Готы, гунны и кыргызы
После публикации в нашей газете статьи «Как мы отреклись от гуннов — наших предков» («МСН», 3.08.2005, №88) в редакцию звонят читатели, задают различные вопросы касательно содержания этого материала. В связи с этим наш корреспондент встретился и побеседовал с ее автором — доктором филологических наук профессором Амангельды Бекбалаевым.
— Амангельды Абдыжапарович, кто такие гунны, что это за народ и чем он прославился в истории?
— Гунны — древний кочевой скотоводческий народ, говоривший на тюркском праязыке (то, что они были древними тюрками и говорили на древнетюркском языке, уже доказано современной историей и лингвистикой). В III в. до н. э. они обитали на территориях Северного Китая, Монголии и Южной Сибири, где создали мощное кочевое государство Хунну. Соседи считались с ними и опасались их, а северокитайское государство Первый Хань во II веке до. н. э. начало строительство Великой Китайской стены для защиты от отчаянного, стремительного и отменно вооруженного гуннского войска. В истории (по китайским источникам) известны имена победоносных предводителей–ханов Хунну: Тумен, Моду, Хуханве, Чжи–Чжи, Лаошань, Ли–Ли и др. Но во II в. н. э. неудачи стали преследовать некогда могучее государство Хунну: засухи и джут в степи, внутренние межплеменные распри, кровавые схватки за общегуннский ханский престол. Теснимые своими сильными соседями (на юго–востоке китайцами–ханьцами, на востоке монголоязычными сяньби и дунху, а на юго–западе ираноязычными юэчжи), гунны–хунну были вынуждены сняться с насиженных мест и откочевать на запад, в степи современного Казахстана и к Аральскому морю, где и пребывали около двух веков. Уже окрепнув, то есть восстановив основу своего хозяйствования — поголовья крупного и мелкого скота, совершенствовав вооружение, а именно свои дальнобойные луки, дисциплину и боевую выучку войск, гуннские тумены (тумен — основная единица гуннского войска численностью в 10 тысяч конных воинов) в 371 году переправились через Волгу и в междуречье Волги и Дона наголову разбили боевые отряды аланов и сарматов (предков современных осетин и других северокавказских народов), покорили их и присоединили к себе в качестве вспомогательных воинских сил. Переправившись через Дон в 375 году, гуннское воинство во главе со своим первым “европейским” ханом Баламбером (этимология этого имени по–гуннски: дай моего ребенка) обрушилось на германское восточноготское государство, во главе которого стоял король–конунг Эрманарих.
— На Дону германское государство во главе с королем–конунгом? На юге современной России?
— Готы, одно из крупных германских племен, первоначально жили в Скандинавии, откуда к I в. н. э. переселились в Прибалтику и в устье реки Вислы. Античные историки Плиний (I в. н. э.), Тацит (II в. н. э.) и Птолемей (II в. н. э.) упоминают готов в числе известных им германских племен, проживающих вдоль Вислы. К середине II в. готы, будучи полуоседлым земледельческо–скотоводческим народом, начали движение на юг. По пути переселения они присоединяли к себе более мелкие германские и славянские племена и роды, которые также уходили вместе с ними на юг. К началу III в. готы заняли обширную территорию от Дуная до Дона. К середине III в. они образовали два племенных союза. Земли от Дуная до Днепра занимала держава вестготов (западных готов), известен их конунг в IV в. Атанарих. Остготы (восточные готы) занимали земли от Днепра до Дона, их королем — конунгом в IV в. был упомянутый выше Эрманарих. Готы были умелыми и отважными воинами. Готские племена сыграли немаловажную роль в ослаблении Римской империи. Только в
III в. готы совершили (и большей частью с успехом) 22 крупных воинских похода на римские владения. Чтобы обезопасить свои провинции от готских нападений, римский император Валент в 369 г. был вынужден заключить договор с конунгом вестготов Атанарихом о границе между римскими и готскими владениями, в качестве которой была признана река Дунай. Сам факт заключения данного договора Великим Римом с вождем варваров (так называли римляне германские племена) говорит о признании готов (и, разумеется, их воинских доблестей ) в качестве равноправного партнера.
— А что же упомянутые ранее первый “европейский” гуннский хан Баламбер и готский конунг Эрманарих?
