Распечатать: Книжки для малышки РаспечататьОставить комментарий: Книжки для малышки Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Книжки для малышки Посмотреть комментарии

23 мая 2013

ДЕТСКАЯ КОМНАТА

Книжки для малышки

    Практически каждый знает, что в книгах заложен огромный потенциал. Еще двадцать лет назад об интеллекте людей судили по тому, сколько в их доме полок с книгами. А сейчас многие родители жалуются: ребенок не любит читать и целыми днями сидит перед телевизором или компьютером. Между тем, по статистике, только 10 процентов взрослых регулярно читают книги своим детям. Как приучить ребенка к чтению и с какого возраста это лучше всего делать?

    Читать и понимать

    Советский Союз был самой читающей страной в мире. В середине 80-х годов около 85 процентов родителей читали книжки своим малышам. А сегодня, по данным международных исследований, ситуация на постсоветском пространстве стала в разы хуже.

    — Пренебрежение чтением глушит потребность в знаниях, гасит мотивацию к самосовершенствованию, — говорит член Союза писателей России Александр Киселев. — Не раз слышал странный для меня вопрос — зачем читать? А зачем дышать? Зачем есть? Ясно, что это естественные потребности человека, и чтение должно стать такой же потребностью. Чтение развивает фантазию, художественное мышление (в отличие от кино, которое вкладывает в головы людей готовые образы), умение воспринимать красоту, возможность анализировать, сравнивать. Чтение — это интеллектуальное развитие как таковое, шлифовка ума.

    Слова российского эксперта подтверждают и кыргызстанские ученые. На днях в рамках Фестиваля образования в Бишкеке прошел круглый стол “Дети и книга”. Ведущие умы педагогики, эксперты и родители размышляли, как решить проблему детского чтения.

    — Кризис чтения наблюдается во всем мире, — замечает преподаватель Международного университета Центральной Азии Ирина Низовская. — Прививать любовь к книгам нужно сообща — родителям, образовательным учреждениям, издателям. Самое главное, чтобы книга пришла в дом. Даже 20 хороших книг способны изменить мировоззрение ребенка.

    Многие полагают, что, научив ребенка читать самостоятельно в раннем возрасте, они тем самым привили ему интерес к книгам. Это не так. В раннем возрасте дети читают чисто механически, не вдаваясь в смысл рассказа, и чтение превращается для них в нелюбимое занятие. Специалисты считают: важно, чтобы ребенок не просто “проглатывал” какие-то особо интересные для него книги, а еще и научился анализировать происходящее в них.

    — Быстрая техника чтения — это не самое главное, гораздо важнее, чтобы ребенок понимал суть текста, а для этого нужно подключить его эрудицию, эмоции и чувства, научить сопереживать героям, — объясняет преподаватель Международного университета Центральной Азии Наталья Задорожная. — Нужно удивить ребенка. Помочь ему увидеть в обычной книге что-то необычное. Книга не должна просто так появиться у него на столе, этому должно что-то предшествовать. Возможно, интересный поход, прогулка и знакомство с кем-то, беседа. Иногда родители во время чтения малышам лишь повторяют ритм сказки, но не останавливаются на интересных моментах и не обсуждают сюжет. В итоге ребенок не может вывести образ из текста.

    Специалисты советуют каждый раз приучать малыша внимательно относиться к участвующим персонажам. Каждый раз беседовать на тему того, что именно ему понравилось, а что нет. Необходимо сделать обсуждение прочитанного своего рода традицией. Интересуйтесь, как ребенок воспринял поступки персонажей, как он отнесся к окончанию книги, что ему хотелось бы изменить, как повлиять на поведение героев. Все это очень важно для развития мышления ребенка и его приучения к чтению.

    С первых дней

    Важно приучать ребенка к книге с самых первых дней жизни. Хоть новорожденный еще и не понимает слов и смысла рассказанного, но он слышит мамин размеренный голос. Поэтому младенцы очень любят стихи, они действуют на детей умиротворяюще. Важно на время чтения выключать все отвлекающие приборы, такие как телевизор, радио и иные источники звука.

    Осознанное восприятие книги у ребенка формируется с двух лет. Оптимальный возраст начинать учить самого ребенка читать — 4,5—5 лет.

    — Следует сделать традицией вечерние или воскресные чтения всей семьей, — советует детский психолог Нина Поливанова. — Создайте свой “самиздат” на дому. Поощряйте сына, дочку сочинять прозу, стихи, писать очерки об увиденном на природе, размышлять о том или ином событии. А затем можете оформить домашнюю стенгазету, разместив в ней его творения. Пусть раз в месяц трудами ребенка, детей любуются вся семья и гости. Организуйте поход в библиотеку. Окунувшись в особенную библиотечную атмосферу, ребенок захочет быть и далее к ней причастным, ему станет интересно. А самый лучший пример — собственный. Если дети не видят того, что родители сами читают, побудить их делать это будет весьма нелегко.

