Распечатать: Мораторий как спасение РаспечататьОставить комментарий: Мораторий как спасение Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Мораторий как спасение Посмотреть комментарии

28 мая 2010

ПУЛЬС НЕДЕЛИ

Мораторий как спасение

Бизнес несет потерю за потерей. Не успев оправиться от погромов и рейдерства, страна оказалась за железным занавесом. Аналитики еще не закончили подсчет урона, который нанесла истерзанному предприни-мательству экономическая блокада, длившаяся ровно сорок дней. В такой ситуации от новой власти все ждали решительных действий. И они последовали в виде декрета временного правительства

    о моратории на проверки.

    Как помочь? Вот в чем вопрос

    Другой выход в сложной ситуации найти нелегко, тем более что таково было пожелание самого бизнеса - предоставить ему возможность работать свободно, без оглядки на контролирующие органы, выполняющие, кстати, свою задачу - наполнение опустошенной казны. А иных способов, кроме как ужесточение администрирования, многие инспектора просто-напросто не знают. Уже после апрельских событий в адрес новых властей поступали жалобы от некоторых руководителей компаний на зачастивших в их офисы ревизоров. Тут хотя бы самим разобраться, как дальше жить и работать, а уже теребят проверками.

    Главная цель декрета ВП № 35 от 13 мая текущего года - "стабилизация экономической деятельности субъектов предпринимательства, обеспечение эффективной системы государственного контроля и надзора, а также устранение необоснованного и излишнего вмешательства уполномоченных органов в деятельность субъектов предпринимательства". Итак, до 31 декабря нынешнего года вводится мораторий на проверки, проводимые правоохранительными, налоговыми и другими  уполномоченными органами,  для всех юридических лиц, пострадавших во время беспорядков 6-7 апреля.

    Есть, правда, исключения в этом списке. Согласно декрету, мораторий не коснулся тех налогоплательщиков, на которых заведены уголовные дела, или если они являются участниками административного и гражданского судопроизводства. Разрешается проверять инспекторам ГНС предпринимателей, на которых поступили жалобы и заявления или запросы государственных органов других стран. В этот перечень входят и случаи "по документально подтвержденным фактам сокрытия налогов", а также предприниматели, работающие по обязательному или добровольному патенту. Контроль и надзор требуется, если на кого-то из бизнесменов поступило заявление о фактах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и окружающей среде.

    Сократить контакты на 70 процентов

    В то же время новые власти поручили ГНС и другим уполномоченным органам умерить пыл - сократить количество плановых проверок субъектов предпринимательства "в период действия настоящего постановления" на 70 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. На Министерство экономического регулирования возложена задача до конца года совместно с контролирующими органами "осуществить оптимизацию контрольно-надзорной сферы и улучшить процедуры проведения проверок субъектов предпринимательства".

    То, что эта мера во многом вынужденная, признавали все участники круглого стола, посвященного обсуждению декрета об ограничении проверок. Его организаторами выступили ВП, представители деловых кругов столицы, пресс-клуб Кыргызской фондовой биржи, дирекция программы "Прагма" по улучшению бизнес-среды ЮСАИД.

    История страны знает несколько мораториев. Как правило, власти вынуждены идти на такой шаг, когда видят, что критическая масса недовольства может вылиться в социальный бунт или саботаж из-за не совсем просчитанных или поспешных действий. Так было, когда в стране хотели ввести налог на недвижимость при отсутствии четких правил сбора денег, наказания в случае неуплаты и т. д. Несколько лет назад под давлением бизнеса и отчасти в целях прокатки Закона "О проверках" были введены такие же, как сейчас, ограничения для ревизоров.

    По мнению главы Минэкономрегулирования Эмиля Уметалиева, чем меньше будет контактов между налогоплательщиками и их кураторами, тем лучше. Проверки, а тем более частые, уверен он, никогда до добра не доводили. Предпринимателей они страшно раздражают, так как мешают нормальной работе, а у Налоговой службы отнимают не только много времени, но и ресурсов - человеческих и финансовых.

    - Сегодня необходимо решить насущные проблемы - убрать препоны и барьеры на пути предпринимательства, - озвучил давнюю мечту не только всех бизнесменов, но и свою личную вышедший из этой среды Эмиль Уметалиев. - Не на словах, а на деле осуществить тесное взаимодействие бизнеса и государства.

