Распечатать: Бывали хуже времена, но не было подлее РаспечататьОставить комментарий: Бывали хуже времена, но не было подлее Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Бывали хуже времена, но не было подлее Посмотреть комментарии

17 мая 2005

ОТВЕТ НА БРЕД

Бывали хуже времена, но не было подлее

    Народная революция раскрыла нам глаза на все, что происходило в стране
    Российский тележурналист Александр Князев (в наших кругах хорошо известный) назвал произошедшую в Бишкеке 24 марта смену власти государственным переворотом, «переделом сфер влияния между криминальными группировками». Здесь, мол, кроется главная причина конфликта, который может перерасти в гражданское противостояние. Это как же надо не понимать страну, в которой живешь, чтобы не видеть годами крепнущее недовольство акаевским правлением, вылившееся в народную революцию, которую никто не готовил — ни Америка, ни Россия. И уж тем более не Ташкент, как бы ни тужился журналист–политолог Князев приписать ему эту роль.
    Да Что там, местные элиты тоже ведь склонны приклеить к мартовским событиям оскорбительный для народа ярлык “переворот”. Осталось только попричитать, как хорошо было при Акаеве и какое смутное время наступило сегодня. И даже вот глава представительства Всемирного банка Крис Лавлейс “выразил озабоченность потенциальным влиянием работы Госкомиссии по имуществу президента А.Акаева на инвестиционный климат Кыргызстана. Крис Лавлэйс понимает, что в свете недавних заявлений о собственности и инвестициях, относящихся к семье Акаевых, нынешнее правительство хочет разобраться в этих вопросах”. И что же здесь предосудительного? И в Грузии разбираются, и в Украине, выполняя волю народа. Но глава представительства ВБ подводит к тому, что “данная правительственная комиссия является явно политической, и поэтому может создаться впечатление, что ее работа недостаточно объективна и прозрачна”.
    Что за намеки? Госкомиссия припишет Семье то, что ей не принадлежало? Или, напротив, скроет от общественности акаевское имущество и присвоит себе? Так не лучше ли дождаться результатов уже в конце мая? Нет, по Крису Лавлейсу, “было бы целесообразно организовать или полностью независимую проверку (от кого независимую, представителей неправительственного сектора, СМИ, вошедших в состав комиссии? — Г.К.), или включить в данную комиссию дополнительных членов, например Международного делового совета”. “Но, насколько мне известно, — говорит Крис Лавлейс, — правительство не изменило своего подхода”.
    И правильно сделало. Ибо эти судебные эксперты, члены МДС того и гляди затянут “процесс” не то что на месяцы, на годы. К пущему удовлетворению акаевского семейства. А там или ишак сдохнет, или падишах умрет.
    И потом, отчего это представителю даже такой уважаемой организации, как Всемирный банк, пристало вмешиваться во внутренние дела страны? Да пусть Кыргызстан создает хоть дюжину госкомиссий, дабы разобраться со всем, что наворотили за пятнадцать лет Акаев и его ближайшее окружение, какую систему они создали. В который раз повторим: по итогам апреля в республиканский бюджет дополнительно поступило 160 млн. сомов. То есть тех средств, которые в предыдущие месяцы шли в личный карман. И это, безусловно, не предел. Сейчас проверяется более сотни предприятий и фирм, подозреваемых в причастности к семье Акаевых. И этот список все увеличивается. Генпрокуратурой возбуждены десятки уголовных дел по акциям, приватизации, финансовым нарушениям. Только один пример. Когда–то наша газета писала о вдруг подорожавшей продукции Кантского цементно–шиферного комбината. И все потому, что Торговый дом “Цементс–люкс” устанавливал цены, какие хотел. Мешок цемента доходил до потребителя по стоимости 200 сомов и выше. И ни тогдашнее правительство Танаева, ни парламент ничего не могли с этим поделать. Зять президента Адиль Тойгонбаев диктовал условия, и все падали ниц. А не стало Торгового дома, сбежало его руководство, прекратились и накрутки — личные доходы семейства.
