Распечатать: Школьные ужасы РаспечататьОставить комментарий: Школьные ужасы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Школьные ужасы Посмотреть комментарии

4 марта 2011

ДЕТСКАЯ КОМНАТА

Школьные ужасы

    Эпидемия жестокости захлестывает средние школы всего мира. И Кыргызстан не исключение. Виртуализация и скорость передачи информации делают подростков не просто неспособными к сопереживанию, но и суперциничными.

    Времена легендарной советской киноленты “Чучело” прошли — теперь все и проще, и страшнее. Это уже не бойкоты и издевательства над сверстником за то, что он “настучал” взрослым. Жестокие драки на школьном дворе ученики, даже не пытающиеся вступиться за жертву, снимают на видеокамеры своих мобильников, чтобы впоследствии продать записанное видео на какой-нибудь веб-ресурс.

    Девичьи войны

    Недавно многие интернет-пользователи в Кыргызстане обнаружили в Сети видео, где изображена безобразная драка. Пять учениц 8-го класса одной из бишкекских школ избивали новенькую. После издевательств, побоев и полученного психического стресса девочка стала заикаться.

    Сам конфликт произошел еще в прошлом году во время осеннего бала, однако огласку получил только в конце февраля текущего. Директор школы заявила журналистам, что преподавательский коллектив замечал: школа гудит. Однако не мог установить причины этого. Все встало на свои места только после того, как в школу обратилась мама избитой девочки. Но мотивов проведенной экзекуции выяснить не удалось даже следователям в рамках возбужденного уголовного дела.

    Всем пятерым драчуньям, которых директриса характеризует как послушных и хорошо успевающих учениц, грозит срок лишения свободы от 5 до 7 лет. Она недоумевает, почему подобное случилось. И лишь мальчишки школы сообщили журналистам, что во всем виновата красота новенькой — все ребята влюбились в нее, это и подтолкнуло пятерых завистниц на жестокое избиение.

    Увы, наиболее частые причины девичьих драк — соперничество за мальчика либо же несоответствие социальных статусов одноклассниц. Впрочем, избиения ученицами младших товарок случались в Бишкеке и за то, что последние приносили в школу мало денег.

    Кыргызстан в этой проблеме не одинок. По Японии, Великобритании и другим развитым странам в последнее десятилетие прокатываются волны подростковых самоубийств, первопричина которых — унижение и насилие со стороны сверстников. А в России нередки и убийства на этой почве. В нашей стране эта общемировая тенденция ко всему отягощена еще и катастрофическим состоянием самой образовательной системы. Педагоги не устают называть это “духовным кризисом”, который, по их словам, последовал с развалом Страны Советов.

    Как учителям платят, так они и работают

    Педагоги, психологи и эксперты называют две основные причины детской жестокости — несостоятельность школы, неэффективность семейного воспитания.

    Третья причина имеет более мощный эффект. Она — следствие первых двух плюс транслируемые по ТВ и в Интернете продукты мульт- и киноиндустрии с многочисленными сценами насилия, въедающимися в мозг еще формирующейся личности.

    Признается, что агрессия, депрессия подростка — это признак того, что он чувствует себя никому не нужным. И состоятельные, и малообеспеченные родители пропадают с утра до ночи на работе. Ребенок либо задыхается от обилия кружков, либо предоставлен самому себе и идет на улицу, либо сидит за компьютером, жестоко убивая время и виртуальных противников в играх. С чадом никто не разговаривает. А учителя, отчитав уроки, спешат домой. И у них есть оправдание: как им платят, так они и работают.

    Это факт — Кыргызстан стал первым государством в СНГ, где на многодневные забастовки вышли педагоги. Учитель недоволен собой, потерей собственного авторитета как в школьной среде, так и в обществе в целом. Раньше к его мнению прислушивались, особенно в сельской глубинке. Сегодня педагог психологически выгорает. Играет роль даже такая деталь — он видит несоответствие собственного уровня жизни с благосостоянием своих учеников.

    Да что там несоответствие. Учителя сегодня просто устали выживать. Кроме того, они поглощены избыточным бумагомарательством. Обязанность продуцировать избыточное количество отчетов и методических конспектов отвлекает их от основной функции. Школа перегружена, а педагоги с нашими уже ставшими систематическими революциями вынуждены сегодня заниматься даже обустройством избирательных участков.

    Отсюда неудивителен и инцидент, происшедший в другой бишкекской школе. Он в качестве видео тоже был выложен в Интернет, где весь мир мог увидеть, как педагог в Кыргызстане избивает школьника.

    Эти кадры на мобильник сняли одноклассники мальчика, попавшего под горячую руку учителя. Судя по записи, можно сказать, что избиения детей у этого педагога носили систематический характер. В промежутках между побоями преподаватель продолжал спокойно вести урок.

