Распечатать: Беспристрастность и безопасность РаспечататьОставить комментарий: Беспристрастность и безопасность Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Беспристрастность и безопасность Посмотреть комментарии

19 августа 2011

АВТОДРОМ

Беспристрастность и безопасность

    Давно и много у нас говорится, что показатели числа ДТП в стране неоправданно высокие и постоянно растут.

    На трассах ежегодно гибнут и получают травмы сотни людей, и преломить негативные тенденции можно лишь серьезным реформированием всей системы обеспечения безопасности дорожного движения. Парламент с октября прошлого года принял немало законов, над иными из которых граждане откровенно потешались. А проявят ли “народные радетели” рвение в том, что в перспективе спасет миллионы человеческих жизней?

    Сила в объективе

    Когда на некоторых светофорах в Бишкеке появились камеры видеонаблюдения, многие обрадовались: на дорогах наводят порядок. Однако спустя время выяснилось — данные приборы ничего общего с поиском нарушителей не имеют. Они устанавливались Службой госохраны для обеспечения безопасности проезда первых лиц страны и иностранных гостей. Технические параметры этих электронных систем не подходят для отслеживания скорости пересечения машинами перекрестков, фиксации номеров и так далее. Они могут дать лишь общую картину перекрестка в поле зрения объектива. О четких данных, высоком качестве и замерах скорости речи не ведется.

    Но установка современных систем видеонаблюдения за дорогами страны — дело насущное. Об этом уже не первый год говорят в ГУБДД и МВД, это осознают и сами водители. Правовой нигилизм и чувство безнаказанности дают местным водителям ощущение вседозволенности. В итоге повсеместно нарушаются Правила дорожного движения, а результат — множество погибших и еще больше раненых.

    Почему Россия и Казахстан, на которые мы привыкли равняться, давно и активно используют новейшую технику для предупреждения нарушений ПДД и профилактики аварийности, а в Кыргызстане этот вопрос постоянно откладывается на потом? Все просто: этот вопрос не принесет больших политических дивидендов, а вот мороки с ним не оберешься. Чтобы легализовать видео, найти инвесторов, реорганизовать и отладить работу ГУБДД, потребуется уйма сил и средств. А также политическая воля, коей в КР с каждым годом наблюдается все меньше. Хотя…

    Цена вопроса

    В ГУБДД уже готов законопроект, который внесет более 70 изменений и поправок в Административный кодекс, где уже прописано введение видеофиксации нарушений, однако напрочь отсутствуют механизмы реализации ноу-хау. Именно нюансы и технику работы по-новому и прописывает законопроект, подготовленный гаишниками. Подумали и о том, где взять деньги на современную технику, ведь у нашего государства средств на безопасность собственного населения, как всегда, нет.

    А суммы потребуются немалые. Ведь на каждый из 195 светофорных объектов Бишкека нужно установить по 8 камер фиксации и 4 — видеонаблюдения. Обязательно и оборудование диспетчерского пункта, где будут отслеживаться нарушения, совершенные водителями. В Оше 35 работающих светофорных объектов, из них как минимум на 24 нужно устанавливать видеонаблюдение. По автодорогам к пляжам необходимо установить еще около 200 “глаз”. Причем на трассе международного значения Бишкек—Ош ставить технику инспектора изначально опасаются. Комментируют коротко и мрачно: “Горная местность — приборы просто сопрут”.

    Одна камера контроля скорости стоит порядка 52 тысяч долларов. “Глаз” для наблюдения за обстановкой на перекрестке — 8 тысяч. Устройство для одной диспетчерской комнаты потянет на сумму свыше 3,5 тысячи “баксов”. Причем есть выбор: можно пользоваться стремительно устаревающими системами — они дешевле, но высок риск перебоев из-за обрывов проводов. А лучше сразу установить системы, передающие данные на расстоянии посредством wi-fi — это дороже, зато не в пример надежнее и качественнее. В ГУБДД подсчитали: оборудовать перекрестки Бишкека и Оша современным наблюдением и поставить диспетчерские пункты будет стоить от 4,5 до 15 миллионов долларов в зависимости от качества и современности оборудования.

    Где такие деньги взять? От государства, понятное дело, их ждать не стоит. Остаются инвесторы, которые могли бы их вложить. Но при нынешнем положении дел ни один нувориш — ни местный, ни зарубежный — на проект не выделит ни цента. Ибо нет гарантий, что он вернет свои средства и получит прибыль. Законопроект ГУБДД четко прописывает данные механизмы: отныне собранные штрафы будут разбиваться на части. Определенный процент, как и сегодня, пойдет в бюджет республики. Оставшаяся же часть образует особый фонд, часть которого пойдет на погашение затрат инвестора, другая — на обеспечение работоспособности системы видеонаблюдения.

    Некоторое время назад велись переговоры с различными инвесторами, которые были готовы установить и отладить у нас современную систему дорожной безопасности. Приезжали представители серьезных компаний России, Австрии, Кореи, Турции, Казахстана, Израиля. Были и сотрудники местных фирм, работающих совместно с иностранными. Все потенциальные деньгодатели, пожав плечами, уходили — не было гарантий, что вложенные деньги дадут прибыль. Теперь шансы найти инвестора существенно повышаются.

    Презумпция коррупции

    Что же даст система видеоконтроля и фиксации? Ее преимущества давно оценили в Европе, США, Австралии и многих других странах, которые принято называть развитыми. Первое и главное, как показывает практика, камеры дисциплинируют водителей. Видеозапись — вещь беспристрастная, оспорить то, что видишь своими глазами, довольно сложно. А значит, и наказание последует неминуемо. При этом в ГУБДД уверяют, что бороться с так называемыми “блатными” и среди самих правоохранителей, и тех, у которых имеются высокопоставленные покровители во власти, станет не в пример легче.

