Распечатать: Дилеммы и проблемы РаспечататьОставить комментарий: Дилеммы и проблемы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Дилеммы и проблемы Посмотреть комментарии

9 декабря 2011

ОБЩЕСТВО

Дилеммы и проблемы

    Сложившаяся в Кыргызстане ситуация вновь обострила вопрос: каким должен быть лидер государства в современную эпоху, какими человеческими и нравственными качествами, какими чертами характера ему надлежит обладать?

    Вновь на станции “Надежда”

    Если следовать теории Фрейда, лидером может быть человек, способный наилучшим образом генерировать новые идеи для общественного развития. А чтобы эти идеи стали общенациональными, лидер должен сосредоточить вокруг себя и умело использовать лучшие умы общества, будь то в экономике, политике, социальной сфере.

    Если отвлечься от теории, цель всякого государственного правителя банальна — благосостояние народа. В любой стране, независимо от исповедуемой общественной формации, среднестатистический гражданин должен жить хорошо. Это значит без войн и иных социальных потрясений, в материальном достатке, с уверенностью в завтрашнем дне. Причем здесь и сейчас, а не в отдаленной перспективе.

    В стране, пережившей за короткое время две так называемые “народные революции”, с сильно подорванной экономикой, пораженной метастазами безвластия и коррупции, с пребывающим в полной прострации и разобщенным населением, требования к лидеру и связанные с ним надежды во многом иные. У руля должен быть человек, не просто пользующийся доверием сограждан, но и оправдывающий его. Он не только видит слабости и беды страны, но и делает все возможное для их устранения, чутко улавливает сигналы, исходящие от общества, и адекватно реагирует на них.

    Парадоксально, но при всех сложностях, при множестве минусов наследства, полученного Атамбаевым от бежавших из страны предыдущих президентов, есть  и один несомненный плюс. Даже незначительные подвижки к лучшему, малейшие позитивные перемены будут оценены и увеличат кредит доверия новому главе государства.

    Взгляд непостороннего

    Почему у нас невозможен разумный и эволюционный путь преобразований, и за 20 лет независимости мы сильно отстали от партнеров по СНГ? В стране чрезвычайно мало хороших и ответственных управленцев. За годы суверенитета в большую политику пришли люди без внутреннего понимания и убежденности в деле, которым они занимаются, но наделенные огромным самомнением и тщеславием. Плюс ко всему они плохо знают свою страну и народ. Наглядным подтверждением служит последовавшее после сокрушительного фиаско на президентских выборах требование Камчибека Ташиева и Адахана Мадумарова отменить результаты всеобщего голосования и провести новые выборы. Будто стране больше нечем заниматься, некуда девать деньги, а главное, новые выборы смогут что-то изменить. Главная же беда в том, что все эти годы политика идет впереди экономики, ведется нескончаемая борьба за власть ради власти, но так и не создана устойчивая политическая система.

    Все 20 лет в результате превышения объемов импорта над экспортом госбюджет утверждается со значительным дефицитом, что ведет к постоянному росту внешнего долга, достигшему без малого 2,8 млрд долларов. И если бы не ежегодные поступления от отечественных гастарбайтеров, которые, по разным оценкам, составляют от 500 млн до 1 млрд долларов, финансовое положение Кыргызстана было бы намного плачевнее.

    По сей день не ясно, как же государство намеревается (и намеревается ли вообще) развивать регионы, есть ли единое понимание проблемы в администрации президента, аппарате правительства, в Жогорку Кенеше? Важно в первую очередь установить требовательный и строгий отбор губернаторов, глав городов и районов, органов местного самоуправления. Не дело, когда по незначительным поводам жители глубинки ищут защиты и справедливости у главы государства. А то, что творилось летом прошлого года в коридорах власти в южных областях, наводит на мысль о проникновении в управленческие структуры представителей криминалитета.

    Нужны действительно дееспособные органы управления. При этом выстраивание вертикали власти должно вестись в двух направлениях. С одной стороны — поиск и выдвижение эффективных управленцев, с другой — укрупнение регионов, отказ от лишних и дублирующих звеньев, сокращение непомерно раздутых штатов. Пора на деле выстраивать сильную власть, поддерживаемую не криминалом, не люмпенизированными и маргинальными группировками, а передовой общественностью.

    Также явно недостаточно внимания уделяется развитию инфраструктуры и обрабатывающих производств. Особенно на местах. Это в решающей мере влияет на демографическую ситуацию, вынуждает жителей сельской глубинки перебираться в более благополучный центр. Неуправляемая и неконтролируемая внутренняя миграция уже создала в столице целый букет практически неразрешимых социальных проблем. Со временем они будут только обостряться.