    Акаевы уже давно спутали свой личный карман с государственным. Напомним из своих прежних публикаций, что при завершении строительства так называемого детского медико–социального реабилитационного комплекса “Алтын Балалык” он по постановлению правительства отходит в собственность фонда “Мээрим”, причем все последующие коммунальные услуги, обслуживание комплекса ложились на плечи правительства и местных органов власти. Это при том, что собственно государство этот “Алтын Балалык” и строило в угоду “первой леди”, на что ушли сотни миллионов сомов. А ведь рядом еще возводился интернат для особо одаренных детей, а расположенный на этом месте детский туберкулезный диспансер перевели к черту на кулички. А плюс к этому библиотека первого президента, его госрезиденция под вывеской “гостиничный комплекс на улице Токтоналиева”, загородная резиденция в Ала–Арчинском ущелье, лыжная база “Норус”, отобранная Адилем Тойгонбаевым у Министерства внутренних дел.
    Только циники могут назвать последовательную (и успешную) борьбу с акаевским злом переворотом, а работу Госкомиссии — “явно политической”. Им и невдомек, что восставший народ сказал свое “фе” не потому, что его будто бы подзуживали криминальные группировки, а в силу своей беспросветной жизни и акаевской лжи. А выявление схем поборов, коррумпированных механизмов — это ли не стремление нынешних властей удовлетворить народные чаяния — отчаяние? Даже было бы странно, не будь всего этого.
    Но нет же, Крис Лавлейс идет дальше: “Хочу еще раз подчеркнуть, что Всемирный банк приветствует принятие год назад в Кыргызстане Закона “О государственной службе”, создание Агентства по делам госслужбы, ряд антикоррупционных инициатив, судебную реформу. ВБ считает, что сам закон и организованное недавно Агентство по госслужбе должны в корне улучшить ситуацию в борьбе с этим злом” (информагентство “Кабар”). В то же время Крис Лавлейс отметил, что ВБ выражает опасение по поводу утверждений некоторых деятелей страны о том, что на современном этапе выдвижение кадров должно проходить на иных условиях, чем в законе, потому что этого якобы требует изменившаяся ситуация.
    Что ж, действительно 30 июня прошлого года Законодательное собрание приняло Закон “О госслужбе”, а 11 августа А. Акаев его подписал. 49 статей, свыше 30 страниц. Кто о нем помнит? Кто из простых смертных его читал? А главное, какая–такая борьба с коррупцией затем последовала? Как известно, никакой. Зря лишь на закон бумагу извели. Вместе с тем именно этот законодательный акт позволял акаевскому окружению расставлять на посты своих людей. Чему значительно способствовало Агентство по госслужбе. Достаточно сказать, что его статс–секретарем Акаев назначил родную сестру “первой леди” Санаткуль Джамакееву, с которой согласовывались все назначения, перемещения, ротация и освобождения государственных служащих, занимающих высокие посты. Хотя по этому закону служащий не вправе находиться на государственной должности, связанной с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью лицам, находящимся с ним в близких родственных отношениях. И заниматься лично предпринимательской деятельностью тоже не вправе. Тогда как Санаткуль Джамакеева возглавляла Общественный фонд “Библиотека первого президента” с частной формой собственности. А на строительство этого объекта, как мы знаем, шли миллионы и миллионы сомов из госказны. Вот вам и борьба с коррупцией. Так что не в букве закона дело, а в его духе. Вернее, в вонючем душке.
    Родственники, земляки, приближенные Акаевых занимали все ключевые государственные места. И плясали под дудку Семьи. Вот совсем свежий факт. Главное управление МВД по борьбе с должностными преступлениями возбудило уголовное дело против бывших председателей Госкомимущества Р.Жеенбекова и С.Медерова, а также начальника юротдела Н.Мырзакматова по обвинению в халатности. Ими был причинен ущерб государству на 1 млн. 839 тыс. долларов из–за невыгодного для Кыргызстана контракта с иностранной компанией “Райфайзен Инвестместмент” по подготовке и проведению тендера по продаже 40 процентов акций АО “Кыргызтелеком”. Эта сумма была выплачена иностранцам как компенсация за незавершенный тендер из средств государственного приватизационного фонда. Помнится, как Равшан Жеенбеков активно проталкивал проект приватизации госпакета акций “Кыргызтелекома”. И только благодаря настойчивости Собрания народных представителей сделка не состоялась. Теперь этим высоким начальникам придется отвечать за разбазаривание средств, ушедших на подготовку тендера. Говорят, за этой несостоявшейся приватизацией стояла Семья. Следствие покажет.
