Распечатать: Суусамырский драйв РаспечататьОставить комментарий: Суусамырский драйв Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Суусамырский драйв Посмотреть комментарии

8 апреля 2004

ОБЩЕСТВО

Суусамырский драйв

    Чем занимается весной уверенный в себе лыжник или сноубордист? Продолжает искать новые острые ощущения и экзотику. О том, какие места активного отдыха наиболее популярны за рубежом, вам расскажут другие. А мы поделимся личными впечатлениями о близком и в то же время далеком заоблачном перевале Тео—Ашуу — главной точке притяжения бишкекских экстремалов.
    “Экстрем для сэбэ”
    Горы вообще – это особая реальность. Это единение с природой, попытка подружиться с ней и пожить в ее ауре. Суусамырская долина в этом плане раскрывает самые невероятные возможности. Здесь есть все. А главное — весной на высоте 3000 метров наступает самое удивительное время для любителей горнолыжных спусков. Образующийся наст позволяет катиться в любом направлении, вне трасс (freeraid) весь апрель и даже первую декаду мая.
    Измучившись за март теплым Бишкеком, мы решились в компании столичных энтузиастов фрирайда совершить набег на Тео–Ашуу. Конечная цель — сам перевал, который всегда считался для большинства горнолыжников и сноубордистов чем–то недосягаемым, где может побывать далеко не каждый. Это что–то вроде территории “икс” на карте. Загадочный заоблачный мир, где много заснеженных гор, масса лавин, где нет цивилизации и подъемников, где человека практически на каждом шагу поджидают разного рода напасти.
    Эти представления настолько крепко укоренились в сознании горожан, что они, когда услышат, как кто–то спустился с Тео–Ашуу в Суусамырскую долину на лыжах, нервно спрашивают: “Они что — сумасшедшие?”.
    Полюбоваться на этих сумасшедших, воочию лицезреть экстремальные спуски лучших фрирайдеров Бишкека, испытать собственные силы и отправились на перевал корреспонденты “МСН”. Шоу удалось на славу.
    Обычно те, кто впервые оказался на Тео–Ашуу, несколько минут молчаливо созерцают открывшуюся панораму — раскинувшуюся внизу заснеженную долину, склоны окрестных гор. Но испытать этого кайфа группе экстремалов, в которой были не только профессионалы, но и новички, не удалось. Удружила погода — на перевале почти при нулевой видимости в тумане валил плотный мокрый снег с ветром. Казалось бы, какое может быть при таких условиях катание? Но организаторов суусамырского вояжа сей фактор нисколько не смутил.
    По словам этих людей, кто–то из них имеет отношение к геологии — исходил эти места вдоль и поперек, влюбившись в Тео–Ашуу навсегда, а кто–то связан с туристическим бизнесом, но приехал на перевал не по работе. Спуск с перевала они называют “экстремом для сэбэ”, хотя эта группа опытных фрирайдеров охотно берет с собой всех желающих — окупить расходы. И поскольку среди приглашенных есть и “чайники”, то, понятно, на плечи экстремалов ложится и ответственность за их безопасность.
    Но тем, кто в составе этой группы решился спуститься с перевала впервые, вряд ли следует беспокоиться об опыте общения с лавинами. Профи выбирают для катания неоднократно проверенные на протяжении нескольких лет склоны, на которых не живут “белые драконы”. Более того, первым и последним спускаются инструкторы с рацией. Так что оставалось смело встать на лыжи и наслаждаться до конца спуска скоростью и видом несущихся внизу или рядом с тобой экстремалов.
    Но вообще проблема безопасности при спусках на Тео–Ашуу — важнейшая. Иначе слишком тяжела будет расплата пусть даже за самые редчайшие ощущения. Речь идет об умении правильно выбирать оптимально безопасный путь по заснеженному склону, об отказе от движения с подрезанием во второй половине дня уже подтаявшего и раскисшего снега.
    Помимо нашей группы, в тот день на перевал прибыли своим ходом и “дикари”. Ребята оказались достаточно опытными лыжниками, но поскольку посетили Суусамыр впервые, не стали уповать на собственный опыт и предпочли кататься в составе нашей группы. Разумно.
    Сюрпризы для снегоманов
    Катаются весной на Тео–Ашуу по так называемому старому снегу. Его разновидностями являются фирн и наст. Наст — это непрорезаемая кантами лыж или сноуборда корочка толщиной более пяти сантиметров. Образуется она, как правило, весной, после оттепели. В теневых местах наст даже морозным утром может проваливаться, поэтому необходимо внимательно следить за траекторией спуска и не подрезать теневых склонов.
    Фирн — это промежуточное состояние между снегом и льдом. Он представляет собой массу льдистых зерен, слабо сцепленных друг с другом. Фирновые склоны обычно не лавиноопасны. Но из влажного и сырого фирна образуются мокрые лавины, которые обладают внушительной силой и цементирующим действием. Оказаться в такой лавине даже на короткое время — смертельная опасность. Сырой фирн, покрывшийся от ночного мороза ледяной коркой, — это то, что остается от суусамырского снега в лощинах в середине мая. Но это уже совсем другое катание.
