Распечатать: Реформа образования нацелена на укрепление независимости и будущее страны РаспечататьОставить комментарий: Реформа образования нацелена на укрепление независимости и будущее страны Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Реформа образования нацелена на укрепление независимости и будущее страны Посмотреть комментарии

16 июня 2009

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Реформа образования нацелена на укрепление независимости и будущее страны

    Президент Курманбек Бакиев представил Концепцию проведения реформы образования

    В Курсе президента предлагается создание сильной культурной политики страны и как ее условие превращение образования в приоритет для государства.

Сегодня качественное образование - это условие независимости государства и возможность иметь будущее для общества.

    Все развитые страны мира решают проблему проведения образовательных реформ, и все пока не сформулировали пути решения. И проблема не в том, что неизвестно куда двигаться, - общие подходы уже выработаны. Проблема в том, как совершить необходимый переход, так как мы имеем дело с инерционной, чуткой к социальным изменениям и затратной по ресурсам системой.

    Попытки правительств Греции и Франции провести даже небольшие изменения в образовательной политике вызвали волны протеста молодежи и профсоюзов.

    Но и откладывать необходимые реформы на потом губительно.

    В Кыргызстане в последние годы делается много хорошего для образования, министерство и педагоги прилагают большие усилия, разработаны и приняты документы с рядом необходимых предложений по изменениям, но в большинстве случаев они не выполняются, а общая ситуация с качеством образования ухудшается.

    Причины следующие:

    ?  Образование рассматривается вне ситуации глобальной конкуренции за человеческие ресурсы и за место в современном мире. Отсюда отсутствие постановки масштабных и актуальных задач на изменение и развитие страны через образование.

    ?  Документы разработаны и исполняются в ведомственном подходе, когда образование считается отдельной отраслью народного хозяйства и только Министерство образование и науки несет ответственность за его развитие. А уже очевидно, что это не так, образование - проблема и задача разных ведомств, всей страны и общества. В процессы преобразований не включены интересы и усилия других государственных структур, бизнеса, национальной элиты, родителей.

    ?  И, соответственно, используемые управленческие средства и механизмы изменений не в состоянии решать такие глубокие и масштабные задачи.

    Многие эти трудности понимают и предпочитают предлагать косметический ремонт существующей ведомственной системы вместо ее реформирования, так как не надеются или не способны на системные и долговременные изменения. И дело не только в нерадивости наших чиновников, но в необходимости подойти к реформам по-иному.

    Проблема реформ в образовании критична для будущего страны, для национальной независимости, для судеб наших детей. Нереформированное образование - продление на десятилетия всех недостатков современного общества, что в условиях быстро меняющегося мира резко ухудшит состояние и перспективы государства и общества.

    Прежде всего надо посмотреть на ситуацию в Средне-Азиатском регионе. Мы имеем конкуренцию с нашими близкими и дальними соседями за природные ресурсы, экономическое и культурное лидерство. Понятно, что тот, кто лучше и раньше освоит новую инновационную модель посткризисного развития, выиграет в конкуренции.

    Инновационным будет не только использование новых технологий, но прежде всего формирование иного взгляда на свои возможности и ресурсы. И главным механизмом реализации инновационной политики должно стать образование.

    Мы можем, опираясь на образовательные ресурсы, стать центром для образования молодежи всего региона. Мы имеем материально-техническую базу, педагогов и русский язык преподавания как общий для стран-соседей. Такую задачу надо ставить, и ее решение непременно потребует изменений и в управлении и финансировании образования, и в содержании подготовки, и в ее формах. Это только один из примеров иного взгляда на образовательную политику.

    Другим примером может выступить учет требований военной или управленческой реформ - нам нужны подготовленные кадры, способные овладеть современными технологиями борьбы с терроризмом или управления государством.

    Принципиально важным является использование для построения будущего нашего культурного наследия, и это требование существенно меняет задачи гуманитарного образования.