    Бывали хуже времена, но не было подлее. Система, наглая, убойная, крушила все на своем пути. Любой иностранный инвестор знал, что все кредиты контролируются “Белым домом”, за все налоговые поблажки надо отстегивать. А местные крупные предприниматели просто обязаны были делиться. Это настолько въелось в их кровь и плоть, что даже и сейчас они сопротивляются изменению системы. Как были рабами, так и остались. Для них “отдавать на карман” кажется привычнее, нежели платить в госказну.
    И при этом… “Хочу заявить, что позиция ВБ в вопросе антикоррупционной борьбы является жесткой”, — вещает все тот же Крис Лавлейс. И предупреждает: “Если республика не будет выполнять требование Закона “О госслужбе”, Всемирный банк приостановит выделение второго и третьего траншей очередных вливаний на цели структурных преобразований в госсекторе. Первый транш в размере 5 млн. долларов уже был выделен, второй также составит 5 млн., а третий — уже 10 млн. долларов. Лишь после детального анализа расходования уже полученных средств имеется шанс получить оставшиеся доли кредита”.
    Вот это правильно! Проанализируйте, господа, куда же за последний год девались ваши баксы. На какие–такие нужды их расходовали при акаевском правлении. Не библиотеку ли строили? А то доноры при улыбке до ушей Акаева все его “преобразования” принимали на ура, вбухивали немерено. Лишь теперь всполошились. Раньше надо было думать. Еще неизвестно, как строились связи самого ВБ с б. президентом. Говорят же, что Саадат Акаева работала во Всемирном банке, в офисе его президента Джеймса Вульфенсона.
    Страна, наверное, немного потеряет, если лишится очередного кредитного транша ВБ на преобразования в госсекторе. Меньше долгов будет. Но каков посыл: вы должны следовать требованиям… Да ничего подобного! Хочется верить, что страна станет другой. Действительно независимой и самостоятельной. И кредиты будет брать лишь при острой необходимости, нам бы по предыдущим рассчитаться. Но самое любопытное, что у доноров, сдается, своя политика: чем у нас хуже, тем им лучше. С этой практикой пора завязывать. И выходить из кризиса самостоятельно, перерезав все пути коррупции, “не замечаемые” ВБ.
    * * *
    11 мая состоялось очередное рабочее заседание Госкомисиии по определению движимого и недвижимого имущества, принадлежащего А.Акаеву, членам его семьи и ближайшим родственникам, и обеспечению его сохранности.
    Как заявил председатель Госкомиссии и.о.вице–премьера Данияр Усенов, “Генеральной прокуратурой уже возбуждены уголовные дела по 114 предприятиям. Их количество увеличилось, и мы не успеваем. В связи с чем попросили и.о.президента Курманбека Бакиева продлить срок работы комиссии еще на один месяц”. Одна из задач Госкомиссии — помощь в определении масштабов проникновения коррупционной системы и оценка нанесенного ею ущерба государству.
    А внимание Министерства финансов привлекли такие предприятия, как ТД “Берекет”, Кантский цеметно–шиферный комбинат, Каиндинский сахарный завод, Джалал–Абадский хлопкозавод и другие. На этих предприятиях снизились налоговые поступления, несмотря на увеличение торгового оборота.
    Еще такой факт. В свое время был образован фонд премьер–министра Николая Танаева, в который перечислено, минуя счета казначейства, Кыргызской сельскохозяйственной корпорации, 15 млн. сомов бюджетных средств. Эти деньги распоряжением Танаева уходили в посольства, а оттуда перечислялись в его фонд. Только из Посольства Кыргызстана в Китае были в нарушение закона осуществлены переводы в сумме 247 тысяч долларов.
    Представитель Госрегистра привел на заседании Госкомиссии данные по недвижимому имуществу предприятий, находящихся в “черном списке”: так, Siik Way владеет семью помещениями в столице, один из учредителей фирмы Т.Джамакеев, племянник Майрам Акаевой. В свою очередь, Silk Way является одним из соучредителей сети магазинов “Народный”.
    Говорилось на заседании и о нарушениях в Международном благотворительном фонде “Мээрим”. Например, в Иссык–Кульской области его работникам выплачивалось жалованье из местного бюджета… Также нарушения выявились в Таласской и Чуйской областях.
    Геннадий Кузьмин.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/10197/


Распечатать: Бывали хуже времена, но не было подлее РаспечататьОставить комментарий: Бывали хуже времена, но не было подлее Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Бывали хуже времена, но не было подлее Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007