    А когда мы прибыли на перевал и стали готовиться к спуску, снег был другим — твердый верхний слой, под ним — мягко–сыпучий. Всю ночь Тео–Ашуу укутывали тучи. Поэтому характерного для ясной погоды морозца на перевале утром не было. Наст хоть и держал, но не очень следовало доверять его прочности. Ко всему не было видно ни зги — валил снег.
    А снег — это холод. Однако понятие холода всегда относительное. Покровы рыхлого снега становятся одеялом, под которым спасаются от мороза многие формы жизни. Но наледь в сантиметр толщиной на комбинезоне, на усах и бровях, когда ты несешься вниз, — это совсем другое. Поэтому спуск в тумане навстречу мокрющим плотным хлопьям и насквозь пронизывающему ветру без очков — супернезабываемые ощущения. Видимость ноль и максимум адреналина. Летишь по внутреннему чутью. В голове только одно — как вовремя подрезать дугу, чтобы не улететь сослепу в обрыв.
    Кстати, знающие наизусть трассу организаторы вояжа все время предупреждали нас об опасности. Показывали, где можно врезаться в торчащую из снега скалу, а где сорваться с почти отвесного карниза. Забавный, в общем, получился первый спуск.
    А наверху, между тем, ветер уже разогнал тучи. Стало видно, как уже в нескольких десятках метров от стартовой петли серпантина круто вниз уходит заснеженный склон. Мы — “чайники” — себя сразу зауважали. Грела мысль, что все–таки хватило умения на управление лыжами вслепую в “крутяке”. Затем кто–то повторил свой подвиг, а кто–то предпочел заскользить почти пологим траверсом в поисках менее крутого спуска.
    После четвертого подъема на перевал ветер уже полностью разогнал тучи над всей Суусамырской долиной. А мы поняли, что снегоман на Тео–Ашуу даже на одном и том же спуске может получить совсем иные ощущения.
    Без очков теперь уже не обойтись — яркое солнце и блестящая белизна склонов слепят глаза. Но главное — в другом. Удружило все то же солнце, успевшее изрядно подрастопить на отдельных участках не подзамерзший с ночи наст. Фрирайдеры старались проскочить такие места на хорошей скорости. Те, кто не имел опыта и катился явно медленно, неоднократно проваливались под корку вглубь.
    Выбраться из настовой ловушки было непросто — уходишь в снег вместе с лыжами по пояс, а то и по грудь. Когда выберешься, понимаешь, что жизнь обалденна. А затем опять — в долину, вниз. Золотые минуты непрерывного удовольствия!
    Впрочем, слагаемых для успешного спуска даже по такому снегу очень много. В таком высокотехнологичном виде спорта, как горные лыжи, многое зависит от снаряжения. Мы приехали на перевал с парами, которые обеспечивают нормальные спуски по укатанным трассам лыжных баз. Профессионалы — с другой моделью. Лыжи у них — шире обыкновенных, более мягкие. Результат налицо. Когда попробовали эти “машины”, убедились, что вход в поворот на них более легкий. В общем, это достаточно надежная модель для катания вне ухоженных трасс.
    Деньги на ветер? Нет, на здоровье!
    Уезжали мы с Тео–Ашуу с легкой грустью. Представляли, как огромная снежно–ледовая южная стена превратится на закате в безмолвное темное пятно. А пока она была белой. Это белое зеркало отражало небо.
    Небо в облаках — снег на перевале серый. В небе голубизна — на снегу синие тени. Иногда весной на закате неровности суусамырской белизны тронуты красным. И всегда для фрирайдеров этот снег поет скрипкой.
    Впрочем, не только для них. На собственном опыте мы убедились, что Тео–Ашуу — прекрасное место отдыха и для поклонников высокогорных пейзажей, уникальной альпийской природы. Экскурсия сюда, причем за сравнительно небольшие деньги, ни с чем не сравнимое удовольствие.
    Горнолыжникам же гарантированы семь спусков в долину (свыше 30 километров). Тео–Ашуу — это целая система неопробованных горных трасс на обширных целинных участках, множество пологих участков для новичков.
    Остается только сожалеть, что горные лыжи в стране не национальный вид спорта. А ведь сезон длится с ноября по май. Будем надеяться, что маленькую альпийскую Cуусамырскую долину с каждым годом будут посещать все больше и больше людей. И не только наших соотечественников, но и туристов, которые уже начинают проявлять к горнолыжным возможностям Кыргызстана большой интерес.
    Пока же, если вы хотите завершить сезон на пике формы или, наоборот, только попытаться освоить современную технику спуска по любому снегу, испытать суперострые ощущения, а то и просто избавиться от лишнего веса, то Тео–Ашуу — это то, что вам нужно!
    Юрий Груздов. Фото автора.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/6453/


Распечатать: Суусамырский драйв РаспечататьОставить комментарий: Суусамырский драйв Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Суусамырский драйв Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007