Распечатать: Лейла — Цветок  Востока РаспечататьОставить комментарий: Лейла — Цветок  Востока Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Лейла — Цветок  Востока Посмотреть комментарии

15 ноября 2005

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Лейла — Цветок Востока

    Прошел год, как нет с нами уникального композитора Центральной Азии — Лейлы Якубовны Муждабаевой. В Кыргызстане она жила всего четыре года, но успела полюбить национальные мелодии, узнать нашу историю. Она была очень скромным человеком и не говорила о своих достоинствах и заслугах. Только сейчас узнаешь, какого масштаба талант и человек ушел от нас.
    Лейла Якубовна родилась в Ташкенте в 1964 году. Училась в Московской консерватории по классу композиции у великого композитора Тихона Хренникова, а также у Александра Чайковского и Татьяны Чудовой (ныне ведущие профессора Московской консерватории). Там же Лейла встретила свою любовь — студента третьего курса из Киргизии — Нухсана Рысалиева, пианиста, будущего нашего дирижера. За него она вышла замуж. В Москве родились их две дочери — Динара и Алия.
    Будучи аспиранткой Московской консерватории, Лейла уже создала серьезные произведения, признанные московскими профессорами. Поэтому в двадцать пять лет состоялся ее авторский концерт в зале Союза композиторов города Москвы. Она сразу же была принята в члены Союза композиторов России.
    .В 1994 году в Москве у Рысалиевых родился сын Айдер. Но остаться в Первопрестольной, несмотря на предложения профессоров, они отказались.
    На следующий год Лейла с детьми поехала жить к маме в Ташкент, так как в Кыргызстане для них не было никакого жилья. Нухсан же попытался найти работу на родине. Показал все свои московские дипломы министру культуры КР Чолпонбеку Базарбаеву, но тот только дружески посоветовал Нухсану уехать к жене в Ташкент.
     В результате Нухсан начал работать в Ташкентской консерватории и в театре Алишера Навои, а Лейла — ответственным секретарем Союза композиторов Узбекистана. В театре сразу же сложилась творческая команда. Их гордостью стал международный фестиваль современной музыки, активным организатором которого была Лейла. Именно там она получила богатейший опыт в проведении крупномасштабных мероприятий. Параллельно этому она сочиняет музыку к детским телевизионным мюзиклам. Ее песни становились шлягерами, их распевали на улицах столицы. В ней открылся дар сочинения именно восточных мелодий. Она стала популярным, почетным и уважаемым композитором Ташкента, прекрасно ладила со всеми людьми.
     Председатель Союза композиторов Узбекистана Хабибуло Рахимов открывал карьерные перспективы перед Лейлой. Но в 1998 году Нухсан получил приглашение работать в театре оперы и балета в Бишкеке. Правда, поехал туда один, потому что никакого жилья ему опять же не дали (лишь родственники помогли купить землянку). Но Лейла бросила все и вместе с детьми приехала в Бишкек. Переносила все тяжести бытовой неустроенной жизни. Здесь Рысалиевы занимались концертной деятельностью, Нухсан даже подрабатывал в ресторанах как пианист.
    В Бишкеке между домашними делами Лейла сочиняла композиции, многие посвящала своим детям. Например, в “Маленьком джигите” передала веселое настроение сына Айдера (с элементами прито-пывания, прихлопывания). И надо отметить, что музыкальные вещи занимали призовые места на наших музыкальных конкурсах.
     С 2002 по 2004 год она вела сложные дисциплины в Кыргызской национальной консерватории — полифонию и композицию, стимулировала студентов к созданию современных музыкальных произведений, к концертам.
    Как композитор она с большим удовольствием сотрудничала с фольклорно–этнографическим ансамблем “Ордо–Сахна” (написала пять композиций). А перед его гастролями в Америку выполнила аранжировку песни Фрэнка Синатры “Путники в ночи” (“Strangers in the night”), переложив ее исполнение на кыргызские народные инструменты — комузы, чопочори и др.
    Как сказала руководитель ансамбля “Ордо–Сахна” Чолпон Джапарова, во время ее исполнения у многих американцев выступали на глазах слезы. И даже подошел один американец и сказал, что он столько раз слышал эту песню Синатры, но только сейчас понял, о чем же она была...
    Три года ансамбль “Ордо–Сахна” готовил проект “Кентавр”, чтобы показать силу музыки народов мира, исполняемой на народных музыкальных инструментах. Для этого проекта Лейла написала инструментальные пьесы “Росинант”, “Конек–Горбунок”, “Лошадь Бонапарта”. Ей было очень интересно все народное. Она начала серьезно изучать кыргызское творчество. Результатом стало рождение очень интересных произведений “Фортепианный дуэт”, “Мелодии Шелкового пути”, которое она написала, проехав в конце августа вместе со своей старшей дочерью Динарой вокруг Иссык–Куля.
    — Лейла сочиняла очень сложную в исполнительском отношении музыку. Например, написала романсы с непростой вокальной текстурой, — говорит Нухсан. — Я аранжировал эти композиции для голоса, фортепиано, скрипки и виолончели.
    Сейчас дети Лейлы и Нухсана тоже связали свою жизнь с музыкой. Динара и Алия — студентки Московского музыкального академического училища при Московской консерватории. Айдер в свои 11 лет уже известный виолончелист, снискавший признание даже за рубежом (шутя его называют Ростроповичем).
    Вместе семья Рысалиевых дает концерты. Спустя неделю после мартовской революции они выехали в Германию с концертным турне “От Баха до Гершвина”. В это время в мировых средствах массовой информации шла лишь негативная информация о Кыргызстане, с кадрами мародерства. Выступая в такой ситуации, представлять Кыргызстан было нелегко. Но Рысалиевым удалось показать высочайший международный уровень исполнительского мастерства (они играли как национальные, так и западноевропейские, американские произведения). Немецкая публика была ошеломлена.
     И за все музыкальные победы Рысалиевы благодарны Лейле. Ведь прежде всего она как педагог вкладывала знания в своих детей.
     По иронии судьбы Лейла умерла без кыргызского гражданства. Выход из узбекского подданства ей оформили только через три года (за один месяц до смерти), когда Нухсан обратился в Посольство Узбекистана в КР за материальной поддержкой в лечении рака. Чтобы продлить визу, Лейле приходилось простаивать в очереди по два часа. Тем самым она постоянно пребывала в нервном напряжении, терпела откровенное хамство работников Первомайского паспортного стола. Вплоть до того, что те просто отказывались разговаривать.
     Когда мы встречались с ней в последний раз, она сказала, что мечтает спеть на сцене и что обязательно выйдет и споет… Теперь, слушая ее музыку, мы можем услышать, как пело о любви к жизни и ко всем нам это доброе и благородное сердце прекрасного человека.
    Есть люди, с которыми просто хорошо быть рядом и не важно о чем говорить. Можно даже просто молчать, но в этом молчании будет слышна чудесная музыка. Лейла была такой.
    В конце октября в Малом зале Кыргызской национальной филармонии состоялся концерт, посвященный светлой памяти композитора Лейлы Муждабаевой. В программе также прозвучали композиции Лейлы в исполнении Нухсана, Динары, Айдера Рысалиевых и преподавателей, студентов нашей консерватории.
    Жанетта Джапарова.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/11924/


Распечатать: Лейла — Цветок  Востока РаспечататьОставить комментарий: Лейла — Цветок  Востока Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Лейла — Цветок  Востока Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007