    В одном из книжных магазинов Бишкека существует клуб маленьких читателей. Здесь дошколята рисуют и делают любимых персонажей из подручных материалов, придумывают рассказы про своих героев.

    — Несмотря на то что мой ребенок непоседа, мне все же удалось его приучить к чтению книг, — говорит мама 6-летнего Антона Ольга Малышева. — Сначала было тяжело его даже усадить рядом с книгой, приходилось читать в пустоту. Я читала, а он занимался своими игрушками. Потом ситуация поменялась, но незначительно. Его стало интересовать, что же там мама так интересно рассказывает, подходил и рассматривал картинки. В конце концов мы стали читать вместе. А сейчас он сам ко мне подходит и просит прочитать ему ту или иную книгу. Чтение занимает примерно два часа в день, и читаем мы разные книжки, любим открывать для себя новые и интересные сказки. Он может рассказать сказку по картинке.

    От 12 и старше

    Подростка, как правило, с книгой не увидишь, а тем более не заставишь его читать. Но если ему с детства прививали любовь к чтению, то, даже повзрослев, он с удовольствием будет читать подходящую литературу. Кстати, можно купить ребенку электронную читалку или планшет, в них довольно удобно читать книги, да и друзьям можно похвастаться.

    Так что же посоветовать для возрастной категории от 12 до 16 лет? Конечно, классику: “Три товарища” Ремарка, “Трудно быть богом”  Стругацких, “Над пропастью во ржи” Сэлинджера.

    Было бы несправедливо ограничиться лишь произведениями писателей-классиков, ведь и в наше время есть немало авторов, чьи произведения заслуживают внимания. Опрос, проведенный среди подростков, показал, что они читают фантастику, детективы и любовные романы, например, “Властелин колец” Толкиена, “Гарри Поттер” и его клоны типа “Тани Гроттер” и “Чарли Бона”. Девочкам нравится “Клуб девушек в джинсах” Енн Брашарес, тоже перевод с английского, это полностью подростковая книга для девочек.

    Появляется больше серьезных книг для детей — Мари-Од Мюрай “Ох, бой!”, “Дневники Алисы”, Ребекка Годфри “Рваная юбка”. Эти книги уже заслужили мировое признание и стали бестселлерами. Среди российских авторов лауреат множества премий Тамара Крюкова. Подростки оценили ее романы “Костя + Ника”, “Ловушки для героя”. Для детей помладше — “Дом вверх дном”, “Чудеса не понарошку”, “Маг на два часа”. Герои этих книг — простые мальчишки и девчонки, которые ходят в школу, гуляют во дворе, дружат, влюбляются в одноклассников, любят баловаться и время от времени ссорятся с родителями.   

Возраст ребенка

Литература

2—4 года

“Школа семи гномов” (Маяковский, Денисова, Янушко), Сказки (К. Чуковский), “Живая шляпа” (Н. Носов), “Дядя Степа” (С. Михалков), “Крокодил Гена и его друзья” (Э. Успенский), “Доктор Айболит” (К. Чуковский), “Денискины рассказы” (В. Драгунский), “Цветик-семицветик” (В. Катаев)

5—7 лет

“Малыш и Карлсон” (А. Линдгрен), “Снежная королева” (Г. Х.  Андерсен), “Волшебник Изумрудного города” (А. Волков), “Приключения Незнайки” (Н. Носов), “Сказки” (Ш. Перро), “Приключения желтого чемоданчика” (С. Прокофьева), “Королевство кривых зеркал” (В. Губарев), “Конек-Горбунок” (П. Ершов)

8—10 лет

“Аленький цветочек” (С. Аксаков), “В стране невыученных уроков” (Л. Гераскина), “Пеппи Длинныйчулок” (А. Линдгрен), Сказки (Г. Х. Андерсен, братья Гримм, Ш. Перро), “Филиппок” (Л. Толстой), “Каштанка” (А. Чехов), “Старик Хоттабыч” (Л. И. Лагин), “Робинзон Крузо” (Д. Дефо), “Машина времени”, “Человек-невидимка” (Г. Уэллс), “Приключения Шерлока Холмса” (А. Конан-Дойл), “Белеет парус одинокий” (В. Катаев)

11—12 лет

“Малахитовая шкатулка” (П. Бажов), “Ночь перед Рождеством” (Н. Гоголь), “Умные вещи” (С. Маршак), “Сказки джунглей” (Р. Киплинг), “Маленький принц” (А. де Сент-Экзюпери), “Приключения Тома Сойера” (М. Твен), “Самый счастливый день” (А. Алексин), “Валькины друзья и паруса”, “Никита”, “Путешествие воробья” (В. Крапивин), “А Воробьев стекло не выбивал…”, “Рыцарь Вася” (Ю. Яковлев), “Девочка с Земли”, “Пленники астероида” (К. Булычев)

Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/39730/


Распечатать: Книжки для малышки РаспечататьОставить комментарий: Книжки для малышки Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Книжки для малышки Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007