Распечатать: К вопросу о национальной идеологии РаспечататьОставить комментарий: К вопросу о национальной идеологии Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: К вопросу о национальной идеологии Посмотреть комментарии

16 декабря 2005

ПИСЬМО В НОМЕР

К вопросу о национальной идеологии

    Всякий технический прогресс без отвечающей духу времени гуманной идеологии обречен на провал, поскольку не отвечает запросам времени и интересам большинства данного общества. Навязываемая нам 14 лет идеология двойного стандарта: с одной стороны, «Семь заветов великодушного Манаса» и с другой — лозунг для узкого круга семьи и окружения «Бери все, что можешь взять…» сделали свое дело.
    Прежде чем говорить о современной национальной идеологии, давайте сделаем небольшой экскурс в давнее и недавнее прошлое отдельных стран, которые оказывались в ситуациях, в какой находимся мы сейчас.
    Одним из ярких примеров экономических и социальных потрясений, пережитых американским народом, стала великая депрессия. Чтобы достойно выйти из кризиса, был принят закон о равных правах и возможностях граждан республики с учетом соблюдения интересов как личности, так и государства, что и легло в основу единения, развития и демократизации общества.
    Другим примером могут служить радикальные реформы, проведенные Ататюрком в трудные годы формирования Турецкой Республики.
    Особенностью национальной идеологии японцев является сочетание глубокого уважения и почитания национальных традиций и обычаев с не менее глубокой преданностью техническому прогрессу, умение вести дело с учетом как личных, так и национальных интересов.
    Известны аналогичные примеры формирования национальной идеологии в Германии после второй мировой войны, в Южной Корее после окончания войны между югом и севером, в Малайзии, где благодаря воле и желанию лидера нации и народа за какие–то 20–30 лет страна превратилась из отсталой аграрной окраины Юго–Восточной Азии в одно из промышленно развитых государств. Хотя там тоже не было особо ни энергетических, ни других природных богатств. Кыргызстан сегодня находится в гораздо лучшем положении, чем Малайзия в конце 50–х годов прошлого века.
    Значит, там, где есть воля, желание и умение жить сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня, естественным путем формируется национальная идеология. А если это так, то чем мы хуже тех, кто сумел в исторически короткие сроки преодолеть трудности и создать нормальные условия для самодостаточной и достойной жизни.
    Обратимся к истокам нашей истории, когда распался Кыргызский каганат. Раздробленные междоусобными войнами и спасавшиеся от войск Чингисхана, кыргызы разбрелись от Саянских гор на востоке до пределов Римской империи на западе, от Уральских гор на севере до Гималаев на юге. В то же время основными центрами проживания кыргызов оставались пределы Тянь–Шаньских гор и Памиро–Алая. Поэтому, наверное, говорят в народе, что “нет таких горных перевалов и ущелий, быстрых рек и тихих озер, знойных пустынь и степных просторов, где бы ни лежали кости кыргызов”.
    И все–таки мы выжили. Выжили потому, что наши предки не кичились своим древним происхождением или заумной мудростью, а жили просто и ясно, в гармонии и согласии с окружающей природой и соседями. Так они научились быть скромными, сдержанными и внимательными друг к другу. Это уже потом, встав на ноги, почувствовав свою потенциальную возможность, что они могут иметь больше того, что имеют, кыргызы обратили взоры на своих соседей и увидели, что те живут лучше, чем они. И, возможно, это заело наших предков так, что им стало невыносимо больно, что они ничего не могут сделать, чтобы помешать соседям в их успешных делах.
    И, по всей вероятности, с тех пор мы не можем побороть в себе эту проклятую зависть (кыргызча — кєрє албастык), будь она неладна, которая до сих пор мешает нам быть едиными, сильными и мудрыми. Сегодня, когда даже самые безнравственные люди поняли, что так жить дальше нельзя, наконец–то прозвучали из уст реального и неравнодушного человека простые и искренние слова: “Мы прежде всего должны развивать экономику. Наша идеология должна учитывать национальную культуру и историю. У нас должна быть идеология, ведущая нас вперед”. В этих простых и понятных словах заложено то, что требуется от каждого из нас, чтобы завтра жить в достойном обществе вместе со всеми своими соотечественниками. Возможно, это и есть та истина, которая сейчас нужна.