    Чиновники от столичного управления образования заявили журналистам, что создана специальная комиссия, которая займется расследованием инцидента. Несмотря на то, что деспот-учитель имеет высшую квалификационную категорию, по итогам разбирательств он должен быть сурово наказан.

    Нет выбора — есть насилие

    Эксперты отмечают, что в нашем обществе идет игра на понижение уровня культуры. У нас исчезают эмпатия, сочувствие. В виртуальном мире сочувствие не нужно — там воспитывается безотносительность.

    Кроме того, наше общество принципиально антиинтеллектуально: ни в политике, ни в социальной среде идея поддержки умственного труда не является ведущей. Как следствие — униженная позиция учителя.

    В школе скучно. Ученики, не способные или не желающие хорошо учиться, занимаются издевательствами над сверстниками и педагогами. Школа уже не способна дифференцировать, отбирать и направлять ребят по разным потокам, менять коллективы. Она вынуждена работать в замкнутых группах, в которых невозможно преодолеть насилие, сопротивление, борьбу за статусы. При такой системе и общество формируется соответствующее.

    Наука из-под палки

    Основная причина как профессиональной и психологической, так и нравственной деградации школьных учителей в основной своей массе — утрата контакта с учениками. Преподаватель продолжает по привычке давать информацию ученику. Но хочет ли ребенок ее получить? Важна ли, интересна ли, нова ли она для него? Педагог перестал быть для детей главным источником знаний, основным носителем информации, но этот факт ему очень тяжело осознать. Поэтому учитель и ученик сегодня — жители разных планет: один по-прежнему желает доминировать, второй уже не позволяет ему этого.

    С одной стороны, это не так плохо. Мы растим поколение независимых, уверенных в себе детей, умеющих понять, чего им хочется, пытающихся отстоять свою позицию. Однако обратная сторона медали страшна: в отсутствии доверия и уважения к преподавателю нет и передачи базовых нравственных ценностей. А это значит, что уверенность в себе оборачивается вседозволенностью и использованием насилия как целиком приемлемого средства. На этом этапе, кажется, и должна была бы подключиться семья. Но не тут-то было.

    Верните женскую любовь!

    Ведущие детские психиатры в Кыргызстане отмечают, что у их маленьких пациентов часто обнаруживается отсутствие нормального эмоционального контакта с матерью. Начиная с первых лет независимости сотни тысяч кыргызских мам ринулись “челночить” на бескрайние просторы России, чтобы хоть как-то вытянуть свои семьи и дать им достойный уровень благополучия. Времени и сил на ребенка у них просто не оставалось.

    Меж тем мужское общество по своей сути инфантильное, а значит, жестокое. Пока женщина не возьмет на себя ответственность за то, что происходит в ее семье, пока она продолжит играть навязанную ей мужским обществом роль, пока она не станет главным носителем любви, с нашими детьми не произойдет позитивных перемен. Не будет этого потому, что именно от осознанной позиции родителей, и особенно матери, зависит как склонность ребенка к насилию вообще, так и его способность адекватно реагировать на проявление агрессии со стороны сверстников.

    Излишне напоминать, что для этого между родителями и ребенком должны существовать доверительные отношения. Такие же должны быть у учеников, их мам и пап к институту школы.

    А выход где?

    Многие известные педагоги в Кыргызстане считают, что нужно принять закон, дающий возможность разделять учеников по группам обучения в зависимости от их способностей и возможностей. В Германии, каким бы богатым ни был родитель, его ребенка не примут в гимназию, если ей не соответствует уровень его знаний. Никакие деньги не помогут. Это — нормативное требование. Не знает — пусть идет в ПТУ. Нельзя насильно держать людей в деятельности, которой они не хотят заниматься.

    Также на законодательном уровне нужно позволить школе участвовать в воспитательном процессе. Причем давно пора вернуться к обучению на основе общечеловеческих ценностей.

    Как показывают нынешние реалии, следует еще и отделить территориально младшую школу от средних и старших классов. Кстати, на текущей неделе в Бишкеке представители международных организаций, ОО и НПО провели встречу, на которой ознакомились с результатами социального исследования, проведенного экспертной группой. Анализ показал, что практически каждый второй школьник в Кыргызстане испытал на себе ту или иную форму насилия. В качестве предлагаемых мер выхода из сложившейся ситуации прозвучало предложение создать в каждой школе специальный совет из самих учеников и педагогов с тем, чтобы администрация учебного заведения постоянно могла быть в курсе всех событий. Однако сами участники встречи признались журналистам, что на особую эффективность нововведения они не рассчитывают.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/34677/


Распечатать: Школьные ужасы РаспечататьОставить комментарий: Школьные ужасы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Школьные ужасы Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007