— Остготский король Эрманарих, осознавая страшную опасность, нависшую над его державой (появились бойцы, сильнее их, готов), послал за помощью к своему собрату — конунгу Атанариху, но последний не торопился выступить со своим войском против общего врага — гуннов. И в итоге в битве на реке Эраак (бывший приток Северного Донца) в
375 г. гунны уже в союзе с аланами и сарматами, применив обманный маневр, уничтожили огромное остготское войско, по оценкам свидетелей–летописцев, насчитывавшее от 70 до 120 тысяч германских воинов. В 376 году тумены гуннов и союзных им аланов и сарматов разбили на реке Днестр 100–тысячное воинство вестготского конунга Атанариха, который с остатками своих отрядов бежал в балканские провинции под защиту Римской империи. Победы достались гуннам и их союзникам — аланам и сарматам, несмотря на их численное меньшинство (на одну треть от количества готских войск), поскольку гунны обладали более совершенным вооружением…
— В четвертом веке — “более совершенное вооружение”?..
— Наконечники копий и стрел, мечи германцев, а также большой частью и высокоорганизованной и основательно вооруженной римской армии были изготовлены из дешевой бронзы. У гуннов же их недлинные мечи, кинжалы, наконечники стрел изготовлялись из твердых сплавов железа. И представьте себе: бьются смертным боем двое противников. У одного “мягкий” бронзовый меч, а у другого “твердое” железное холодное оружие. Нетрудно догадаться, за кем останется победа.
Но, кстати, до такого единоборства в масштабе многотысячных сражений дело доходило редко. Гунны выигрывали битвы в основном без непосредственного соприкосновения с неприятелем, за счет более совершенного, дальнобойного лука. В историко–военных изысканиях отмечается, что лучшими стрелками из лука были валлийцы в XIII–XIV веках, в составе английской армии. Их стрелы имели убойную силу на расстоянии до 150 метров, дальше уже стрела на излете не доставляла особых хлопот неприятелю, если не считать царапин. Готские стрелы разили врагов не далее чем на 100 метров. А стрелы гуннов — самых метких лучников своего времени — поражали насмерть на расстоянии 200–220 метров. Гот со своим легким луком против гунна с его мощным луком на расстоянии 200 метров — это все равно, что (в современном сравнении) вооружиться “воздушкой” против “калашникова”. Но были и другие победные факторы у гуннов. Во–первых, играли роль строгая воинская дисциплина (приказ начальника — закон для подчиненных) и отчаянная взаимовыручка (сам умри, но товарища спаси), чего не наблюдалось у других народов. Во–вторых, гуннское войско было сплошь верхоконным, в то время как основу армий их противников составляла пехота, а конница играла там вспомогательную роль. А веками проверено: один конный воин в схватке по силе и мощи (себя и коня) равен трем пешим бойцам. И в–третьих, у гуннов было лучшее, нежели у их противников, вооружение: крепкий железный клинок и дальнобойные стрелы. Да еще и постоянное движение, обходной обманный маневр (по–гуннски: кипчап — охват врага в клещи) всегда были присущи гуннам как предварительная часть битвы.
— Пожалуйста, на этом фоне расскажите о сражениях гуннов с готами — восточными и западными.
— В обоих битвах, на реке Эраак и на Днестре, гунны завлекали готов ложным отходом в засаду. И в обоих сражениях готское войско (две трети — пехота) оказывалось в низинах, в то время как окружавшие гунны находились на возвышенности, да к тому же верхом. Готы прикрывались медно–деревянными щитами по бокам и сверху, образуя как бы крышу над собой. С первым залпом многие тысячи огневых тяжелых гуннских стрел вонзались в эти щиты, горящее масло стекало с древка стрел на руки защищающихся воинов. Готы бросали щиты и слышали ужасающий и пугающий вой в воздухе — это гунны пускали стрелы со свистульками. Ну а дальнейшее уже было делом техники. По команде своих начальников гунны с коней расстреливали издали незащищенных врагов–готов. Готы–копейщики метали в них свои копья, но они не долетали до гуннов, находящихся в отдалении 200 метров. Также и готские лучники не доставали гуннов, находившихся на холмах. Готы бросали свои щиты, и беззащитные бежали, гуннам оставалось только добивать их стрелами. Данные археологических раскопок германских и венгерских экспедиций выявили, что в этих местах на десяток захоронений готов, рядом с которыми в могилу также клали их оружие, приходилось всего одно гуннское, рядом с которым всегда обнаруживался скелет коня.
