до 1 января 1996 года окажется ниже 1500 сомов, то от нее и начислят вышеуказанные проценты.
    Например, вы женщина. Ваш общий стаж 30 лет, а до 1.01.1996 года — 23 года и 11 месяцев. Ваша максимальная зарплата за любые 5 лет подряд до 1 января 1996 года 1837 сомов. Средняя зарплата граждан Кыргызстана в 2004 году, предположим, составила 2400 сомов.
    Значит, вам должна быть начислена сначала базовая часть пенсии — это 12 процентов от 2400 сомов, то есть 288 сомов. А затем первая страховая — это 23 процента и не от 1837, а от 1500 сомов. (Здесь 11 месяцев отбрасываются, так как по закону не учитываются.) Это будет 300 сомов. Итого 588 сомов. К этой сумме надо прибавить вторую страховую часть вашей пенсии. Только тогда вы получите полную сумму ежемесячной пенсии (без коэффициентов на инфляцию на день ее начисления).
    Стаж для начисления второй страховой части пенсии имеет чисто условное значение: чем вы больше лет после ухода на пенсию работаете с обязательным отчислением в Соцфонд на ваш (личный) идентификационный счет, тем больше вторая страховая часть и, соответственно, общий размер пенсии. Но здесь уже важен не стаж, а сумма отчислений, поступивших на ваш счет в Соцфонде.
    Вот тут и вступает в силу К. Его величину государство обязано определять так, чтобы любой гражданин мог получать пенсию независимо от продолжительности жизни. Иначе в демократическом государстве быть не может. Но угадать, сколько проживет каждый человек, нельзя. Однако выход из положения простой. Надо исходить из официальных среднестатистических данных за такой период, в течение которого никакие демографические спады и подъемы существенно картину не меняют. В законе точно указано, как должно определять К: “…ежегодно, в зависимости от возраста выхода на пенсию по действительным демографическим данным Национального статистического комитета… о средней продолжительности жизни мужчин и женщин за последние пять лет”.
    Отсюда и вытекает простая формула определения К за прошедший астрономический год, которую от нас скрывают:
    Здесь Вср. — средняя продолжительность жизни по статданным за прошедший год, а Ввп — возраст выхода на пенсию. Для работающих и отчисляющих деньги в Соцфонд пенсионеров Ввп — это тоже полное количество ваших лет на день перерасчета (прибавки) пенсии за прошедший отработанный год.
    Итак, если условно принять, что, по данным Нацстаткома, средняя продолжительность жизни наших граждан 70 лет, а вы в свои полные 57 лет оформляете пенсию по возрасту или подали документы на ее перерасчет, то ваш К должен быть 0,08, так как 1: (70–57) = 1:13= 0,0769 = 0,08.
    Здесь единица — это условный размер части вашей пенсии, которую вы себе заработали только за один прошедший год. 13 — это условное количество лет до достижения вами среднестатистической продолжительности жизни.
    Если за прошедший год на ваш личный пенсионный счет поступило, например, 15912 сомов, то ежегодно вам должны доплачивать 1224 сома, так как 15912:13=1224. А ежемесячно, соответственно, 102, так как 1224:12=102.
    Гуманность и демократичность этой нормы определения величины К заключена в том, что вы будете получать эту дополнительную сумму, заработанную только за один год работы, до конца жизни, сколько бы ни прожили. И также за все следующие годы работы.
    Естественно, возникает вопрос: “Где Соцфонд возьмет деньги на пенсии, если многие начнут жить до 80–90 лет?”.
    Во–первых, очень многие работают, делают отчисления в Соцфонд по 10 — 45 лет, но до пенсионного возраста не доживают. Заработанная ими пенсия остается в Соцфонде. К сожалению, у нас таких людей значительно больше, чем долгожителей. Во–вторых, это забота самого государства, о чем указано в нашей Конституции и других законах. Если денег не хватит в Пенсионном фонде, их должны добавить из госбюджета или других источников.
    Но у нашего государства, правительства, Жогорку Кенеша не об этом болела голова. Они своими решениями произвольно распоряжались нашими пенсионными счетами давно, постоянно и безнаказанно.