    В этой связи мне бы хотелось высказать свои соображения по поводу национальной идеологии, которая вызывает споры среди известных представителей кыргызской интеллигенции, таких, как Дастан Сарыгулов, Салижан Жигитов, Ишенбай Абдуразаков, Муратбек Иманалиев и другие. Если иметь в виду, что наша идеология должна учитывать национальную культуру, историю и одновременно вести нас вперед, то мировоззрение Дастана Сарыгулова заслуживает внимания и уважения хотя бы потому, что мы, кыргызы, не подозревая даже, откуда мы родом, до сих пор живем и верим в покровительство Тенир ата и Умай эне.
    Известный знаток и толкователь кыргызской словесности Салижан Жигитов в статье “Кыргыз башын качан иштетет?” (“Когда кыргыз заставит работать свою голову?” — “Алас” от 7 ноября с.г.) само словосочетание “национальная идеология” довел до того, что вряд ли теперь кто разберется со словами: “нация” и “национальный” (по–русски) и “улуттук”, то есть “национальный” по–кыргызски, не имея головы автора.
    Мне запомнились слова Ишенбая Абдуразакова, высказанные в телепередаче министром культуры Султаном Раевым в роли ведущего, где наряду с конкретными примерами и фактами из жизни кыргызов и кыргызстанцев, которые могут быть приняты при формирования этой самой идеологии, присутствуют и конструктивные предложения о путях и методах их внедрения в жизнь.
    С мнением лидера движения “Жаны багыт” Муратбеком Иманалиевым о национальной идеологии (“МСН” от 22 ноября с.г.) можно соглашаться или не соглашаться в той части, что ислам как идеология достаточно активно присутствует в нашей стране и, более того, укрепляет свои позиции.
    Можно упомянуть частное мнение публициста Мусуркула Кабылбекова (там же), который, подчеркивая свою оригинальность и исключительность как кыргыза, отказывает при этом кыргызам в праве иметь свою национальную идеологию, так как, оказывается, кыргызов пока еще совсем немного на этом белом свете. Поэтому мы должны, как предписывают нам орхоно–енисейские надписи (выраж. М.К.), сидеть, зализывая раны после недавнего исторического поражения, и ждать героя, так как у нас сейчас нет ни одной личности (ни духовной, ни политической), ни героя, ни поэта.
    Таков спектр мнений наших идеологов, кроме официальных представителей правительства, которые совместными усилиями должны выдать до нового года концепцию национальной идеологии в свете поставленных главой государства задач на 2005–2006 годы.
    Есть такое мнение, что в начале было Слово. В слове и языке кыргызов заложены его исторические корни и самобытная культура, его образ жизни и мышление.
    И наш Поэт сказал: “Адамды адам кылган эмгек, жалгыз гана эмгек адамга бакыт алып келмек” (“Человека сделал человеком труд, и только труд может человеку принести счастье”).
    И наш Мудрец сказал: “Адамдын шагын сындырган шаар бузган менен барабар” (“Унизить Человека — равносильно разрушению целого города”).
    И мой Дед говорил: “Аялга кол кєтєргєн адам эркек эмес” (“Человек, поднявший руку на женщину, не достоин звания мужчины”).
    И в народе говорят: “Эрге — намыс, коёнго — камыш” (“Мужчине — честь и достоинство, зайцу — камыш”).
    И Отец говорил мне: “Балам, баланы балалуу болгондо билесиў” (“Сынок, о детях ты узнаешь, когда будут у тебя свои дети”).
    Эти и другие слова всегда жили и живут в наших сердцах и составляют основу нашей жизни: достойная личность, любовь к труду, бережное отношение к женщине и вообще уважительное отношение к другому человеку, кем бы он ни был, и, конечно, ответственность за детей и внуков. Это должно быть положено в основу национальной идеологии Кыргызстана.
    Чтобы эти слова и понятия не остались просто красивыми словами, необходимо:
    1. Ввести абсолютно четкое понятие о недопустимости в пределах Кыргызской Республики