    Кыргызстан никогда не станет благополучной и процветающей страной, если не будут созданы благоприятные условия для свободной экономической деятельности всех без исключения граждан, независимо от клановой и родовой принадлежности, национальности, места проживания, партийности. В первую очередь для малого и среднего бизнеса. Казалось бы, истина банальна. Так почему у нас паразитирующие орды налоговиков, инспекторов таможенных, пожарных, экологических, санитарных и прочих служб мародерствуют именно на ниве малого и среднего предпринимательства? Именно они кошмарят, душат, не дают возможности встать на ноги и окрепнуть частному делу. Не сумеет новое правительство навести порядок в этой сфере, все его усилия по выводу страны из экономического кризиса окажутся выброшенными коту под хвост.

    Умерьте аппетиты, господа!

    Если новая власть серьезно рассчитывает на доверие и авторитет в глазах сограждан, в первую очередь первые лица и депутаты Жогорку Кенеша должны наконец-то научиться экономить на самих себе, а не на народе, который их содержит.

    Возмущение общественности по поводу непомерных, безудержных и, как обнаружилось, никем не контролируемых трат парламентариев, усиливается день ото дня.

    Вспомним. Впервые речь о необходимости поумерить депутатские аппетиты зашла на заседании ЖК 3 февраля 2006 года. Тогдашний президент Бакиев в своем выступлении отмечал, что пять лет назад содержание 105 депутатов обходилось стране в 115 млн сомов. В 2005-м депутатов стало 75, а траты достигли 190 млн. Расходы на содержание одного депутата возросли в 2,6 раза. Годом позже парламентарии потребовали из госбюджета уже 300 млн. А сегодня ЖК заложил на свое безбедное существование в предстоящем году миллиард сомов. И это при беспрецедентно огромном дефиците государственного бюджета.

    Возникает вопрос: как получилось, что депутаты сами себе устанавливают льготы, привилегии, траты на содержание себя любимых за счет госказны? Почему столь важный, затрагивающий интересы общества вопрос отдан на откуп самим избранникам? Ведь, как показывает практика, полагаться на совесть, порядочность, самоконтроль нардепов — дело безнадежное.

    Пример беспардонности показывает сам торага Ахматбек Келдибеков. Вспомним хотя бы его каникулярный прогулочный вояж с женой и свитой по курортным местам Юго-Восточной Азии. Или беспочвенное заявление перед камерами телевидения, что содержание администрации президента и аппарата правительства обходится казне гораздо дороже. Напрашиваются вопросы: можно ли такому человеку доверять руководство парламентом в парламентской республике? Не провоцируют ли депутаты своим поведением протестное возмущение в массах? И неужели две волны народного гнева, выкинувшие из республики зарвавшихся президентов с их челядью, так ничему не научили?

    Конечно, без бюджетных расходов на содержание власти не обойтись. Вот только использовать эти средства надобно максимально эффективно. А пока что сплошь и рядом наблюдается их нецелевое использование и откровенное разбазаривание.

    Беззаконие именем закона

    Не секрет, что республика до сих пор живет не по законам, а по понятиям. И в этом большая доля вины судебной системы, начиная от районных судов и заканчивая Верховным. Все годы суверенитета нашу Фемиду много и справедливо критикуют. И кризис, который сегодня переживают органы правосудия, является прямым следствием разгула коррупции.

    Нельзя назвать государство демократическим и правовым, если его граждане беззащитны перед судейским произволом, правосудие вершат люди, погрязшие в беззаконии, а должности, высокие покровители и деньги превыше закона. Как показывает практика, этого не понимают ни сами служители Фемиды, ни крупные чиновники, ни парламентарии. В таких условиях нужна система общественного контроля за деятельностью судов, особенно низового уровня.

    Всякое несправедливо вынесенное судебное решение, любой факт заволокиченного разбирательства должны становиться предметом внимания общественности и тщательного рассмотрения в соответствующих вышестоящих инстанциях. На подобные размышления наводит недавнее заседание Токмакского горсуда под председательством Алмаза Калпаева, рассмотревшее уголовное дело Азамата Омуркулова, сына мэра Бишкека. Оно лишний раз наглядно продемонстрировало, что в Кыргызстане господствует неравенство людей перед законом.

    Можно только догадываться, какой ценой сыну высокопоставленного чиновника удалось добиться, что, повинный в гибели троих человек, он ни дня не провел в заключении, и дело о судебном преследовании было прекращено. Но нет сомнения, что этот прецедент усугубил и без того немалое напряжение в обществе и обострил недоверие населения к власти вообще и судам в частности.

    Судья Калпаев преподал наглядный урок того, что в Кыргызстане для людей с деньгами и при власти законы не писаны.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/36586/


Распечатать: Дилеммы и проблемы РаспечататьОставить комментарий: Дилеммы и проблемы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Дилеммы и проблемы Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007