    Из–за неумения использовать природные, энергетические, минеральные, интеллектуальные ресурсы Кыргызстана, из–за развала науки, промышленности и сельского хозяйства, сокрытия налогов и отчислений, процветающей бюрократии и коррупции, отсутствия нормальных условий для конкуренции, внешнего долга и десятка других причин денег всегда и на все не хватало.
    Но вернемся к актуарному коэффициенту — К. Его величину ежегодно как проект готовит Соцфонд совместно с Нацстаткомитетом, а утверждает Наблюдательный совет по управлению государственным социальным страхованием. И вся технология утверждения К проводилась с грубыми нарушениями законов.
    Я подсчитал 104 коэффициента К за 1999–2002 годы и только в одном случае было совпадение. В 103 случаях он был занижен от 1,25 до 12,5 раза! Практически это означает, что суммы дополнительной пенсии, которую мы ежегодно зарабатываем, делятся не на то количество лет, которое определяется законом, а на 5–10 лет больше. То есть все пенсионеры умирают гораздо раньше, чем успевают получить всю накопленную ими пенсию.
    Самодеятельность доведена до абсурда. У нас в разных структурах, в том числе в Жогорку Кенеше, есть в штате работники в возрасте 70 лет и старше. Они получают зарплату и тоже делают отчисления в Соцфонд. Все они смогут полностью получить добавку к пенсии, заработанной за прошлый год, только через 11 лет. И этот трафарет будет действовать во все последующие годы, так как К для всех, кто старше 70 лет, равен 0,09.
    А всем работникам в возрасте 45 и менее лет устанавливается единое значение К, равное 0,04. Но это же абсурд! У нас разрешается работать людям с 14 лет. Следовательно, с этого же возраста должны начаться отчисления на его личный счет. Но разделите единицу на 0,04 и получите 25. Значит, и 14–летнему и 45–летнему “по действительным демографическим данным” осталось жить до средней продолжительности жизни по 25 лет. Но это же чушь! А сама методика подсчета К для тех, кто моложе 45 лет, обозначает лишь одно: или ничего им не поступает на личный пенсионный счет, или поступает в 2–3 раза больше, чем положено. Наше правительство готово было делать такие подарки?!
    Весь секрет в том, что и Соцфонд, и Нацстатком упустили более семи лет. Они не проводили мониторинг по определению, сбору и анализу действительных демографических данных о средней продолжительности жизни пенсионеров. Чтобы выйти из положения, они самовольно ввели норму о средней продолжительности жизни людей после ухода на пенсию. Логика в этом есть: детская смертность искусственно повышает значение К. Но беда в том, что ранее эта норма была в законе, а с 1997 года ее нет.
    С точки зрения морали и нравственности здесь тоже есть несправедливость. Смерть детей и внуков — страшное неутешное пожизненное горе стариков. Она не может служить основанием для снижения пенсии. В таких случаях государство, напротив, должно как–то, хоть в разовом порядке, материально компенсировать потерю.
    Но не тут–то было. Ежегодно Соцфонд запрашивает в Нацстаткоме данные об ожидаемой средней продолжительности жизни мужчин и женщин и опять–таки с возраста 45 лет и старше. И Нацстатком их, не имея, дает. Думаю, что в принципе эти данные иметь можно. Но по законам статистики и социологии для этого требуется анализ хотя бы за 20–30 лет. Есть в Нацстаткоме такой анализ хотя бы за 9 лет с 1996 года? Очень сомневаюсь.
    Во–первых, когда я как внештатный советник председателя Соцфонда КР попросил специалистов этого ведомства объяснить, как определяются такие годы, то вызвал раздражение: “Зачем вам это надо? Это определяется по очень сложным формулам и методикам. Вы — пенсионеры, люди старые, этого не поймете”. Напрасно я доказывал: “В ваших методиках не нужны интегралы и дифференциалы. Достаточно знать лишь четыре действия арифметики. С чего вы взяли, что пенсионеры — самые тупые граждане страны?”. Но таблицы с ожидаемыми возрастами дали. И когда я их проанализировал, то ахнул в очередной раз. Оказалось, что наши люди всех возрастов будут жить не менее 74 лет. Дай–то, Бог! Но ведь нацстаткомовская планка еле–еле преодолела лишь 68–летний рубеж средней продолжительности жизни граждан Кыргызстана.
