Распечатать: Смотри в бюджет, как в учебник РаспечататьОставить комментарий: Смотри в бюджет, как в учебник Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Смотри в бюджет, как в учебник Посмотреть комментарии

12 ноября 2010

ПУЛЬС НЕДЕЛИ

Смотри в бюджет, как в учебник

Общественность и СМИ все чаще поднимают вопрос о доступе к бюджетной информации. Сообщения, которыми время от времени потчуют народ правительство и отдельные министерства, разрозненны и не создают целостной картины того, сколько, куда, на что идут доходы, львиную долю которых составляют налоги. Кто виноват в том, что граждане, создающие материальные блага, содержащие громоздкий и весьма затратный госаппарат, в большинстве своем находятся в неведении о том, какими ресурсами обладает страна, и бедны ли мы на самом деле или все дело в нашей финансовой безграмотности?

    Откуда начинается эта самая безграмотность или нежелание заглядывать в казну страны, города, отдельного айыл окмоту, министерства, вуза? Наверное, со школы, где нам дают первые знания не только по разным предметам, но и жизни.

    Ребенок приходит из школы и объявляет родителям, один из которых полгода не может устроиться на работу, что надо до конца месяца заплатить учебному заведению полторы тысячи сомов за первое полугодие. В эту сумму, со слов школьника, входит добровольный взнос, ремонт, за охрану, работу уборщицы, дополнительные уроки по математике и доплата учителям.

    - Потом будет легче, - успокаивает он огорченных новостью предков, - будем платить по 400 сомов каждый месяц.

    Ситуация для каждой семьи, где дети ходят в школу, до боли знакомая. Как только начинается сентябрь, начинаются поборы. Унизительные и болезненные для обеих сторон. Практически все школы у нас малобюджетные, им выделяются из госказны деньги только на зарплату учителям и капитальный ремонт. Попытка узнать у руководителя бишкекской школы № 4 Илиты Пак, каков бюджет заведения, которым она руководит, ничего не дала. Директриса растерялась от заданного в лоб вопроса, но тайны не выдала. Хотя ей и скрывать-то нечего.

    По заявлению заместителя министра образования Гульжигита Сооронкулова, это одна из немногих школ республики, где общественные фонды, аккумулирующие родительские взносы, работают прозрачно и на законном основании, то есть прошли регистрацию в Минюсте. Здесь за каждый сом могут отчитаться. Чего не скажешь о других коллегах Илиты Анатольевны. Из более 2 тысяч школ только в 162 узаконили общественные копилки.

    Тогда почему же она не захотела раскрыть цифры своего бюджета? Думаю, с непривычки. Много ли нас, родителей, по-ревизорски подходящих к мониторингу денег, ежегодно получаемых учебными заведениями от государства? По большому счету, мы ограничиваемся жалобами директоров на мизерное ассигнование, крошечные зарплаты учителям, из-за которых школы постоянно испытывают дефицит кадров.

    Мы входим в положение стонущих руководителей, из года в год повышающих добровольно-принудительные взносы с родителей, которые платят, потому что другого выхода оградить свое дитя от психологического давления классного руководителя, чья зарплата и прибавка к ней зависят от инвестиций Иванова, Петрова, Сидорова. Но самое ужасное в сложившейся ненормальной ситуации то, что преподаватели не ограничиваются одними упреками в адрес безденежных родителей учеников, но и настраивают более в материальном плане благополучных учеников против своих, скажем честно, бедных товарищей. А этот пресс пострашнее для любого ребенка, чем лишнее напоминание учителя о долге.

    Да, вы не ошиблись. Это не оговорка. Как-то постепенно и навязчиво школы приучили нас думать о "добровольных" взносах, как о своеобразном налоге за дочь или сына, обреченных получать гарантированное Конституцией бесплатное образование. Хорошо еще, что на них пока не додумались накручивать пени и штрафные санкции.

    Как правило, в школах, где общественные фонды не зарегистрированы, никто не даст родителям письменного ответа на то, как расходуются их деньги. Только устно или по телефону учитель поделится этой информацией, но наотрез откажется вывести цифры своей рукой, а тем более под ними подписаться. Он же не бухгалтер и не кассир! Но что интересно, брать взносы и не выдавать никаких документов классный руководитель может и делает это охотно.

    Так сколько же на самом деле тратит государство на школьное образование, которое все накладнее для граждан Кыргызстана?

    Полный расклад нам на этот счет дала заведующая отделом финансирования социальной сферы Минфина Жипара Сабырова. Расходы госбюджета по разделу "Образование" составляют одну пятую долю его доходной части и свыше 5 процентов ВВП. В минувшем году 6,3 миллиарда сомов пошло на финансирование школ. Еще 50 миллионов - это спецсредства. В расходах местных бюджетов школы, бесспорно, занимают приоритетное место - на их содержание тратится 85 процентов, или 6,2 миллиарда сомов.

    Из этих денег свыше 75 процентов составляет заработная плата учителей. На коммунальные расходы - 6, на питание и прочие расходы - более 8 процентов. Как видим, в основном государство думает о вознаграждении за учительский труд. При этом средняя заработная плата в Бишкеке - 3,4 тысячи сомов, а в глубинке - от полутора и выше.

    Конечно, не все родители знают об этой печальной статистике, но все же догадываются, что наставники детей не шикуют, а выживают. Поэтому мало кто отказывается помочь школе, надеясь, что их пожертвования пойдут на зарплату учителям.