    Главным ориентиром для всех развитых государств является построение системы образования на всю жизнь. Этого требуют стремительно изменяющийся рынок труда и глобальная конкуренция. Только в такой системе обеспечиваются перспективы каждого человека. Пока в нашей стране такая задача среди главных задач реформ даже не ставится.

    Проявились новые угрозы, которые ранее были исключены системой воспитания в советской школе, - преступный мир сделал школу объектом своего влияния, и пока еще не поздно, надо на эту угрозу ответить.

    Вообще надо внимательно и объективно посмотреть на советскую систему образования и на то, что у нас от нее осталось, и использовать тот опыт, который соответствует нашим ценностям и задачам.

    Конечным критерием успешности образовательных реформ должны стать повышение уровня безопасности и конкуренто-

    способности государства, а также качества жизни граждан.

    Говоря о реформах, прежде всего надо решить, чего мы не должны делать ни в коем случае. Уже понятно, что кавалерийским наскоком и за один год реформы не сделать, а навредить можно очень сильно.

    Чего нельзя делать

    ?  Проводить значительные изменения, не опираясь на четкие, понятные всем исполнителям ориентиры и знания о реальном положении дел.

    ?  Проводить изменения приказом сверху сразу по всей стране и по всем уровням образования.

    ?  Отстранять от разработки и реализации реформ разные группы интересов.

    ?  Основываться на единой "правильной" модели для всех форм и направлений образования.

    ?  Делать множество не связанных общей целью частных изменений.

    Но именно это мы зачастую и делаем, что и определяет неуспех многих начинаний.

    А что нужно сделать в первую очередь

    ?  Четко разделить зоны ответственности - за что отвечает только государство, что можно передать бизнесу или гражданскому обществу, что могут взять на себя родители. Ни одно развитое государство в мире сегодня не в состоянии финансировать и полностью управлять всей сферой образования.

    ?  Сделать сферу образования прозрачной для принятия решений - мы должны видеть настоящее положение дел в разных разрезах и для разных задач.

    ?  Разложить необходимые изменения во времени и по затратам. Необходимо выделить то, что можно реально сделать уже сегодня без особых затрат, а только за счет здравого смысла и управленческих решений, а что требует длительных и последовательных усилий.

    ?  Осознать, в каком политическом контексте и в какой системе принятия решений реформа образования возможна, и эти условия обеспечить. В периоды смены власти и неустойчивости за такие масштабные реформы лучше не браться. Новое не будет создано, а старое будет разрушено.

    С решения каких задач следует начинать процесс реформирования

    ?  С системы управления образованием и ее законодательным и нормативным обеспечением. Реформировать управление образованием исходя из разделения функций и полномочий центральных, местных органов и образовательных учреждений. Функции управления образованием и оценки его результатов должны быть также разделены.

    ?  С подготовки кадров для реформы. Необходимы новые формы подготовки педагогов и управленцев в области образования.

    ?  С создания информационной, материально-технической, методической, финансовой инфраструктур, обеспечивающих возможность реформ. Продвинуть Интернет и дистанционные формы обучения в отдаленные регионы.

    ?  С формирования социальной защиты для участников процесса реформ. Вопросы зарплат, пенсий, льгот, возможности переквалификации должны быть согласованы с задачами и этапами реформ.

    Какие приоритетные задачи следует решить по уровням и направлениям образования

    Возродить в необходимых масштабах и модернизировать систему дошкольного воспитания и образования. Начиная с этого уровня, особое внимание уделять поддержке многодетных семей и детям с ограниченными возможностями.

    Школа должна обеспечить решение задач инновационного развития общества. Для этого необходимо:

    ?  Обеспечить в формах и содержании образования возможность успешной жизни детей в конкурентном технологичном мире через раскрытие различных индивидуальных способностей детей к науке, творчеству, ремеслам, спорту, коммуникациям и т. п. Для этого нужно создать новые образовательные стандарты.

    ?  Выстроить доступную для детей всех национальностей, регионов и социальных групп систему поддержки и раскрытия талантов, готовить этих детей к их активному участию в развитии общества.