    Я взял в Нацстаткоме общую смертность за 10 лет, равную 0,73 процента, прибавил к ней смертность детей до одного года, равную 0,07 процента. Все равно не тянет, чтобы уменьшать К до 12,5 раза. Но когда я проанализировал, как этими данными оперирует Соцфонд, то захотелось бежать к прокурору. Там по каждому возрасту, начиная с пресловутых 45 лет, берут данные об ожидаемой средней продолжительности жизни в 1997, 1998, 1999 и т.д. годах отдельно для мужчин и для женщин, затем складывают, делят пополам и определяют К. Это же недопустимо! Ведь женщин у нас больше, чем мужчин, и живут они дольше, чем мужчины. Это же преступный метод определения К. Но чему тут удивляться? Ведь практически все заседания Наблюдательного совета, которым руководили первые вице–премьеры, проведены с грубейшими нарушениями Положения об этом совете, которое в 2001 году утвердил президент. По большинству заседаний и соответствующих протоколов невозможно установить, кто проводил заседания, был на них кворум или нет, сколько человек проголосовали “за” и “против”. Его состав состоял почти полностью из государственных чиновников, напрямую подчиненных президенту и премьеру. Я лично встречался и беседовал с несколькими членами Совета, которые годами голосовали за утверждение актуарного коэффициента — К, не имея даже представления, что это такое.
    Стоит ли удивляться тому, что Соцфонд и Наблюдательный совет ввели самовольно норматив на солидарность и незаконно из года в год изымали из личных пенсионных счетов от 3 до 6 процентов. Объясняют это до сих пор так: “Одни живут меньше среднестатистической продолжительности жизни, другие больше”. Авторам этой идеи невдомек, что она уже учтена в законе об определении К, и дважды учитывать одно и то же нельзя.
    С 2001 года действовали новые Положения о Соцфонде и Наблюдательном совете в соответствии с указом президента. С опозданием на 3 года появился закон об этих структурах. Анализ изменений требует особого внимания. Но один факт налицо. Наблюдательному совету и Соцфонду еще более развязали руки для нарушения законов по определению коэффициентов К и норм незаконных изъятий из личных пенсионных счетов на “солидарность”.
    Недавно сменился руководитель Соцфонда. А.Кельдибекову за 2,5 года на прежнем посту удалось значительно поднять имидж Соцфонда, увеличить отчисления с работодателей. Но изменить систему обмана, ущемления пенсионеров не удалось. Количество денег, незаконно изъятых с личных пенсионных счетов за 2,5 года, измеряется миллиардами сомов.
    Думаю, что решить коренные проблемы по пенсиям ему в основном не дали сверху. Верховной власти не нужны были коренные улучшения в пенсионном обеспечении граждан. Иначе она не могла произвольно незаконно распоряжаться личными громадными средствами будущих и нынешних пенсионеров.
    Недавно председателем Соцфонда назначена Ольга Владимировна Лаврова. Честно говоря, ее должности не позавидуешь. Пожалуй, она самая тяжелая из всех министерских в Кыргызстане. Эта тяжесть удесятеряется, если человек пришел не просто выполнять и угождать, но и обладает высокими моральными качествами, демократическими убеждениями.
    В конце концов не Соцфонд, а президент, правительство, Жогорку Кенеш должны отвечать за положение стариков и существенно изменить его к лучшему.
    А моим дорогим “соплеменникам”–пенсионерам хочу пожелать крепкого здоровья и не увлекаться кастрюльными протестами у “Белого дома”. Вы же видите, толку никакого. Лучше подать на нарушителей в суд. Это самый цивилизованный метод. Если грабители наших пенсий получат десяток исков, не напугаются, а если тысячи, то задумаются, как повернуться к нам лицом и превратить актуарный коэффициент в коэффициент доверия народа к власти.
    Михаил Корсунский, внештатный советник председателя Соцфонда КР, член комиссии ЗС Жогорку Кенеша по проверке Соцфонда в 2003–2004 годах.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/10083/


Распечатать: Технология обмана, или Пенсия и актуарный коэффициент РаспечататьОставить комментарий: Технология обмана, или Пенсия и актуарный коэффициент Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Технология обмана, или Пенсия и актуарный коэффициент Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007