    От митингов до нищеты - один шаг

    В нынешней непростой ситуации, в которой в очередной раз оказалась страна, обуреваемая политическими страстями, экономические проблемы государства мало волнуют общественность. Народ, вышедший на улицы, требует землю, повышения зарплаты, социальных льгот, не думая, из какого источника новые власти возьмут средства, чтобы раздать нуждающимся.

    - Надо работать, работать и еще раз работать, - перефразировав крылатое ленинское выражение, отвечает на этот насущный вопрос дня предприниматель Марат К., занимающийся ремонтом автомобилей. - Хватит горланить и зарабатывать на митингах. Мы и так уже столько времени потеряли в борьбе. А с кем воюем? Сами с собой.

    На вопрос, что он думает о моратории на проверки, бизнесмен ответил в той же манере.

    - Лучше поздно, чем никогда. Только мы сами выберемся из этой ямы, в которую нас загнали. Я ни от нашего правительства, ни от России, ни от Америки помощи не жду. Главное, чтобы нам не мешали нормально трудиться. Вот это и будет помощью со стороны нового режима.

    Так думает подавляющее большинство добросовестных налогоплательщиков. Например, руководитель финансовой компании "Сенти" Нэлли Симонова заявила, что ее структура  как платила, так и будет аккуратно платить все налоги. "Мы работаем открыто и прозрачно. Об этом знают налоговики. Они не докучают нам своими незапланированными визитами".

    Бизнесмен Бектур Мамбетов с ней солидарен. Его мнение: от данного решения выиграет не только бизнес, правительство, но и сами контролирующие органы, которые наконец-то закончат реформирование системы, смогут провести оптимизацию своей структуры, сэкономят расходы на затратные проверки, завершат начатую еще два года назад автоматизацию Налоговой службы.

    А что думает Налоговая служба?

    О том, что его ведомство начало действовать по-новому, а именно поворачиваться лицом к налогоплательщику, рассказал и. о. председателя ГНС Адылбек Касымалиев:

    - Все усилия мы будем направлять на работу со злостными недоимщиками и компаниями с высоким риском неуплаты налогов. А добросовестных плательщиков предпочитаем лишний раз не тревожить. Такая задача поставлена перед каждым инспектором.

    Чиновник призвал бизнесменов давать отпор особо назойливым и ретивым контролерам, обо всех фактах вымогательства и незаконного вмешательства в деятельность компаний сообщать в ГНС, где начата работа по чистке собственных рядов. "Мы оперативно избавляемся от сотрудников, запятнавших свою честь, чтобы полностью оздоровить структуру. Будем это делать и впредь", - заверил он.

    - Ну вы и не давайте взятки, когда с вас требуют, - упрекнул главный налоговик страны предпринимателей, прозрачно намекнув, что надо самим тоже начинать борьбу с коррупцией, а не только призывать правительство покончить с этой опутавшей все слои общества паутиной зла.

    И он по большому счету прав. Предпочитают откупиться от налоговиков те предприниматели, у которых не все чисто в бухгалтерии, либо не знающие законодательство страны.

    По словам Адылбека Касымалиева, труднее им работается с налогоплательщиками, предпочитающими все операции проводить в наличных деньгах. Проверить "черный нал", доказать, что идет сокрытие налогов, инспектору крайне сложно. Впрочем, зачастую ему не приходится утруждаться, потому что, опасаясь разоблачений, сам проверяемый старается сунуть в карман ревизора конвертик с энной суммой, чтобы тот побыстрее покинул его территорию. В результате обе стороны на время заключают перемирие до следующего внезапного визита контролера.

    Стоит заметить, что у моратория есть противники. Некоторые чиновники опасаются за доходную часть бюджета.

    - Представляете, какая спокойная, прекрасная жизнь наступает для тех, кто не платил налоги, - говорят они. - Власти, по сути, узаконивают их нелегальную деятельность.

    Однако скептиков попытался разуверить глава ГНС. По его словам, после первого моратория на проверки анализ, проведенный его службой, показал, что собираемость платежей особо не изменилась, но и хуже не стала. Зато хоть на какое-то время ослабла налоговая удавка, и у бизнеса появилась относительная свобода.

    Между тем

    В перечне уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства, состояло 20 контролирующих структур. После первого этапа реформ в октябре 2009 года их количество выросло до 27.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/32394/


Распечатать: Мораторий как спасение РаспечататьОставить комментарий: Мораторий как спасение Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Мораторий как спасение Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007