Распечатать: Наказать или воспитать РаспечататьОставить комментарий: Наказать или воспитать Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Наказать или воспитать Посмотреть комментарии

17 декабря 2010

ДЕТСКАЯ КОМНАТА

Наказать или воспитать

Сотрудники правоохранительных органов и независимые правозащитники считают, что пора бить тревогу: криминалитет стремительно молодеет. Ступившие на кривую дорожку подростки начинают с бродяжничества и мелких краж, а позже переключаются на грабежи, разбой, идут даже на убийства. Часто они не задумываются о наказании, а из колонии выходят с особыми "воровскими" понятиями. Отсидевшего подростка просто выпускают на улицу, никто не занимается его реабилитацией, социальной адаптацией и трудоустройством.

    По сведениям МВД КР, в регионах Кыргызстана отмечается резкий рост детской преступности. На профилактическом учете в ОВД состоят 3466 несовершеннолетних и 379 неблагополучных семей. Более 500 подростков в республике на данный момент находятся в изоляторах временного содержания. В 2009-м к уголовной ответственности привлечено 900 несовершеннолетних, 40 процентов - ученики средних школ.

    На уровень криминализации подростковой среды влияет множество факторов, в том числе пробелы законодательного регулирования, несовершенство правоприменительной практики, социально-экономические процессы, происходящие в обществе, недостаточная воспитательная работа, неблагополучная обстановка в семье, низкая мотивация к учебе, конфликты с родителями и сверстниками.

    Государство фактически не занимается профилактической работой среди трудных подростков. Сотрудники правоохранительных органов просто не в состоянии охватить всех детей и уделить им должное внимание.

    Международные эксперты считают, что в Кыргызстане необходимо развивать систему ювенальной юстиции, чтобы снизить количество несовершеннолетних в местах лишения свободы. Этим будут заниматься специалисты проекта по усилению НПО, работающие в сфере защиты прав детей, который реализуется при финансовой поддержке ЕС.

    Дети в силу своего возраста имеют в отличие от взрослых другой правовой статус, который обусловлен биологическими и психологическими особенностями. Ребенок не может иметь те же самые права и ту же самую ответственность (а это неизбежно сопряженные вещи), что и взрослый человек.

    - Следствие и суд над несовершеннолетними зачастую происходят с многочисленными процессуальными нарушениями, - говорит старший юрист проекта Асылгуль Балыбаева. - Несовершеннолетнего подсудимого своевременно не обеспечивают адвокатом и законным представителем. Как правило, это малограмотные дети из неблагополучных семей, которые не глядя подписывают любые документы. Впоследствии защитникам в суде невозможно доказать, что показания выбивались под давлением. Судья и государственный обвинитель не заинтересованы в судьбе ребенка. Обвинительный вердикт: "Имея ранее судимость, не сделав должных выводов, снова встал на преступный путь" зачитывается каждому подсудимому. И никто не пробует разобраться, почему ребенок опять ступил на скользкий путь. Государство как опекун обязано заботиться о детях, а судебные органы первыми должны быть заинтересованы в благополучном разрешении дальнейшей судьбы ребенка. Конечно, если человек совершил правонарушение, обязательно наказание за содеянное. Но наказания в случаях с детьми должны иметь реабилитационное содержание. Подростку необходимо одновременно восполнить тот ущерб, который он кому-то нанес, и сделать нравственный вывод - что можно и нужно изменить в себе самом. Это очень сложная работа, ее может делать только специалист - ювенальный судья.

    Большая часть судебных решений по делам несовершеннолетних - условные наказания. Малолетний нарушитель должен в течение определенного срока приходить и отмечаться в милиции. Фактически дети предоставлены сами себе, им ничто не мешает совершить повторное правонарушение.

    Само определение ювенальной юстиции есть в Кодексе по правам ребенка, который был принят в 2006 году. Но дальше формального определения ситуация в области защиты прав детей не меняется.

    - Существуют различные модели ювенальной юстиции. Мы можем взять на вооружение международный опыт, - считает юрист Мирлан Медетов. - Например, неплохих результатов по снижению уровня детской преступности достигли в Польше. Там существуют учреждения открытого и закрытого типа с комфортными условиями содержания. В спецучреждениях ничто не напоминает тюрьму, ведется непрерывный процесс обучения, кружки, клубы по интересам, с воспитанниками работают педагоги и психологи. После исправительного срока они получают аттестаты общего европейского образца, трудоустраиваются, и ни в одном документе нет упоминания, что они были в местах заключения.

    Пока принципы внедрения ювенальной юстиции лежат на плечах негосударственных организаций, но чтобы система реально заработала, нужна политическая воля государства. Нельзя забывать, что это наши дети и с ними нужно работать.

    Госструктуры, призванные заниматься несовершеннолетними, практически не помогают подросткам в обустройстве на свободе. Отсутствует социальный патронат, нет помощи в оформлении документов, в восстановлении жилья, получении образования, устройстве на работу.

    Кстати, в России планируют отказаться от воспитательных колоний для несовершеннолетних преступников и перепрофилировать их в воспитательные центры. Там уже введены экспериментальные "ювенальные" суды, рассматривающие только дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 18 лет. В воспитательных центрах будет предусмотрен комплекс мероприятий, который поможет несовершеннолетним, преступившим закон, вернуться в общество, а также ослабить их склонность к противоправным действиям.

