Распечатать: Куда ведет главная трасса Кыргызстана? РаспечататьОставить комментарий: Куда ведет главная трасса Кыргызстана? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Куда ведет главная трасса Кыргызстана? Посмотреть комментарии

25 июля 2008

ДВА АВТОРА

Куда ведет главная трасса Кыргызстана?

    Недавно знакомый мне хирург стал свидетелем жуткого происшествия на трассе Бишкек - Ош. Сын близкого его друга, который готовился к свадьбе, во время поездки на юг страны попал в аварию. Бусик сошел с трассы на горном перевале и разбился, упав примерно с двухметровой высоты в обрыв. Поскольку авария произошла в ночное время, десяти пострадавшим пассажирам и водителю не была оказана своевременная помощь: в течение часа тяжелораненые люди пребывали в искореженном и опрокинутом бусике на дне оврага, тогда как по трассе в обоих направлениях двигались автомобили, водители и пассажиры в которых, конечно же, видели и понимали, что случилась авария, однако были слишком заняты своей поездкой, чтобы остановиться и хотя бы поинтересоваться, что же там происходит и не нуждается ли кто в помощи?

    Это вообще стало чем-то вроде проклятия трассы Бишкек - Ош: водители и пассажиры, которые частенько ездят по этой дороге, быстро становятся внутренне черствыми и равнодушными, поскольку нередко становятся свидетелями дорожных происшествий и привыкают к ним. Ежедневно на этой дороге, по данным официальной статистики, гибнет в дорожно-транспортных происшествиях 3-4 человека, десятки получают различной тяжести травмы и увечья.

    И если случись что с машиной, на которой едешь ты сам, где-нибудь за перевалом Тео-Ашуу или Ала-Белем, особенно в ночное время, то в трудную для тебя минуту очень нелегко и непросто бывает дождаться человеческого внимания и помощи. Чем тяжелее травмированы пассажиры и водитель угодившего в аварию автомобиля, тем труднее бывает дождаться помощи. Если у тебя просто заглохла машина или кончился бензин, то ты еще можешь рассчитывать на снисхождение и помощь других водителей за двойную плату, но с людьми, терпящими бедствие, не желает связываться никто. Вероятно, все думают или обманывают себя тем, что на этот случай предусмотрены какие-то спасательные службы, скорая помощь, которые и должны заниматься спасением людей, попавших в аварию.

    Однако в том-то и дело, что на большей части трассы Бишкек - Ош подобных спасательных бригад нет, как нет и сотрудников ГАИ. Эта сложнейшая и главнейшая трасса Кыргызстана функционирует по принципу спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

    Мой двоюродный брат и друг детства также год тому назад попал в жуткую автомобильную аварию. Ему еще повезло, что она произошла хоть и в ночное время, но примерно в 30 километрах от города Токтогула. Тем не менее ему, с двойным переломом ног, сотрясением головного мозга и смещением позвоночника, как и его жене с не менее сложными травмами, пришлось ждать более двух часов, пока из Токтогула не подоспела "скорая помощь", вызванная по телефону близким другом, занимающим ответственный пост в этом городе.

    Это хорошо, что у него оказался такой друг, который помог в трудную минуту, а что произошло бы с тем, кто не имеет таких друзей? Страшно даже подумать!

    "Между тем решение данной проблемы есть, и оно очевидно, - говорит директор НИИ кардиохирургии и трансплантации органов Калдарбек Абдраманов. - Для этого следует существенно укрепить кадровый и технический потенциал службы скорой помощи в городах, расположенных вдоль этой трассы - Кара-Балты, Токтогула, Каракуля и Таш-Комура. Чтобы "скорая помощь" в этих городах имела возможность для экстренного выезда за пределы этих городов, скажем, на 50 километров за городскую черту в обоих направлениях. А что касается самого сложного и самого опасного и малолюдного участка горной трассы, который начинается с подхода к перевалу Тео-Ашуу и кончается в ущелье Чичкан - это примерно 200 километров горной дороги, - то здесь следует установить пункты первичной медицинской помощи, допустим, через каждые 100 или еще лучше через каждые 50 километров, оснащенные быстроходной техникой, современными средствами связи и специалистами, которые могут оказать экстренную помощь. По обеим сторонам Тео-Ашуу есть подходящие для этого помещения и площадки, точно так же в Суусамырской долине легко можно оборудовать подобные пункты и станции.

    На это не потребуется даже значительных материальных затрат, зато эффект будет огромным. Ездить по этой трассе станет намного безопаснее, и показатели смертности и дорожного травматизма существенно снизятся.

    Помимо дорожно-транспортных происшествий почти каждый третий, кто едет по этой долгой дороге, особенно люди пожилого возраста и дети, оказываются нуждающимися в медицинской помощи. У кого-то разболится голова, повысится давление, кого-то сильно укачает, могут возникнуть и проблемы с дыханием. Так вот наличие медицинских пунктов и дорожных аптек не только поможет существенно облегчить состояние таких пассажиров, но и сделает эти услуги выгодными для тех, кто их оказывает. На здоровье ведь никто не станет экономить, особенно когда клюнет жареный петух, будут рады заплатить вдвойне и даже втройне за самые простые и элементарные медуслуги и медпрепараты, которые бы облегчили дорожные тяготы и риски.

    Так что при грамотной и правильно поставленной службе эти пункты и аптеки будут процветать, поскольку каждый день по этой трассе проезжает около 10 тысяч пассажиров, и плотность движения транспорта почти такая же, как и на улицах больших городов.

    Отсутствие этих самых элементарных медуслуг на большей части трассы Бишкек - Ош делает это путешествие излишне рискованным и опасным. Любой путник может серьезно пострадать или даже оказаться под угрозой потери жизни из-за пореза вены, артерии, сотрясения, ушибов или даже кратковременного повышения артериального давления. Как хирургу мне хорошо известно, что в состоянии шока люди становятся беспомощными, но беспомощными оказывается и большинство людей, ставших невольными свидетелями этих событий. Тогда как для подготовленного специалиста оказать квалифицированную и быструю помощь на месте не составляет труда".

    Последовательное и непрерывное решение всех этих проблем, обустройство и развитие современной дорожной инфраструктуры вдоль трассы Бишкек - Ош, думается, будет способствовать также и улучшению морально-психологического климата на нашей главной дороге. Проявление реальной государственной заботы о тех, кто едет по этой трассе, будет способствовать тому, что и люди, которые путешествует по этой трассе, внимательнее и заботливее начнут относиться друг к другу.

    Одним словом, надо сделать скорее так, чтобы трасса Бишкек - Ош, эта главная и, по сути, единственная транспортная артерия страны, связующая ее две половины в единое целое, стала символом дороги, ведущей страну и ее граждан в светлое будущее. А не выглядела, как кладбище покореженных и изуродованных автомобилей и разбитых человеческих судеб.

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/23837/


Распечатать: Куда ведет главная трасса Кыргызстана? РаспечататьОставить комментарий: Куда ведет главная трасса Кыргызстана? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Куда ведет главная трасса Кыргызстана? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007