О хозяевах, рекламе и сериалах
Что говорит, как показывает и на что живет телевидение в Кыргызстане и Казахстане? Об этом “Злое перо” с гендиректором ТРК “НТС” Оксаной Малеваной и президентом медиа–холдинга “31 канал” Арманжаном Байтасовым (Казахстан). Автор и ведущая программы — Динара Суймалиева. Саму передачу смотрите по вторникам в 20.10 на канале НТС сразу после выпуска новостей. Печатная версия на кыргызском языке — в “Агыме”, интернет–версия — на сайте “АКИpress”.
Д. С.: — В Кыргызстане идет активный передел медиа–рынка между внутренними политическими игроками и в меньшей степени внешними субъектами. Не могли бы вы описать складывающуюся карту медиа–собственников? Кто это: бизнесмены, чиновники, члены семей, политики?
О. М.: — Основными являются нынешние представители власти и приближенные к ним. Это закономерно: при помощи СМИ они свою власть защищают. Что немаловажно, и, пожалуй, отличает медиа–рынок нынешний от пятилетней давности, то, что молодые политики понимают: без СМИ занять какую–то нишу в политическом спектре будет очень тяжело. И поэтому они вкладывают средства в медиа.
А. Б.: — Я сам собственник СМИ, поэтому для меня важны интересы экономические. Медиа в Казахстане — давно бизнес. То рекламное поле, которое сегодня сформировалось в Казахстане, способно обеспечивать жизнедеятельность огромному количеству масс медиа, которые существуют на рынке. И большинство электронных СМИ — это, не скажу высокодоходный, но доходный бизнес, который приносит реальную прибыль для своих владельцев, для учредителей. Для больших финансово–промышленных групп СМИ — это джентльменский набор. Это статус: если у тебя есть медиа, ты действительно считаешься крупной, солидной организацией на поле Казахстана.
О. М.: — Мы не Казахстан — у нас совсем другие деньги, совсем другой рекламный рынок. И у нас очень актуальна проблема пиратства. Она во всем, она живет, процветает и почему–то все наши агентства по интеллектуальной собственности смотрят на это сквозь пальцы. Представьте, кабельные каналы мало того, что берут арендную плату с каждого своего подписчика, они еще умудряются вставлять туда рекламу. То есть они зарабатывают на нас с вами дважды. Это неправильно, но этим никто не занимается. Ну и возьмите любого кабельного оператора — пиратских каналов просто уйма. Конечно, это сильно влияет, это убивает и нашу рекламу, и рекламу других телекомпаний.
А. Б.: — У нас существует много проблем по заполнению эфира, по конкуренции с теми же российскими СМИ. В кабеле, где находится более 100 телеканалов, конкурировать очень тяжело. По опыту российских телекомпаний, тех же НТВ, ОРТ, РТР, мы видим, что Казахстану сейчас нужно развивать такое направление, как производство своих телесериалов, и этим мы будем серьезно заниматься уже с этого года. А в целях повышения конкурентоспособности отечественных медиа государство может предпринимать определенные действия для поддержки своих СМИ, чтобы они могли подняться до уровня и конкурировать с зарубежными СМИ. Это делается совершенно разными способами: выделяются гранты от государства, через НПО, могут даваться прямые налоговые преференции, послабления, каникулы. У нас в Казахстане это произошло, в России, где долгое время электронные СМИ были освобождены от такого серьезного налога, как НДС. То же самое было и в Казахстане: 2,5 года электронные СМИ были освобождены от НДС. И благодаря этому мы смогли создать сильную экономическую и техническую базы. Сегодня мы выросли до определенных высот, которые нам позволяют создавать интересный качественный продукт, который может конкурировать с российским телевидением. В конце концов это и для государства выгодно: оно дало нам преференции — мы развились и теперь мы нормальные налогоплательщики и тот же НДС мы платим гораздо больше, чем, если бы мы выплачивали его с маленьких сумм.
Д. С.: — Бытует мнение, что вы не купили НБТ, а, наоборот, продали свою вывеску прежнему хозяину Айдару Акаеву, и он таким образом под вашим именем сумел сохранить свою собственность в медиа–сегменте.
А. Б.: — Мы, разумеется, не являемся никакой защитной вывеской, за которой делаются какие–то шаги. Я еще раз хочу сказать об НБТ, чтобы не было ощущения, что мы играем. Мы никогда себе не позволим каким–то образом влиять на внутреннюю политику (в Кыргызстане. — Ред.). Это не задача масс медиа. Для нас масс медиа — это бизнес и информационный сервис. Поэтому нельзя рассматривать нашу медиа–группу, которая развивается в Кыргызстане, с точки зрения того, что мы хотим на что–то влиять.
Законодательство построено таким образом, что напрямую иностранцы не могут владеть компаниями, поэтому наши учредительные документы открыты, мы не делаем никакой тайны из учредительных документов ни в Казахстане, ни в Кыргызстане. По бизнесу мы очень прозрачная контора. И для того, чтобы зарегистрировать собственность в Кыргызстане, нам нужно было пройти определенный путь. Поэтому мы открыли сначала ТО по казахстанскому, ОсОО — по кыргызстанскому законодательствам, которое является учредителем газеты “Новый Кыргызстан”, и оно должно переходить в собственность на НБТ, то есть через ОсОО, которое зарегистрировано в Кыргызстане.