— Покоились с миром этакие верзилы–европейцы и низкорослые гунны–азиаты?
— В отчетах германских и венгерских (пишущих также по–немецки) археологических экспедиций нет ничего, указывающего на какое–либо отличие в антрополого–конституционном строении готов и гуннов. Оба народа не различались друг от друга антропологически. Возможно, и гунны, так же, как и готы, были европеоидами. Ученые–археологи, например, немец Герман Шрайбер и венгр Иштван Бона, указывают, что в основном идентификацией захоронений (готского или гуннского) служат оружие и предметы их личного обихода: остатки ременных блях, насечек, посуды, ножей и др. Да и к тому же остановимся на таком факте: гунны — это древние тюрки, предки большинства тюркских народов (кроме тех, кто отстал от Великого похода на запад, находясь восточнее Алтая, к примеру, якуты, которые ушли на север в места своего современного обитания во II–III вв.), а европейские тюрки — потомки гуннов, большей частью европеоиды: турки, татары, башкиры, кумыки, карачаевцы, балкарцы, гагаузы, ногайцы и др. Это тюрки–азиаты уже позже перемешались с различными монголоидными народами, а гунны, по всей вероятности, были европеоидами. Да и в германских легендах нет никакого указания на то, что гунны были монголоидами.
— А кто такой Аттила?
— В немецких, исландских, скандинавских сказаниях “Песнь о нибелунгах”, “Песнь об Аттли”, “Песнь о Дитрихе Бернском”, “Песнь о Гудрун” и других речь идет о благородных гуннах и об их великодушном конунге — хане Аттиле–Этцеле (Этцель — имя Аттилы после второго перебоя немецких согласных в VII — VIII вв., когда звук “тт” перешел в звук “тц”), всегда приходящем на помошь германским правителям в их трудную минуту.
— Вы подметили, что уж больно “по — кыргызски” звучат имена гуннских ханов: Баламбер, Ульдин (“бессмертный”, чувствуются связь со словом “єлбє” — не умирай), Харатон (черный панцирь: хара +тон; первоначальное значение слова “тон” — панцирь, латы, доспехи), Ругила (сын племени: урук уулу), Мундзук (жемчуг — оберег: мончок), Беледа (грамотный — билет) и Аттила (сын своего отца: ата уулу)…
— К расшифровке этимологии этих имен я пришел через германские источники, а именно через готские. Скажу больше, в готском и немецком языках очень много слов, общих с тюркскими, с кыргызскими (и по звучанию, и по значению). Двадцать девять лет назад я после окончания с отличием Кыргосуниверситета им. 50–летия СССР поступил в очную аспирантуру Московского госпединститута иностранных языков им. Мориса Тореза, где должен был сдавать кандидатский экзамен по специальности, включающий в себя составной частью германский готский язык. Изучая древние готские тексты, и среди них готскую Библию, я был поражен, что в готском языке, который прекратил свое существование и стал уже “мертвым” в VIII веке, содержится большое количество слов, по значению и по звучанию сходных с кыргызскими: Аtta — отец, arman — сжалиться, beran — отдавать, принести, paidan — иметь выгоду, пользу, аurus — тяжелый, maitan — рубить, сражаться, taujan — делать, опираться и еще многие другие.
Еще будучи пытливым студентом кафедры немецкого языка инфака КГУ, я неоднократно задумывался, почему это в немецком и кыргызском языках есть много общего, к примеру, в фонетике, где совпадают звуковые составы — та же долгота и краткость гласных, те же фонемы: [є],[ї] и [ў]. Я тогда удивлялся, что немцы говорят: ein мal (einmal) — один раз — и аналогично говорят кыргызы: бир мал — один раз. И в лексике обоих языков я тогда находил много схожего: adel — адыл (благородный), Alp — aлбаc (злой дух), Кajik — кайык (лодка), Dolmetsch — тилмеч (переводчик, толмач), Mann — ман (человек; в кыргызском языке наличествует во многих словах: кїйєрман — болельщик, окурман — читатель, билерман — знаток и др.), Gattin — катын (жена, женщина, баба) и еще многие другие. Тогда я полагал, что такие совпадения случайны.