    - Дети могут быть очень жестокими, поэтому отношения между малолетними осужденными жестче, чем во взрослых тюрьмах, - говорят правозащитники. - Отдельная тема - содержание девочек-подростков, нарушивших закон. Для них нет специального учреждения, поэтому их отправляют во взрослые женские колонии.

    По словам психологов, при совершении противоправных действий несовершеннолетнего не интересует, какой вред он причинил и какие последствия при этом наступят. Он желает привлечь внимание к своей личности, показать превосходство над сверстниками, создать определенные впечатления о своих действиях и о себе в компании. Дома, во взаимоотношениях с соседями и в школе несовершеннолетний может быть послушным, покладистым, ответственным, а в дворовой компании - жестоким, требовательным, властным. Ясно, что увлеченный каким-либо делом, приученный к дисциплине подросток не склонен к совершению преступления. Поэтому необходимо, чтобы родители уделяли своим детям максимум внимания, и это станет залогом снижения молодежной преступности.

    Компетентно

    Ситуация с детской преступностью и беспризорностью в нашей стране катастрофически ухудшается. По данным правовой клиники "Адилет", в Кыргызстане более 35 тысяч детей не посещают школу, многие из них вынуждены работать. Более 8 тысяч ребят ежегодно доставляются в органы внутренних дел, в том числе после совершения различных правонарушений.

    За защиту детей в Кыргызстане в настоящий момент отвечает несколько ведомств. Их работа нескоординированна, что порождает массу проблем. Например, Госагентство социального обеспечения не в состоянии эффективно защищать права детей, поскольку не имеет соответствующего статуса.

    - Мы выступаем за реформирование системы защиты ребенка, - говорит глава Центра реабилитации беспризорных детей при мэрии города Бишкека Алексей Петрушевский. - Пробелами в существующей системе защиты детей пользуются некоторые граждане. Агентство социального обеспечения назначает ребенку опекуна, выделяет ему пособие. И мы сталкивались с такими случаями, когда опекуны через Министерство образования и науки получали направления в интернаты и отдавали детей в эти закрытые учреждения. Таким образом получается, что соцзащита продолжает платить пособия лицам, которые не воспитывают детей, отдав их в интернаты.

    В Кыргызстане 79 процентов беспризорных детей в возрасте от 8 до 14 лет употребляют токсические вещества. Такие данные приводит центр реабилитации. По его данным, подростки чаще всего нюхают бензин и клей. Почти 100 процентов несовершеннолетних беспризорников курят, 56 процентов от их общего числа в дальнейшем употребляют алкоголь, 6 процентов - наркотики, 80 процентов беспризорников попадают в криминальные структуры.

    По адресу

    Поддержкой детей, находящихся в конфликте с законом, занимаются несколько неправительственных организациях. В частности, Центр защиты детей (0312) 45-06-34, правовая клиника "Адилет" (0312) 65-14-53 и Сеть НКО по защите прав и продвижению интересов детей (0312) 56-50-85. В эти организации за социальной и юридической помощью могут обращаться дети до 18 лет, независимо от места рождения и гражданства.

    На свой аршин

    В нашей республике действует единственная воспитательная колония для малолетних нарушителей № 14 в селе Вознесеновка. Основная масса преступлений, совершенных подростками, - хищение личного или государственного имущества. Ущерб чаще всего незначительный. По категориям преступлений на первом месте стоит кража, на втором - разбой, затем - убийство. Минимальный срок наказания у заключенных воспитательной колонии составляет 5 лет и 5 месяцев, он почти не отличается от минимального срока наказания взрослых осужденных.

    Мальчишки живут в слабо отапливаемых бараках, которые местами протекают. Спят на двухъярусных кроватях, носят черные робы. Долгое время в этом закрытом учреждении царила анархия, учился тот, кто хотел. Более трех лет назад проверяющие органы признали здание местной школы аварийным и запретили проводить там занятия. В этом году здесь открыли новую школу. По словам директора учебного заведения Валентины Геращенко, поступающие сюда подростки часто не умеют читать и писать.

    Сейчас на перевоспитании находятся в среднем не более 50 человек, около 20 в следственном изоляторе. Охраняется этот контингент силами невооруженных контролеров, потому что учреждениям подобного рода не положено даже военизированной охраны. Рацион у малолетних осужденных скудный, в день на питание каждого выделяется 52 сома.

    Цифры и факты

    По оценкам Объединенной стратегии ООН помощи Кыргызстану, 43 процента населения республики находятся за чертой бедности, а 11 процентов живут в крайней бедности. По данным исследования ООН, около 700 тысяч детей в Кыргызстане проживают в семьях, где уровень дохода не превышает порога бедности. При этом более 45 тысяч маленьких граждан воспитываются без отцов, матери в одиночку тянут все заботы по дому. В селах только 30 процентов семей имеют постоянную работу, остальные в лучшем случае заняты подсобным хозяйством или сезонными работами по найму. Безработные родители не в состоянии одеть и обуть детей, не говоря уже о том, чтобы устроить в садик. Даже в относительно благополучном Бишкеке 31 процент семей не могут позволить себе купить новую одежду, их дохода с трудом хватает только на питание.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/34072/


Распечатать: Наказать или воспитать РаспечататьОставить комментарий: Наказать или воспитать Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Наказать или воспитать Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007