    — грубого или насильственного отношения к женщине;
    — унижения или оскорбления личности путем доноса или общественного выступления.
    2. Предусмотреть механизм общественного порицания или наказания в случае, если кто–либо допускает их невыполнение или нарушение, разумеется, в пределах принятых законодательных актов.
    К сожалению, с трибуны Жогорку Кенеша, в отдельных общественных организациях, со страниц некоторых газет, в ряде теле— и радиопередач льются на головы рядовых зрителей, читателей и слушателей потоки грязи, инсинуаций и просто грубых, беспардонных и безосновательных обвинений и оскорблений в адрес главы государства и правительства, спикера парламента, руководителей общественных организаций, глав местных администраций под флагом свободы слова и демократии. Пора уже поставить точку в этом деле и еще раз объяснить тем, кто превратно понимает, что такое свобода слова и демократия.
    Они, наверное, забыли, что свобода слова и демократия означает прежде всего:
    — уважительное и ответственное отношение к своему слову;
    — строгое соблюдение порядка, законности и дисциплины в общественных местах;
    — взаимное уважение и соблюдение прав и свобод как своих, так и оппонентов.
    Считаю необходимым напомнить, что свободу слова и демократию надо бы понимать не в кыргызском варианте, что позволяют себе отдельные парламентарии из числа бывших пишущих братьев и лидеры отдельных общественных организаций, связанные с криминальным миром, а в классическом, которым пользуются во всем цивилизованном мире, где больше ответственности, чем вседозволенности. Как известно, вседозволенность и безнаказанность развращают человека. Нам в нашем положении никак нельзя допустить, чтобы акаевские бациллы и дальше продолжали заражать наше общество гнусными инсинуациями, доносами, интригами и оскорблениями.
    Кыргызы всегда с уважением относились к Слову и Делу.
    3. Предусмотреть для всех детей дошкольного возраста бесплатное или льготное обучение в детских садах и яслях республики государственному языку. Программа обучения должна содержать большей частью игровой, песенный и разговорно–познавательный характер.
    Вот тогда у нас не будет:
    — русскоговорящих кыргызов, которые требуют для себя особых привилегий в виде законов, защищающих их права;
    — русских, не понимающих элементарные слова и понятия на кыргызском языке;
    — паникующих госчиновников кыргызов, не понимающих документацию на своем языке.
    И тогда у нас будут:
    — школьники, свободно говорящие между собой на кыргызском, русском и других языках;
    — взрослые, понимающие и радующиеся за своих детей и внуков;
    — гармонично развивающееся общество единомышленников и тружеников;
    — страна талантливых детей и счастливых взрослых.
    На этой ноте мне бы хотелось закончить свои мысли на такую серьезную и трудную тему, как национальная идеология, которая должна быть сформирована в период, когда народ Кыргызстана переживает, быть может, один из самых трудных моментов своей жизни, и направлена на:
    — очищение от скверны двойного стандарта недавних прошлых лет, словоблудия, лицемерия и рвачества;
    — восстановление и развитие экономики страны почти что с нуля, на месте разрушенных и разграбленных заводов и фабрик;
    — возвращение достойного места в нашем обществе учителям и врачам;
    — возвращение традиционно уважительного отношения к женщине, родителям и старшим по возрасту;
    — утверждение особой опеки над детьми дошкольного возраста, которые должны обучаться и воспитываться в дошкольных учреждениях на государственном языке в целях гармонизации общества.
    Для выполнения этой программы, разумеется, нужны прежде всего воля главы государства, желание народа и умение каждого из нас.
    Карыбай Турусбеков, председатель совета директоров АО «Тоо–Тек».

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/12368/


Распечатать: К вопросу о национальной идеологии РаспечататьОставить комментарий: К вопросу о национальной идеологии Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: К вопросу о национальной идеологии Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007