Но когда наименования, подобные кыргызским, “всплыли” при ознакомлении с текстами на готском языке, который есть прямой родитель современного немецкого языка, то стало ясно, что здесь нет никакой случайности. Как говорится, если молния попадает куда–либо один раз — это случайно, если два раза, то это уже фатальная случайность, если же три раза, то это закономерность: в этом месте имеется нечто, что притягивает молнию. Некогда готский язык и предок кыргызского языка (от второго он “по–наследству” вобрал эти “общие” слова) близко соприкасались друг с другом.
Обратившись к истории и перелопатив огромное количество литературы, преимущественно на немецком языке (а ведь немцы — отличные историки, к примеру, мировой известностью обладают
В. Бартольд, В. Радлов, Г. Шрайбер), я выяснил, что готы с кыргызами нигде до V в. встретиться не могли, но встречались с гуннами, и мало того, находились вместе с ними около 150–160 лет в составе одного государства — Гуннской империи.
— Видимо, после двух побед над западными и восточными готами гунны присоединили их к себе и образовали вместе с ними одно огромное государство?
— Именно так. И государство это, состоявшее в основном из гуннов, готов и сармато–аланов (а в нем были представлены еще многие другие мелкие славянские и угро–финнские племена), имело огромные размеры, на востоке начиналось от Алтая, а на западе доходило до низовий Дуная. Последующие после Баламбера гуннские ханы все расширяли владения гуннов, особенно ханы Ульдин (в 399–410 гг.), Ругила (в 420–434 гг.) и Аттила (в 445–453 гг.). Окончательная западная граница гуннов прошла по середине современной Австрии. И вот, проживая свыше 150 лет на одной территории, в составе одного государства — Гуннской империи, гунны и готы тесно общались между собой и их лексика не могла не перемешаться. Но сегодня трудно установить, кто у кого заимствовал те или иные слова.
Сейчас, по прошествии 1500 лет, уже невозможно знать точную этимологию общих в готском и гуннском языках лексических единиц. Если готские словари и фиксируют слова того времени, то они не указывают, исконно готское слово это или же заимствованное, а самый “старый” словарь тюркских слов Махмуда аль–Кашгари датируется XI веком. Например, никак невозможно точно знать, к какому языку принадлежали первично следующие слова:
И этот гуннско–готский список можно продолжать, я насчитал до полутысячи “общих”, то есть похожих и по звучанию, и по значению слов в гуннско–кыргызском и готско–немецком языках. Правда, некоторые из них в немецком и кыргызском сегодня потеряли вследствие исторических звуковых изменений свое первоначальное значение, но “похожесть” еще можно установить с большей долей точности. А такого, извините, не наблюдается во взаимоотношениях славянско–русского и тюркско–кыргызского языков. Как бы мы ни выискивали в кыргызском языке “освоенные” заимствования из русского и наоборот, но список их очень мал.
— Вы хотите сказать, что предки немцев — готы и предки кыргызов — гунны находились в более тесных языковых отношениях, нежели сейчас русские и кыргызы?
— Но при этом имейте в виду, не все готы были союзниками гуннов, а только восточные готы. Западные же ушли под защиту Рима в их балканские провинции. А восточные готы вместе с гуннами участвовали во многих битвах против римских войск, всего таких больших и малых сражений за 140 с лишним лет насчитывается около 25–30, и в большинстве из них совместное войско гуннов и восточных готов одерживало победу. Наиболее известна “битва народов на Каталаунских полях” в Северной Галии (451 г.). Гунны, остготы, аланы и славяне–анты под предводительством хана Аттилы сражались с объединенным войском римлян, вестготов, галлов и франков и других под началом римского полководца Аэция. С обеих сторон в сражении участвовало, по свидетельству очевидцев, около полумиллиона человек, продолжалось оно три дня, погибло примерно 150 тысяч воинов. Но ни одна из сторон не смогла одержать полной победы, однако перевес остался все же на стороне гуннов и их союзников, так как римляне и их вассалы не смогли уже противодействовать гуннам в их последующем вторжении в Италию. А ничто так не сближает народы, как многочисленные совместные победные сражения, битвы и схватки против общего врага. И в германских преданиях также говорится о том, что гунны и готы выдавали друг за друга своих дочерей, и родовитые княжеские германские фамилии до сих пор гордятся наличием в их жилах аристократическо–голубой гуннской крови.
