На учебу — всей семьей
Сейчас родители даже с высоким уровнем образования осознали, что воспитывать маленьких детей, развивать их интеллектуально, готовить к школе они не умеют.
Это говорит человек знающий — зав. кафедрой Кыргызской академии образования (КАО), автор альтернативной программы «Материнская школа» Лилия Усенко.
А где им было учиться? И они сами, и их мамы–папы, бабули и свекрови в своем большинстве росли в детсадах. А сейчас положение с этими учреждениями совсем аховое. За годы азартно–бесконтрольной прихватизации три четверти зданий было продано, а их “начинка” растащена. Сейчас кривая на детсадовском графике чуть ожила и еле–еле начала подниматься вверх. Но всего 8 процентов малышат в стране посещают детские учреждения. Устроить их туда не могут тысячи родителей, готовых платить: они переполнены. И о них — даже утопически — не мечтают легионы родителей, которым платить нечем.
“Материнские школы” оказались к лицу и характеру страны и идеально вписались в самые разнообразные социальные условия. Впрочем, название это стало условным. В них на занятия вместе с детьми идут не только матери, но и папы, старшие братья, сестры. Два–три раза в неделю на два часа — это необходимый минимум, чтобы взрослые обретали заметные теоретические и практические знания, а школа оказывала влияние на развитие ребенка. А “необязательных” — сколько угодно.
«МатеринскаЯ школа” при яслях–саде N172 “Арген” — так сказать, эталонная, в элитном исполнении. Не только потому, что здесь реализуется при поддержке ЮНИСЕФ один из четырех пилотных проектов таких школ. Но и сам детсад — и по форме, и по содержанию — не из “толпы”. Предназначался первоначально для пребывания деток правительственных мужей и леди. (Теперь — “всехний”.) И место было выбрано на южной окраине города и села Орто–Сай райское. Просторный парк, дивные розы–астры, чистейший воздух. Сплоченный коллектив во главе с бессменной заведующей Калипой Сагынбаевой (заслуженный работник народного образования; целая коллекция наград — медали, почетные грамоты) самоотверженно и бесстрашно защищал в годы прихватизационного раздрая свое детище от разграбления. И никто из сотрудников не ушел, не уехал, не переметнулся от голодухи на рынок. И — пожалуйста: сейчас в “Аргене” работают три отличника народного образования, а педагоги в основном первой и высшей категорий.
“Арген” — одно из экспериментальных образовательных детских учреждений КАО по введению альтернативных форм дошкольного воспитания. “Материнская школа” — это детище, возлюбленное его сотрудниками. И рай для “домашних” малышат.
Профессиональный воспитатель — это первая скрипка в выполнении обязательной части программы “Материнской школы”: теоретическое и практическое обучение родителей. Вторая часть программы — свободная. Она почти полностью является творчеством родителей.
Мы приехали в школу в день “трудового обучения”.
В большом зале, разделенном и оборудованном на зоны по интересам, дети, сколотившись в маленькие группки, занимались разным: рисовали... вышивали... творили поделки из кожи... ниток... чия... дерева... учились играть на комузе. Все творили рядом со взрослыми–наставниками.
В небольшом сухом куске дерева смутно, как изображение в запотевшем зеркале, просматривается облик стремительного коня. Крохотный напильничек в руках пятилетнего мальчика освобождает из плена дерева летящую гриву. Другой мальчик шлифует деревянное седельце. Мы поздоровались — они не ответили. Задали вопрос — не услышали. Все — в своей работе. Внимание только одному человеку — Канболоту, их наставнику.
Крутоплечий здоровый мужик рабоче–крестьянского облика, видимо, из величайшего почтения к школе облачился в шитый “золотом” халат. Жарко в нем — но терпит. По–русски говорит плохо: приехал в Бишкек не так давно из глубинки, рад, что устроился разнорабочим на стройку.
— Это мой сын Элин, а это — его друг Чынгыз. Потом подходят другие мальчики — кому интересно. Я разные заготовки приношу.
— У вас красивые, профессиональные изделия. Вы где учились резьбе по дереву? — спрашиваем.
— Нигде. Меня дед обучал. А его — его дед.
— Вы много вырезаете для своего дома?
— Много. Люблю это.
...Универсальный станок для плетенья чия (его сделали родители) облеплен малышами. Но они не глазеют — они увлеченно трудятся. С ними — мастерица, перенявшая свое искусство от родителей, домохозяйка Бахтыгуль.
...Эта живая девочка–подросток явно кому–то из детей старшая сестра. Точно: среди ребяток, рассевшихся около нее, — ее младшая сестренка Кыялбюбю, которую приводят в школу то мама, то она, Нарынгуль, бывает, что и всей семьей являются сюда (родители плюс пятеро их наследников).
— У нас вся семья играет на оз–комузе. Многим детям хочется этому научиться, — важно сообщает девочка. Ей явно нравится быть учительницей и быть почти на равных с уважаемыми людьми, находящимися здесь — воспитателями.
...Алмаз — старший брат одного из мальчиков. Показывает, как сотворять всякие поделки из кожи. Он тоже из глубинки.
— Ты сам где этому учился?
— У нас в школе был хороший учитель. Он умел многое делать.
— Какое у тебя образование? Работаешь?
— Три класса... А работы настоящей нет... сторожем — пока.
Автор и энтузиаст “Материнской школы” Л.Усенко:
— Здесь большинство детей из села Орто–Сай. Их родители в основном внутренние мигранты. Они сохранили народную культуру, искусство. В школах типа нашей это оказывается очень ценным. И это помогает самим взрослым: они переживают тяжелый адаптационный период, а их востребованность повышает их самооценку и уверенность в себе.
Число “Материнских школ”, три года назад начавших свое существование с четырех пилотных проектов, поддержанных ЮНИСЕФ, стремительно растет. Их уже 150. Их создают при методической, интеллектуальной поддержке Академии и Министерства образования сами общины. В них участвуют люди самых разных социальных слоев, национальностей и образования. Плата посильна самым бедным: по 40 — 50 сомов в месяц, только на оплату труда воспитателей. Помещения предоставляют существующие детские учреждения. Где их нет — школы. Где нет ни того, ни другого — айыл окмоту или руководство местного сообщества арендует их. Материально–техническая база создается и самими родителями — по их силам и возможностям — с участием общин и при поддержке ЮНИСЕФ.
Сегодня “Материнские школы” начали действовать в беднейших и социально необустроенных новостройках Бишкека — “Колмо”, “Босого”, “Калык–Ата”, “Арча–Бешик” (всего их десять в городе).
Главная проблема — дефицит квалифицированных воспитателей. Школьные учителя для этой роли, считают в КАО, не годятся. Нельзя отнимать у детства даже несколько недель — они драгоценны. Малыши познают мир и развиваются играя. Нельзя торопиться переводить игру в учебу.
Но сейчас при Кыргызской академии образования открыт факультет воспитателей дошкольных детских учреждений и учителей начальных классов. К счастью — он не пустует.
Валентина Корчагина.
Фото Владимира Пирогова.
P.S. По примеру Кыргызстана “Материнские школы” начинают создавать в Казахстане, Узбекистане, Турции и других странах.
Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/7903/