Распечатать: Елизаветы нашего времени РаспечататьОставить комментарий: Елизаветы нашего времени Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Елизаветы нашего времени Посмотреть комментарии

5 июля 2012

СОЦИАЛКА

Елизаветы нашего времени

    Наверняка у многих из тех, кто оказался за бортом жизни, опускаются руки и нет желания бороться с обстоятельствами. А вера в то, что темная полоса жизни сменится светлой, угасает с каждым днем. В такие моменты хочется услышать слова поддержки и опереться на дружеское плечо, что в наше время в большом дефиците, ведь решать чужие проблемы никто не берется. Но есть и те, кто совершенно бескорыстно готов поддержать ближнего своего и порой даже вопреки собственным интересам.

    Забота лечит душу

    — Все у вас получится, — напутствовала слушателей курсов сестер милосердия руководитель службы “Помощь детям “ отдела социального служения Екатеринбургской епархии Елена Борщик. — Господь все устроит — появятся и деньги, и добровольцы. Все будет хорошо, даже не сомневайтесь.

    Приезда матушек Елены и Анны, а именно так по-родственному называют друг друга сестры милосердия в Екатеринбурге, в бишкекском Свято-Воскресенском соборе ждали с нетерпением. Всем хотелось посмотреть на добрых женщин, которые по 12 часов в сутки помогают больным и одиноким старикам и старушкам, опекают брошенных детей, дежурят у постелей пациентов, перенесших тяжелые операции.

    — На самом деле все начинается с одного единственного неравнодушного человека, который не может пройти мимо горя другого человека, — говорит Елена Борщик. — Так было и у нас в Екатеринбурге. В один из зимних вечеров Елена Смирнова с подругой увидели у входа в городскую травматологическую больницу № 36 женщину на носилках. Ее выписали, но родственники не приехали за ней. Сердца Елены Федоровны и ее спутницы наполнились жалостью к больной. Они, конечно, забрали ее к себе домой, позже связались с родственниками, отправили ее к ним. Так появилась идея возродить в городе сестричество милосердия.

    Благое начинание Смирновой поддержали в Екатеринбургской епархии. Елену Федоровну благословил ее духовный наставник отец Евгений Попиченко. Руководство тридцать шестой больницы также обрадовалось помощницам, которые брались за любую работу: мыли палаты, кормили больных, перестилали им постель, присматривали за послеоперационниками. Так появилась служба “Милосердия”, в которой в данное время насчитывается пятьдесят сестер и 230 добровольцев.

    — К нам приходят обычные люди и предлагают свою помощь, — продолжает Елена Борщик. — На базе нашей службы работают девять проектов и потому для нас очень важно, чтобы ряды волонтеров постоянно пополнялись.

    Старики, дети, матери-одиночки, лица без определенного места жительства — все они нуждаются в опеке матушек, у которых есть свои семьи. Но они заботятся и всегда находят ласковое слово, чтобы поддержать тех, кто в нем нуждается.

    — Конечно, основная наша миссия — донести до людей слово Божье, — говорит Елена Яковлевна. — Но мы не в коем случае не навязываем свои религиозные воззрения подопечным. Они сами должны к этому прийти. К примеру, Ирина Сычева, диспетчер службы “Милосердия” — девушка со сложной судьбой. По воле случая оказалась прикованной к инвалидной коляске. Было время, когда Ирина не верила, что в ее жизни может что-то измениться в лучшую сторону. Но нашим сестрам удалось вывести ее из состояния обреченности. Сейчас она, находясь дома, принимает заявки и распределяет их по отделам. И замечу, что у Ирочки всегда найдутся слова поддержки для каждого звонившего. Недавно она во второй раз стала мамой, хотя врачи запрещали ей рожать по причине слабого здоровья. Малыш появился на свет абсолютно здоровым.

    Братья на выручке

    Екатеринбургские доктора уже привыкли к маленьким чудесам, которые творят сестры. Маленькие, но все же чудеса. Врачи, доверяющие сухим цифрам статистики, отмечают: после прихода сестер в травматологическую больницу № 36 смертность среди пациентов заметно сократилась.

    — Многие больные после операции погибали от отека легких, потому что рядом не было людей, которые вовремя могли перевернуть их с одного бока на другой, — продолжает Елена Борщик. — Сейчас этой проблемы нет. Наши сестры по 8—12 часов дежурят у постелей таких пациентов, которых размещают в 303 палате, созданной специально для них.

    Особого рассказа заслуживает проект “Автобус милосердия”, вышедший в рейс шесть лет назад. С тех пор братья милосердия (да–да, есть и такие в Екатеринбурге) под руководством отца Владимира Первушина опекают уличных бродяг. Трижды в неделю автобус выезжает к местам массового скопления бездомных, чтобы те могли пройти медосмотр, получить талон на поход в баню, чистую одежду и горячую еду. Кстати, питанием бродяг обеспечивает екатеринбургская молодежь. Волонтеры привозят перловую или рисовую кашу, сваренную с тушенкой. Везут ведрами, так что голодным никто не остается.

    О подобном проекте мечтает Бишкекский и Кыргызстанский владыка Феодосий, который обеспокоен судьбой столичных бродяг. Но у церкви нет средств на покупку автобуса, да и добровольцев, желающих возиться с бомжами, можно пересчитать по пальцам.