    - Да мне 300-400 сомов не жалко вносить в фонд. Мой сын гораздо больше тратит на сотовую связь, чипсы, - говорит Алтынай Элекбаева, принимающая активное участие в школьной жизни как член родительского комитета.

    Многие сторонники такого спонсорства обращают внимание на то, что во всем мире благотворительная помощь школе только приветствуется. И такой подход к финансированию образования в богатых странах объясняется не дефицитом денег в казне, а стремлением вовлечь родителей в воспитательный процесс.

    Если бы у нас преследовалась подобная цель, то, наверное, родителей не трясло бы от очередного заявления ребенка, что из-за того, что те вовремя не внесли свою лепту в родительский "общак", он не пойдет завтра в школу, "потому что классная косится и скоро будет просто ставить двойки".

    А между тем бедные родители тратят не такие уж маленькие деньги. Если в школе, допустим, обучаются 1000 детей, то в среднем ежемесячно она только добровольных взносов имеет 300-400 тысяч сомов. Это даже больше, чем субсидии от родного правительства. В год получается от 2,5 миллиона и более. В данном случае взята в качестве примера скромная лепта. На самом деле есть гимназии и лицеи, учеба в которых обходится дороже, чем в университете.

    Граждане страны платят налоги, которые идут на образование, плюс делают дополнительные инвестиции в учебные заведения, но школы по-прежнему сводят концы с концами, а любимые учителя ходят с протянутой рукой. Почему? Где оседают деньги, и немалые?

    Ответ прост: там, где средства родителей не фиксируются, не проходят через бухгалтерию, они наверняка оседают в кабинете директора. Ему одному известно, куда и на что ушли сотни тысяч сомов. На покупку линолеума, краски, занавесок или приобретение собственного авто.

    Не секрет, что в нищих школах весьма недурно устроились люди, превратившие обитель бесплатного образования в весьма доходный бизнес. Они пользуются тем, что родители стесняются спрашивать со школы финансовый отчет. А если и спрашивают, то потом и сами не рады. Им легче накатать жалобу в Минобразования.

    Кстати, как признался Гульжигит Умарович, жалобы и заявления в его ведомство касаются главным образом поборов. Но когда начинается разбирательство, то выясняется, что школьная администрация ни при чем, а так решили сами родители.

    Прозрачность нам пока не светит

    В мире существуют сотни различных рейтингов, помогающих определить степень свободы бизнеса, инвестиционной привлекательности, коррупционности государственной системы, криминализации общества и т. д. Оказывается, есть и оценка прозрачности госбюджета.

    О том, как у нас обстоят дела, какое место занимает Кыргызстан в таком рейтинге и что необходимо сделать, чтобы больше знать о том, насколько эффективно управляет национальными доходами правительство, с читателями делится директор партнерской группы "Прецедент" Нурбек Токтакунов.

    - Должен заметить, что наша страна занимает одно из последних мест по этому показателю. Согласно рейтингу американской организации "Международное бюджетное партнерство", Кыргызстан в текущем году соседствует с Камбоджей. А всего в этом списке 94 государства. Как показывают наши исследования, состояние госказны открыто для общественности лишь на 15 процентов.

    Критериев оценки прозрачности всего восемь. Все они в какой-то степени связаны с доступом к информации, касающейся доходов, расходов, отчета правительства об исполнении закона, бюджетного послания, составления гражданского бюджета, что имеет место быть во многих странах. Мы участвуем в этом глобальном анализе с 2008 года. Тогда у нас дела шли еще хуже. Уровень прозрачности бюджета равнялся 8 процентам. Стоит добавить, что по этому критерию наша республика занимает последнее место в Центральной Азии.

    По словам эксперта, постепенно ситуация начала меняться к лучшему благодаря открытию интернет-сайта парламента и других сайтов, созданных на деньги доноров - ПРООН, Фонда "Сорос - Кыргызстан". Однако что касается решения такой актуальной проблемы, как составление и тиражирование гражданского бюджета, ни правительство, ни Минфин об этом даже не задумывались.

    А ведь этот документ представляет собой упрощенную форму основного закона о бюджете, написан простым, доступным языком. Цель его - информировать рядовых налогоплательщиков, куда идут заработанные ими средства. Такая форма приобщения масс к общегосударственным делам - обычная практика во многих странах, где правительство озабочено тем, чтобы издавать и распространять гражданский бюджет.

    У нас же в настоящее время даже Минфин не готов всю информацию предоставлять по требованию граждан. На сайтах других ведомств нет никакой информации о бюджете самой структуры, не говоря уже о госбюджете.

    Довольно закрытой для экспертов оказалась Счетная палата, проводящая аудит деятельности госорганов. Результаты проверок,  сведения о допущенных нарушениях в редких случаях просачиваются в прессу.

    Нурбек Токтакунов убежден, что право знать о бюджете все нам дано Конституцией. Однако если чиновники не горят желанием делиться информацией, потому что им комфортнее работается, когда никто не сует нос в их дела, то и граждане не проявляют особого рвения знать о расходовании казенных средств как можно больше.

    В результате незнание и неинформированность порождают слухи, субъективное толкование действий исполнительной власти, подозрение в нечистоплотности чиновников.

    Между тем

    По данным Минобразования, взносами с родителей грешат в основном в школах Бишкека и близ столицы. В регионах такая практика не прижилась. Но в школы, по словам экспертов, зайти страшно - такая там нищета.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/33831/


Распечатать: Смотри в бюджет, как в учебник РаспечататьОставить комментарий: Смотри в бюджет, как в учебник Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Смотри в бюджет, как в учебник Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007