Сложное дело
30 декабря прошлого года произошел крупный пожар в многоквартирном доме барачного типа по улице Мичурина. Пострадало семь квартир, пять из них сгорело, около сорока человек остались на улице. Что изменилось там к этому времени, мы решили узнать у самих пострадавших и представителей госслужб.
Из столичной мэрии, Свердловской райадминистрации, по словам жильцов, поступили недостаточные денежные пособия, которые получили и квартиранты (выдав себя за хозяев, не предъявили документы, сказав, что сгорели). Так, Неля Турсунова, хозяйка квартиры, не может выбить полученные 12 тысяч сомов у своих квартирантов. В Свердловской администрации и не отрицают, что квартиранты попали в список получивших пособия, только им дали меньшую сумму…
Теперь, не получив должной материальной поддержки от государства, жители пишут письмо в арабское посольство, надеясь на большую помощь.
Гульмира Джуматаева из второй квартиры пострадала частично. Но это только на первый взгляд можно сказать, что ничего страшного, проживет. Не обвалились все стены и потолок только из–за того, что женщина три месяца делала капитальный дорогой ремонт — брала кредит в банке. А вещи — стиральная машинка, телевизор, холодильник — сгорели. “Зам. акима Свердловского района Болот Апилов вообще сказал, что я не пострадала и можно жить”, — возмущается Гульмира Джуматаева, мать–одиночка, имеющая четверых детей. “Зря делала евроремонт на сто пятьдесят тысяч сомов. И где нам жить?”. Жить и даже существовать в этих холодных развалинах нельзя, убедились сами. Пока жильцы ездят по родственникам. Говорят, акимиат обещал дать деньги на съемное жилье на три–четыре месяца.
А вот тот, по чьей вине начался пожар, по словам жильцов, сбежал и не появляется. Он якобы чиркнул спичкой, хотел зажечь газ… Произошел взрыв и полыхнуло. Хозяин думал сам справиться с “красным петухом”. Своими силами потушить не удалось — огонь перекинулся на весь дом.
— Ставили счетчики, в свое время не отремонтировали, а бизнесмен из третьей квартиры зажег спичку, и произошел взрыв. У него утечка была в контрамарке, — подчеркивают жители.
На сегодня не известна точная причина возгорания, ждут официального заключения. Дело настолько сложное, что передали в Государственный центр судебных экспертиз при Минюсте.
— И пожарные приехали без воды через сорок минут, рукава были дырявые, своими силами тушили.
Валить все на пожарную службу, конечно, грех. Это уже издержки техники: плохо финансирует государство.
Самое главное, жертв нет. Мать с двумя детьми из четвертой квартиры чудом спасли жители. На окнах были чугунные старые решетки. Еле вытащили. У нее нет ни одежды, ни дома, ничего. Только мэрия выделила 22 тысячи сомов.
В целом жители недовольны помощью, которую предоставило государство.
— Пожар — страшное стихийное бедствие, и на восстановление жилья средств нет, — говорит Неля Турсунова. — Мешок цемента подорожал и стоит двести сомов…
Домком многострадального дома отмечает, что сейчас все силы направлены на помощь пострадавшим от землетрясений, происшедших в регионах республики.
В свою очередь, за комментариями мы обратились в Свердловскую райадминистрацию. Зам. акима и председатель комиссии Болот Апилов поведал, что мэрия выделила в помощь погорельцам 62 тысячи сомов, Свердловская госадминистрация — 65 тысяч сомов. Это на одежду, питание, временный съем жилья.
— Первая помощь. Каждая семья получила от двадцати до двадцати пяти тысяч сомов. Квартиранты меньше. В МЧС мы подали заявки на получение беспроцентной ссуды, — сказал Болот Апилов. — В общем, на восстановление всего дома требуется миллион сомов. Если у кого–то есть желание получить земельный участок, то мы рассмотрим запросы.
Как поведали жители, предлагают землю в жилмассивах, но жить на отшибе люди не хотят.
Как подчеркнули в Госпожнадзоре, пожару был присвоен повышенный номер вызова, горело около 300 квадратных метров. Были задействованы 5 пожарных автоцистерн и около 50 пожарных. Причину — вспышку газа ни МЧС, ни пожарные не подтверждают. Если виноваты газовики, то компенсация с их стороны будет серьезная. До сих пор ведется следствие, хотя обещали установить точную причину в течение 9 дней.
А жители продолжают приходить к развалинам, надеясь на помощь.
Юлия СУШКОВА.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/16937/