Д. С.: — У вас сегодня отняли техническую возможность вещания в регионах?
О. М.: — Ну пока не отняли, но все время грозят, что отнимут. Мы заняли выжидательную, оборонную позицию. Мы пока громко не высказываемся, ни с кем стараемся не ругаться. Мы вообще очень мирный канал, стараемся быть толерантными. Пока не отняли.
Д. С.: — И все же, это политическая, техническая, экономическая проблема?
О. М.: — Ее пытаются преподнести как техническую, то есть якобы потому, что необходимо предоставить радиорелейные стволы народному телевидению ЭлТВ. Да я бы с удовольствием отдала ЭлТВ все, что есть, если бы мне кто–нибудь показал, какой продукт они выдают, какую программу? Я считаю, что никакое народное телевидение не может встать на ноги за счет своего собрата по рынку, частного телевидения.
Д. С.: — То есть сегодня никаких тендерных условий на этот счет не существует?
О. М.: — Нет, конечно. Просто нам говорят: есть монополист — РПО РМТР, и для того, чтобы развить сеть по стране, можно работать только с ним. Поскольку РПО РМТР так или иначе госорган, соответственно, нам говорят: либо вы дружите с властью, тогда, возможно, для вас найдется какой–то радиорелейный ствол, либо вы не дружите. Мы можем иметь передатчики, но без РПО РМТР это груда металлолома. Во дворе, положим, будем рядом сидеть, костры разводить, песни петь, но от этого нас в регионах не увидят. Естественно, единственный выход в этой ситуации — это переход на спутниковое вещание. Потому что тогда, да, мы будем независимы.
Д. С.: — Каков спектр ваших новостных интересов из Кыргызстана?
А. Б.: — Мы гораздо ближе, чем CNN. Я, конечно, не скажу, что казахстанских телезрителей будет в полной мере интересовать, как идут посевная и сбор урожая в Кыргызстане, но достаточно большую аудиторию реально будет интересовать информация о том, сколько Кыргызстан засеял зерна и сколько собрал. Будет интересовать, сколько стоит у вас бензин и какие нефтеперерабатывающие заводы работают на Кыргызстан, сколько электроэнергии потребляет, сколько отдает, сколько добывает золота, сколько продает шерсти. Эта информация более близкая и понятная. Точно так же, как и вас, кыргызстанцев, наверное, интересует, сколько стоит квартира в Алматы или Астане. Меня на сегодняшний день интересует, сколько стоит квартира в Бишкеке. Мы понимаем, что цены на недвижимость у вас постепенно стали расти — это сигнал к тому, что ситуация стабилизируется. Условно.
Д. С.: — Есть ли сегодня потребность в едином центральноазиатском информационном пространстве? У нас часто получается, что мы, например, казахские новости узнаем не через казахские СМИ, а через российские, которые гораздо дальше, чисто географически.
О. М.: — Я думаю, что это то, что должно было быть и что происходит. Его создание — это просто насущный вопрос. Например, буквально недавно было обращение президента Казахстана Назарбаева, мы его давали в новостях, потому что это интересно, это то, что рядом. Мы разные страны и в чем–то похожи. Нам интересно было узнать, что у них стратегия — войти в пятидесятку крупнейших стран мира. А у нас какая стратегия, нам тоже хочется? У них там шесть налогов, а у нас даже не каждый налоговый консультант может вспомнить, какое у нас количество налогов. Сейчас один из проектов в рамках НТС — это создание центральноазиатского ток–радио. Мы хотим положить начало единому радийному информационному пространству.
А. Б.: — Я вижу, что масс медиа могут выполнять реально больше функций, нежели просто источник зарабатывания денег. Я, во–первых, абсолютно верю, что кыргызский рынок перспективный, что медийный бизнес будет развиваться и через какое–то время (а это обязательно произойдет, если будет стабильность в государстве) массмедиа будет нормальным прибыльным бизнесом в Кыргызстане. Но еще у масс медиа есть уникальное качество — так как мы работаем с обществом, телекомпании могут выполнять роль этаких хабов. Действительно, нас интересует, что происходит в Кыргызстане, кыргызстанцев интересует, что происходит в Казахстане — мы очень близко расположены. Мы, когда говорим, понимаем друг друга, мы хотим больше знать друг о друге. Я сторонник того, чтобы телекомпании проводили совместные проекты, у нас в планах на 2006 год сделать совместный музыкальный телевизионный конкурс. Чтобы шел сбор информации и из Кыргызстана, и из Казахстана. Мы сторонники того, чтобы появлялись совместные публицистические проекты, которые бы позволяли обмениваться информацией. Уже сегодня у нас налажен информационный обмен и в выпусках новостной программы “Информбюро”, которые также транслируются на телеканале НБТ, идет достаточно много репортажей из Кыргызстана. Это тоже наша информационная политика, и у нас планы на самом деле гораздо шире. Мы будем дальше продвигаться и в Узбекистан, и в Таджикистан, и в Туркменистан. Мы хотим, чтобы это был нормальный центральноазиатский медиа–холдинг. Центральная Азия — богатейший регион, здесь в совокупности проживают почти 60 миллионов человек. Огромнейшее информационное поле, огромные возможности по рекламному полю — это уже совсем другой уровень денег, совсем другой уровень доходов.
Подготовила Татьяна Орлова.
Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/13364/