    Наталья Удодова уже десять лет руководит общественной организацией “Отрада и утешение” в Канте. Ее немногочисленная команда работает в основном с детьми из малообеспеченных семей. Но бывали случаи, когда приходилось наставлять на путь истинных и тех, кто пристрастился к зеленому змию. Алкоголики и бывшие заключенные — категория сложная, но в “Отраде и утешении” им никогда не отказывают.

    Владыка Феодосий благословил Наталью Николаевну на руководство службой милосердия при отделе социального служения Свято-Воскресенского собора. Так что работы у Удодовой прибавилось.

    — Знаете, каждый раз, когда приезжаем навестить обитателей Нижне-Серафимовского дома-интерната для престарелых, убеждаемся, что люди там больше нуждаются в общении, чем в материальной поддержке, — говорит Наталья Удодова. — Помощь в дом-интернат, конечно, поступает хорошая. Продукты, одежда — все это необходимо людям, но им нужна и духовная подпитка. К сожалению, не хватает священников, которые смогли бы хотя бы раз в месяц навещать содержанцев интерната. А ведь многие из них тяжело больные люди, на здоровье надеяться им не приходится. Думаю, многие хотели бы уйти из жизни согласно вере.

    — У нас в Екатеринбурге создана обитель милосердия, или, как говорили в старину, богадельня, — рассказывает Елена Борщик. — На попечении одиннадцати сестер сейчас десять человек. Им хорошо помогают добровольцы. А было время, когда горожане противились созданию богадельни. Это были жители многоквартирного жилого дома, на первом этаже которого мы открыли обитель. Свое поведение они объясняли тем, что им тяжело видеть больных немощных стариков. Сестрам, чтобы отстоять свой проект, пришлось обращаться за поддержкой в областной комитет по правам человека.

    — Удастся ли нашим добровольцам организовать службу, подобную вашей? — поинтересовались мы у матушки Елены.

    — Даже не сомневайтесь. Я вот смотрю, на семинары пришли около ста человек, некоторые во второй раз. Мы раздали им анкеты, заполнив которые, они могут приобщиться к общему благому делу.

    Позже Наталья Удодова сообщила нам, что у нее на руках тридцать анкет, а это значит — тридцать неравнодушных людей, которые решили вступить в ряды добровольцев.

    В общине все едины

    На рубеже XIX и XX столетий в Российской империи насчитывалось около 30 тысяч государственных, общественных и частных учреждений, которые оказывали благотворительную и медицинскую помощь населению. Достойное место в этой работе занимали общины сестер милосердия.

    Первые подобные структуры на Руси создавались по линии частной благотворительности. К примеру, в марте 1844 года в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России православная община сестер милосердия (с 1873 года — Свято-Троицкая в честь существующей при общине церкви святой Троицы). Согласно ее уставу, на сестер возлагалось попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями. Община включала: отделение сестер милосердия, женскую больницу, богадельню для неизлечимых больных, исправительную школу, пансион, приют для приходящих детей, отделение “кающихся Магдалин”.

    В общину принимались вдовы и девицы всех сословий от 20 до 40 лет. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в течение года. Процедура зачисления проходила в торжественной обстановке, так же, как при посвящении в сердобольные вдовы.

    При создании общины число сестер было определено в 30, испытуемых — в 20 человек. Звание сестер милосердия в течение года получали 3—4 человека. Богадельня имела 6 коек для неизлечимых больных, для сирот и детей неимущих было 70 мест, в исправительной школе обучались 20 детей. Только в первые 11 лет существования организации в отделении “кающихся” находились 446 человек. Существовала община на благотворительные средства.

    По адресу

    Посвящение в сестры милосердия в Екатеринбурге проходит в храме, возведенном в честь памяти великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая причислена Архиерейским собором Русской православной церкви к лику святых. Известно, что после трагической смерти мужа — великого князя Сергея Александровича Романова, Елизавета отказалась от светской жизни и занялась благотворительностью. На средства, вырученные от продажи своих драгоценностей, она создает Марфо-Мариинскую обитель и становится ее настоятельницей.

    В феврале 1910 года епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) по чину, разработанному святейшим синодом, посвятил единомышленниц Елизаветы Федоровны в звание крестовых сестер любви и милосердия. Все сестры дали обет проводить девственную жизнь по иноческому примеру в труде и молитве. В обители были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, а также больница, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа.

    Вне стен обители устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. В обязанности сестер входило посещение больных и престарелых, помощь бедным семьям. Сама великая княгиня самоотверженно ухаживала за больными, ассистировала при операциях. Она постоянно посещала наполненные бродягами, ворами и беглыми арестантами притоны Хитрова рынка, собирая беспризорных детей в приюты.

    7 мая 1918 года Елизавета Федоровна была арестована и отправлена в Екатеринбург, где уже находилась царская семья Романовых. В ночь на 17 июля в подвале Ипатьевского дома в центре Екатеринбурга ее расстреляли. Незавидная участь ждала и приближенных к августейшей фамилии. В ночь на 18 июля узников доставили на шахту Нижняя Селимская, что в 18-ти километрах от Алапаевска. Великий князь Сергей Михайлович был убит выстрелом в голову. Остальных избили ружейными прикладами и еще живыми бросили в шахту. Затем убийцы забросали шахту ручными гранатами, дабы засыпать ее и скрыть следы преступления. Первой была сброшена великая княгиня Елизавета Федоровна. Она громко молилась и крестилась, говоря: “Господи, прости им, не знают, что делают!”.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Надежда ПОПОВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/37931/


Распечатать: Елизаветы нашего времени РаспечататьОставить комментарий: Елизаветы нашего времени Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Елизаветы нашего времени Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007