— Гунны — это роды, племена или народ, какова их численность?
— Гунны — это в основном союз древнетюркских племен, но были среди них и древнеугорские племена и роды. Но следует иметь в виду, что лингвистика относит тюркские и угорские языки к одной языковой семье из–за схожести их грамматического строя. Эти гуннские племена такие: сабиры (предки сельджуков и современных турков–османов, наименование “сабир” или “субар” в турецком языке означает “конный воин”), биттогуры, акациры, хайлундуры, угоры, майлундуры (предки других тюркских народов), хуннагуры и оногуры (предки венгров), утургуры и кутургуры (предки тюркоязычных булгар, которые позже перейдут на славянский язык и станут современными болгарами) и т.д.
В истории отмечается, что самыми главными и цементирующими союз восемнадцати гуннских племен были наиболее крупные из них: сабиры, акациры и хуннагуры. До сих пор среди всех тюркских народов бытует поговорка: “Сабир бол!” — “Будь мужественным, как сабир!” А общую численность всех гуннов нетрудно подсчитать: в самые ответственные и переломные времена гунны сообща выставляли до 10 туменов войск
(100000 воинов). А если исходить из пропорции, что один воин выставлялся от 10 человек, то тогда общее количество людей у гуннов колеблется в пределах миллиона.
— И каким же это образом гунны–кыргызы очутились на сегодняшней территории в горах Тянь–Шаня?
— После распада Гуннской империи некоторые племена, уже под новым самоназванием “кипчаки” (по–гуннски: атакующие неприятеля с флангов), вернулись в Великую Кипчакскую степь — Дешт–и–Кипчак, их потомки — современные казахи (а северные казахи, большей частью рослые, голубоглазые и рыжеволосые, прямо напоминают гуннов из германских сказаний), некоторая же часть гуннов осела в предгорьях и горах Тянь–Шаня, это были предки кыргызов.
— Какой веры придерживались гунны?
— Они были тенгрианцами, исповедовали языческую веру — Танри (Великого бога) ан (осознание). Кстати, в турецком языке Бог называется до сих пор Танри, также и в болгарском и в других языках, производных от гуннского.
— У вас не столь давно увидела свет книга про гуннов?
— Да, моя книга “Баламбер — хан гуннов” вышла два года назад в Алматы, но пробным, ограниченным тиражом. Вообще–то я сдал в издательство трилогию “Гунны”: названный выше “Баламбер…”, вторая книга — “Ульдин” и третья — “Аттила” (но последняя книга в двух томах). Казахские братья обещают выпустить трилогию, и я сейчас в ожидании.
— Это трилогия научного характера?
— Трилогия “Гунны” художественно–историческая. Но основа, канва книг — реальные события, имевшие место в прошлом. Я опираюсь в своих художественно–исторических изысканиях на три составные части исторической науки: этимологию языка, археологические данные и народные легенды, предания и сказания. Я полагаю, что это есть именно те столпы, которые доказывают или опровергают ту или иную точку зрения. А легенды, предания и сказания — это, в первую очередь, мифы германских народов.
— Таким образом, у вас история кыргызов приходит с запада, в то время как до сих пор она считалась приходящей с востока…
— Да, я полагаю, что западные источники играют важную роль при идентификации того или иного гуннско–тюркского народа. Так как описания гуннов, их образа жизни, их быта, вооружения хорошо сохранились именно в Европе, докуда дошел их исторический путь. Гуннские захоронения начинаются от Великой Китайской стены и доходят до Англии и Северной Африки. Кстати, и у нас в Кыргызстане находят идентичные гуннские могильники. А победоносные походы гуннов скрупулезно описаны их современниками — римскими, германскими, славянскими и другими летописцами.
— Что ж, с интересом будем ждать появления трилогии “Гунны” на прилавках книжных магазинов.
Александр Никитенко.
Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/11149/