Распечатать: Бюджет–2004 в мешке Деда Мороза. А в чьем мешке электроэнергетика? РаспечататьОставить комментарий: Бюджет–2004 в мешке Деда Мороза. А в чьем мешке электроэнергетика? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Бюджет–2004 в мешке Деда Мороза. А в чьем мешке электроэнергетика? Посмотреть комментарии

2 декабря 2003

ПОЛИТИКА

Бюджет–2004 в мешке Деда Мороза. А в чьем мешке электроэнергетика?

    Удивительное — рядом, и оно разрешено. Республиканский бюджет на 2004 год в декабрьской повестке дня Законодательного собрания стоит под 15 номером. И не в обязательном, а в дополнительном списке вопросов, которые депутатам удалось включить как не терпящие отлагательства.
    На вчерашнем заседании палаты Адахан Мадумаров задал торага очень неудобный вопрос. Почему в числе первых предлагается рассмотреть не бюджет на следующий год, а блок политических законопроектов — Кодекс о выборах, о Центризбиркоме, о правительстве? Абдыганы Эркебаев ответил просто и непринужденно: потому что ряд законопроектов дожидается своей очереди еще с июня.
    Предлагаем вашему вниманию интервью с беспокойным депутатом А. Мадумаровым.

    — Адахан Кимсанбаевич, значит, опять правительство тянет волынку с бюджетом? Времени на его обсуждение почти не остается…
    — Супернезависимость Кыргызстана состоит в том, что бюджет на следующий год будут диктовать не президент, не парламент, не правительство, а МВФ и Парижский клуб.
    — То есть от нас ничего не зависит?
    — Абсолютно ничего. Даже процент повышения заработной платы бюджетникам определяет МВФ — в каких отраслях и насколько следует повышать. Некоторые льготы мы хотим перевести в денежное выражение. Например, чтобы военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел выдавать компенсационные средства за все виды льгот — по оплате электричества, коммунальных услуг, за обмундирование, так называемые пайковые.
    — А в законе это прописано?
    — В законе это есть, но исполнительная власть занимается взаимозачетами. Минфин перечисляет средства Минтруда, это министерство перечисляет Министерству транспорта и коммунальных услуг, оттуда деньги должны направляться в городскую службу пассажирского транспорта.
    — На что выделяются эти средства?
    — На бесплатный проезд для военнослужащих и милиционеров. Мы настаиваем на том, чтобы эти деньги выделяли адресно в начале года. А там пусть каждый рассчитывает, как будет их тратить. Ветераны Великой Отечественной войны должны обслуживаться бесплатно — это есть в законе. Но сегодня не осталось ни одного государственного и муниципального автотранспортного предприятия.
    — Закон провис?
    — Закон провис, льготами ветераны не пользуются, а деньги не получают. Деньги ушли, и по адресу не пришли. Я не исключаю, что они делятся между министерствами как спецсредства.
    — Так что же все–таки с бюджетом?
    — Я предлагаю палате заняться в первую очередь бюджетом, а не политическими законопроектами. Вижу две причины, почему правительство на это не идет. 29 или 30 декабря все чиновники из “Белого дома” оккупируют парламент и начнут взывать к совести. Как, мол, Новый год встречать без бюджета? И мы его примем, не изучив, не читая. Сегодня первое декабря, а бюджет еще не прошел нулевое чтение. Хотя по закону первое чтение должно состояться в сентябре. Значит, бюджетообразующие законы палата будет вносить в январе 2004 года, задним числом, когда бюджет будет уже утвержден. И все предложения парламента попадут в капкан 65 статьи Конституции КР.
    — То есть?
    — Если предложения депутатов будут требовать дополнительных расходов из бюджета, то, согласно статье 65, парламент не может их принять без согласования с правительством. Очень хитро и умно сделано.
    — Значит, эти законы должны быть приняты раньше бюджета?
    — Разумеется. Это закон о соцстраховании, тарифы по обязательному медицинскому страхованию, тарифы по Фонду содействия занятости населения, механизмы распределения этих средств внутри Соцфонда. А здесь столько хитросплетений!
    — Это первая причина. Какова вторая?
    — В проекте повестки с 17 по 24 эти законы предусматривают увеличение размеров социального страхования социально уязвимой части населения. Если они будут приняты, то это нужно будет включить в бюджет. Но это дополнительные вопросы, а в основной повестке их нет.
    — В декабре палата их обсудить явно не успеет…
    — До конца декабря мы не успеем рассмотреть и основную часть повестки дня. Новый Кодекс о выборах представил президент КР, изменения и дополнения к Кодексу о выборах подготовили депутаты. Обсуждение этих двух законопроектов займет как минимум две недели. Закон о правительстве — представьте, какая буча будет в парламенте. Закон о судьях, которых теперь назначает парламент. Все эти законы требуется привести в соответствие с новой редакцией Конституции. А 25 декабря мы проснемся…
    — Где вы проснетесь? Ведь последняя неделя каждого месяца по регламенту — работа в округах?
    — 25 декабря мы проснемся в своих округах. И нас начнут вызывать: “Ребята, бюджета нет. Будьте патриотами!”. Парламент окажется в осадном положении. Накроют столы, чиновники из администрации президента и из правительства станут поздравлять нас с Новым годом. Мы окажемся в цейтноте и примем бюджет на ура.