    Второе несомненное преимущество — снижение коррупции в самой ГАИ. Ныне разве что ленивый водитель не обвиняет милиционеров во взяточничестве и вымогательстве. В успешных странах видео немало способствует честности в рядах правоохранительных органов. Ведь систему ГУБДД придется перелопатить для работы по-новому: с улиц большая часть инспекторов уйдет — они пересядут в диспетчерские пункты и станут заниматься административной работой в других отделах. А возможно, штаты будут даже частично сокращены.

    Третье несомненное преимущество — разбирательства при ДТП. Ныне довольно сложно понять, кто виновник аварии, а кто пострадавший. Но если она попадет в объектив, исчезает причина конфликтов и судебных тяжб, которые иной раз затягиваются на годы. Причем “отмазаться” виновному станет на порядок сложнее — пострадавшему достаточно будет лишь получить на руки запись, чтобы гарантированно привлечь обидчика к ответу.

    Конечно, с введением видеонаблюдения тут же появятся хитрецы, которые станут закатывать лобовое стекло специальными пленками, дабы водитель не просматривался видеоглазом, скрывать станут и номера авто. Через все это уже проходили в других странах, так что нашим осталось просто учесть подобные нюансы. В предлагаемом законопроекте за подобные финты введены серьезные санкции — вплоть до лишения прав. Сама же видеозапись, если документ будет принят, станет легальным доказательством в суде, чего по сей день в нашем законодательстве не прописано.

    Как будет работать

    Предлагаемый принцип работы видеонаблюдения в КР мало чем отличается от той, что успешно отлажена в других странах. Если ваше нарушение ПДД попало в поле зрения камеры, оно фиксируется, и сотрудники ГУБДД направляют на дом владельцу авто соответствующее уведомление заказным письмом, получение которого вы обязаны подтвердить подписью. Откажетесь поставить автограф — это зафиксируют почтовики и срок для уплаты штрафа все равно стартует.

    Если законопроект пройдет, предполагается, что он если не положит конец хаосу, творящемуся с продажей авто по доверенностям, то, во всяком случае, сведет его к минимуму. Владельцы машин будут настаивать, чтобы покупатель переоформлял их на себя, иначе все штрафные санкции будут автоматически ложиться на хозяев, числящихся таковыми в базе данных ГУБДД. Вне зависимости от того, сколько раз и через какое число доверенностей транспорт был перепродан.

    А если нарушитель станет тянуть с уплатой взыскания, спустя несколько месяцев ему начнут начислять пеню. Это тоже новая норма в системе штрафов ГУБДД. Люди в погонах считают, что вносить деньги за нарушения как можно скорее станет выгоднее, нежели тянуть с этим. А злостным неплательщикам, имеющим за плечами 2 и более непогашенных квитанций, будет грозить лишение прав на долгий срок. Оплатить же штраф будет также легко, как и сейчас — достаточно прийти в любое почтовое или банковское отделение и отдать деньги.

    Скорее всего, вырастет и собираемость штрафов — не секрет, что сегодня инспекторов не хватает, чтобы отслеживать и карать все нарушения ПДД. Тогда как камеры охватят сразу большинство перекрестков, следовательно, покажут более широкую картину несоблюдения ПДД на них. И чем больше собирается штрафов, тем весомее станут поступления в бюджет — именно туда ныне отправляется часть собираемых с нарушителей денег.

    Дождемся ли?

    В ГУБДД считают, что ничего фантастического в реализации их планов нет. И статистика ДТП неминуемо пойдет на спад, а дисциплина водителей повысится. Это спасет огромное число жизней, возможно, наших с вами близких людей. Что для этого нужно? Всего лишь оперативно согласовать предлагаемый ГУБДД законопроект в положенном порядке с министерствами и ведомствами. После этого дело будет за парламентариями — документ попадет на их рассмотрение. И если будет утвержден, начнется работа, которая в итоге кардинально изменит систему обеспечения дорожной безопасности страны.

    Сколько на предварительные процедуры может потребоваться времени? Законодательные изменения — дело вообще затяжное. А страна еще и охвачена предвыборным ражем, во время которого толковой работы от нардепов и чиновников ожидать не приходится. И без воли парламентариев здесь не обойтись — они могли бы проявить инициативу и “протолкнуть” документ к принятию. В таком случае уже к концу года поправки в закон могут быть воплощены в жизнь, что приблизит день установки первых видеокамер, а нарушителей — к получению первых заказных писем.

    О том, что данная мера необходима — говорить не приходится. В кои-то веки народоизбранникам выпадает шанс проявить истинную заботу о народе, вместо смешных и несвоевременных инициатив, вроде прикладывания руки к сердцу при звучании гимна или смены госсимволики. При известной политической воле все процедуры можно провести достаточно быстро. Вот только найдется ли она?

    Каждый из нас ежедневно рискует стать жертвой ДТП. Через дорогу порой страшно переходить — шоферы нарушают все мыслимые правила, чувствуя безнаказанность. В странах, где по-настоящему заботятся о собственных гражданах, давно изыскали средства и возможности на современные меры. Кыргызстан же по сей день топчется на стадии законодательных инициатив. А на трассах ежедневно гибнут люди. И чем дольше мы затягиваем с повышением мер безопасности, тем больше собственных подданных потеряет государство. Когда политики поймут, что главная ценность страны — ее народ, можно будет надеяться на серьезные перемены в государстве.

    Андрей ОРЕШКИН.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/35837/


Распечатать: Беспристрастность и безопасность РаспечататьОставить комментарий: Беспристрастность и безопасность Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Беспристрастность и безопасность Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007