    ?  Особое внимание уделить фигуре учителя. Сохранять и пополнять кадровый состав школ. В связи с появлением новых технологий образования модернизировать формы и направления подготовки педагогических кадров.

    ?  Необходимо обратить внимание на сами здания школ, их оборудование, возможности для проведения учебных и спортивных занятий. Необходимо проектировать новые и модернизировать существующие здания. Школа должна стать образцовым социально-культурным комплексом не только для учебы, но и саморазвития. В школе должно быть интересно находиться.

    ?  Воспитание должно стать составной частью работы системы образования. Формирование гражданина Кыргызстана, который активно участвует в его жизни, знает и уважает историю и культуру, готов работать на будущее страны, - вот цель образовательной политики. Отсюда требование также к системе внешкольного образования. Ребенок должен иметь возможность заниматься интересными для него делами в школе и вблизи дома. Организация осмысленного проведения свободного времени - важнейшая социальная задача. Если ее не решать, то можно потерять детей для общества или отдать их преступному миру.

    Мы должны повысить интерес в обществе к среднему профессиональному и профессионально-техническому образованию.

    Квалифицированный работник или техник составляют основной контингент на рынке труда. И их надо готовить в соответствии с настоящими и перспективными потребностями рынка. Для этого работодатели должны стать активными участниками процесса управления, формировать заказ и требования к выпускникам системы. Учебные заведения необходимо оснастить оборудованием, соответствующим современным технологическим требованиям.

    Высшая школа является основным элементом инновационного развития и должна работать на эту цель. Для реализации этой цели необходимо:

    ?  Вернуть и усилить исследовательские задачи высшей школы. Исследования, а также проектирование и программирование должны стать составной частью работы и обучения в вузе. Иначе приток молодежи в науку мы не обеспечим.

    ?  Пересмотреть саму технологию организации и содержание вузовской подготовки. В передовых вузах мира успешно опираются на формирование компетенций, игровые и имитационные формы подготовки, стремятся к обеспечению индивидуальных траекторий образования и осуществляют другие новации. Этот опыт следует изучить и осмысленно внедрить в вузах.

    ?  Выяснить качество подготовки и ее востребованность на рынке в разных вузах и на этой основе оптимизировать их количество.

    ?  Обеспечить признание наших дипломов на международных рынках рабочих мест и образовательных услуг. Для этого привести наш документооборот и формальные показатели к международным, например, опираясь на требования Болонского процесса.

    Система переподготовки и повышения квалификации в течение жизни - это то новое, что меняет наше отношение к системе образования. Диплом о среднем или высшем образовании только первый необходимый шаг, чтобы начать свою трудовую карьеру.

    Сегодня и особенно в недалеком будущем придется постоянно переучиваться, получать новые специализации и даже менять профессию. Для этого нужна разветвленная и эффективная система повышения квалификации и переподготовки. У нас она еще частична и маломощна.

    Все эти изменения должны привести к тому, что диплом перестанет быть главным продуктом системы образования, а этапы его получения инструментом коррупции, и будет достигнуто желаемое повышение качества образования.

    Как следует организовать первый подготовительный этап реформ

    Необходимо найти механизм, который позволит их осуществить. В России принят путь реформ образования через Национальный проект, и этот подход себя оправдывает. Власть предлагает создать Национальный проект развития образования.

    Министерство образования и науки участвует в проекте, но его основная функция - управлять функционированием и модернизацией существующей системы, а задачи определения и апробации путей развития лежат на проекте.

    Для проработки этой идеи необходимо создать рабочую группу, которая в течение трех месяцев должна предоставить проект президенту на утверждение. Создание рабочей группы поручено секретариату совместно с Министерством образования и науки.

    Пресс-служба президента КР.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/28181/


Распечатать: Реформа образования нацелена на укрепление независимости и будущее страны РаспечататьОставить комментарий: Реформа образования нацелена на укрепление независимости и будущее страны Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Реформа образования нацелена на укрепление независимости и будущее страны Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007