    — Но если не принять бюджет в нынешнем году, то как будет осуществляться финансирование в первые месяцы будущего года?
    — В таком случае правительство имеет право финансировать ежемесячно соответственно одну двенадцатую часть прошлогоднего бюджета. Придется работать в этих параметрах.
    — У вас еще нет данных, как исполняется бюджет нынешнего года? Скорее всего, с дефицитом?
    — Мы проводили выездное заседание с Минфином, Министерством образования. Говорилось, что идет недофинансирование. Очевидно, сказалось непродуманное повышение пенсий на 20 процентов и зарплаты бюджетникам на 15 процентов.
    — А какие у вас претензии по первому вопросу декабрьской повестки дня? Ведь палата уже сегодня должна принять постановление по информации правительства о подготовке к отопительному сезону и топливно–энергетическом обеспечении населения?
    — Я предлагаю не принимать постановление, в котором написано: “Обязать… поручить…”. Обсуждается суперважный вопрос, и так легковесно относиться нельзя. Все комитеты согласны, что разрушается мощнейшая отрасль — энергетическая. Я предложил обратиться к президенту с предложением о создании топливно–энергетического комплекса.
    — Какие структуры должны в него войти, по вашему мнению?
    — Электроэнергетика, нефтегазовое хозяйство, угольная отрасль. Необходимо выработать единую программу развития всего комплекса. Это вопрос безопасности Кыргызской Республики. Назарбаев вовремя вернул государству то, что было продано. Если вы помните, южная часть энергосистемы Казахстана была продана какой–то бельгийской компании. И остались без света. Через 2—3 года Казахстан вынужден был выкупить ее обратно, национализировать энергосистему.
    — Кто–то при этом наварился?
    — Безусловно.
    — У нас складывается похожая ситуация…
    — Сейчас энергетики, уговаривавшие дать согласие на реструктуризацию Кыргызэнергохолдинга, теперь бьются головой о стенку: “Что мы натворили!”.
    В одном ведомстве не может быть трехглавого хозяина. Распределительная компания не слушается Агентства по энергетике, “Востокэлектро” работает автономно. То же самое — “Северэлектро”, “Ошэлектро”, “Джалал–абадэлектро”. Нет единой программы развития электроэнергетической системы. Каждый развивается отдельно, каждый сам себе барин. Нужно принимать жесткое постановление. 24–26 процентов ВВП в Кыргызстане составляет энергетика. Это хребет нашей экономики.
    — Как вы думаете, пройдет ваше предложение?
    — Не пройдет. Если хозяин скажет нет, то нет. И МВФ сказал — если не продадите энергетику, не будет инвестиций. Мы с группой депутатов третий год кричим, что делать этого нельзя. На недавнем Кыргызско–Российском экономическом форуме в открытую говорили, что Россия заинтересована делать вложения в кыргызстанскую экономику. Это политическое заявление. А люди, которые действительно делают инвестиции, говорили — нет. Потому что у нас сложные отношения с соседними государствами, есть проблема сбыта. Допустим, введем в строй Камбаратинскую ГЭС — кому продавать электроэнергию?
    — Ходят слухи о том, что в январе Узбекистан отключит нам газ из–за долгов. Это может опять случиться?
    — Да, я спрашивал премьер–министра Н. Танаева. Официальная цифра долга 11 млн. долларов. Он ответил, что ведутся переговоры с Узбекистаном, он газ отключать не будет.
    — Жизнь нас ничему не учит, видимо?
    — Ничему. В прошлом году нас узбеки не отключали, потому что вдоволь получили от нас воды, была засуха. А в этом году такой потребности не было. Кроме того, в Узбекистане целенаправленно строят собственные водохранилища. Это позволит ему обеспечить безопасность и водную независимость от Кыргызстана и Таджикистана.
    — Депутаты предложили создать комиссию по изучению дел в электроэнергетике. Способна она на что–то повлиять?
    — Нет, конечно. Если целый госаппарат не может проконтролировать эту отрасль, что смогут сделать 5–6 человек?
    Рина ПРИЖИВОЙТ.
    P. S. Как и предчувствовал А. Мадумаров, его предложение не прошло. Постановлением ЗС правительству поручается обеспечить задание по сокращению потерь в электросетях и распредкомпаниях, потребовать от руководителей прекратить порочную практику веерного отключения электроэнергии в частном секторе, привлечь к строгой ответственности виновных в таких фактах. Решено образовать комиссию с привлечением работников Счетной палаты и правоохранительных органов. Комиссия должна проверить факты выписывания счетов–фактур на несуществующих абонентов и привлечь к персональной ответственности ряд руководителей, виновных в невыполнении в полном объеме заданий по подготовке к осенне–зимнему периоду 2003–2004 гг. Генпрокуратура должна будет проверить исполнение законов “Об энергетике”, “Об электроэнергетике”, “О защите прав потребителей” и Гражданского кодекса.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/5436/


Распечатать: Бюджет–2004 в мешке Деда Мороза. А в чьем мешке электроэнергетика? РаспечататьОставить комментарий: Бюджет–2004 в мешке Деда Мороза. А в чьем мешке электроэнергетика? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Бюджет–2004 в мешке Деда Мороза. А в чьем мешке электроэнергетика? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007