Черный мольберт
Так называется фильм, презентация которого прошла в кинозале столичного музея им. Фрунзе.
Эта получасовая картина — дебют режиссера Адиса Сейталиева и сценариста Гамала Боконбаева. Причем первый сыграл главную роль в своем фильме.
— Кинолента “Черный мольберт” — о сегодняшней проблеме художников в Кыргызстане, — говорит Адис Сейталиев. — Поиск творческого пути в условиях непонимания общества.
Герой картины — художник. Первые кинокадры: он распиливает на куски свой черный мольберт. Из “дровишек” собирает инсталляцию в виде стула. После творение красуется на выставке авангардистов. Рядом с экспонатом художника — “живая” инсталляция. На паркете музейного зала лежит полуголый человек. Не обращая внимания на посетителей выставки, он занят самосозерцанием. Примечательно, что крышей над головой ему служит картонная тара бытовой техники. Бомж — эдакий Диоген. Или будущее художника?
Этот тягостный сюжет сменяется другим. Одиночество в мастерской нарушает телефонный звонок. Друг художника нашел ему клиента, жаждущего украсить свой офис. Без особого энтузиазма герой встречается с заказчиком.
— Сделай полотно, — сказал богатый собутыльник своему визави. — Горы, юрта, табуны. Чтоб понятно было. Озолочу.
— Кыргызский ландшафт — разочарован художник.
Но таков рынок: кто платит, тот и картину заказывает. В пьяном угаре художник малюет банальное полотно. И, протрезвев, забывает о нем. Однако явившийся за работой покупатель в восторге:
— Забираю! — на студийный столик положены баксы.
У героя единственная отдушина: на крыше дома среди антенн он создает картины. Подлинные, отвечающие запросам его души (жаль, они не вместились в черно–белый кадр! — А. С.). Но есть порок — дружба с зеленым змием…
— Это автопортрет? — спрашиваю режиссера после просмотра.
— Наш персонаж — собирательный образ, — уклончив Адис.
Мой собеседник намерен представлять свой фильм на кинофестивале в Таджикистане. А потом?
— Определим другие фестивали, куда пойдет наша картина, — говорит режиссер. — Найдем в Интернете.
Съемку фильма поддержало Швейцарское бюро по сотрудничеству. Прошедший показ был необходим режиссеру, дабы получить оценку своей работы от коллег и спонсорских представителей. И еще. Во время просмотра меня поразила мысль: нынешнее состояние искусства — бездеятельная тревога его адептов. Инфантильность.
Александр Сафронов.
Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/7167/