Распечатать: Зверюшки — не игрушки РаспечататьОставить комментарий: Зверюшки — не игрушки Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Зверюшки — не игрушки Посмотреть комментарии

5 августа 2011

ПРИРОДА

Зверюшки — не игрушки

    “Все лучшее детям” — фраза, которую мы повторяем при каждом удобном случае. Но выполняем ли ее на деле?

    Разрушая все, что нас окружает, мы, как правило, редко задумываемся о судьбе наших потомков. Вырубая леса, уничтожая цветы, занесенные в Красную книгу, или занимаясь браконьерством, мы не понимаем, что оставляем детям лишь малую часть того, что имели сами.

    Толкунбек Асыкулов занимается сохранением редких, краснокнижных животных. Он является директором филиала Союза охраны природы Германии в Кыргызстане. NABU, так сокращенно звучит название союза по-немецки, проводит множество различных мероприятий, посвященных экообразованию граждан, а также имеет свою антибраконьерскую группу и реабилитационный центр для животных на Иссык-Куле.

    — Наша организация существует с 1999 года, сначала это было просто представительство NABU в Центральной Азии, позже стало отдельным филиалом, — рассказывает Толкунбек. — Мы сотрудничаем со многими местными НПО, которые занимаются охраной природы. В 2002 году открылся реабилитационный центр — заповедник для оказания помощи животным. Большую часть расходов взяли на себя немецкие партнеры — они оплачивают содержание и лечение всех животных, покрывают затраты по их перевозке. Кыргызская же сторона платит за аренду земли.

    Площадь заповедника 20 тысяч квадратных метров. Сегодня там проживают 7 снежных барсов, степной орел и тювик — хищник семейства ястребиных. Большинство животных изымают у браконьеров, изредка больного зверя приносят местные жители. Как правило, “постояльцы” попадают сюда в ужасном состоянии. После исцеления питомцев, способных самостоятельно существовать на воле, отпускают.

    — Недавно мы выпустили степного орла. Его нашел в своем огороде бишкекчанин. У хищника была пуля в крыле — видимо, подстрелили охотники. Мы ее извлекли, подлечили гордую птицу, отправили в заповедник, где орел окончательно поправился и “стал на крыло”. Ныне он уже на воле. А вот неделю назад нам привезли маленького тювика, которого нашли в арыке. Выхаживаем.

    Но некоторые животные, попавшие в центр, уже не смогут существовать без человека. Если их выпустить, они вскоре снова попадут в заповедник или обживутся вблизи селений, что вряд ли обрадует местных жителей. Кроме того, эти звери легко могут стать жертвами браконьеров. После получения соответствующего разрешения они будут переданы в зоопарки других стран. Животных отдают бесплатно в обмен на особей другого вида, которых нет в нашей республике.

    — Мы отнюдь не стремимся, чтобы редкие животные покидали пределы страны, — отмечает защитник животных. — Предыдущий глава NABU постарался решить вопрос с организацией зоопарка в Бишкеке и расширением заповедных зон. Пока собирали необходимые документы и соответствующий законопроект готовился к рассмотрению в парламенте, сменилась власть — все договоренности рухнули, работу пришлось начинать сызнова, уже с новым правительством.

    Кошачья семья

    Каждое животное, которое попало в заповедник, имеет свою историю. Сегодня в реабилитационном центре живет семья барсов. Во главе ее самец — снежный леопард Кунак. Как у настоящего азиатского мужчины, у него две жены — Багира и Алсу, которые первоначально сильно конфликтовали и дрались. Но это не помешало им родить четырех барсят.

    — Алсу и Багиру мы забрали у браконьеров. В 2003 году у нас гостил казахстанский цирк, вместе с ним хотели увезти двух красавцев-леопардов. Самца также хотели “депортировать” контрабандой. Когда привезли барсов, их лапы были искалечены капканами. Сегодня они свободно передвигаются и чувствуют себя отлично, — говорит Асыкулов.

    Но все же ни один из семи барсов не будет отпущен на волю. Двое малышей родились с врожденной патологией век и ничего не видят. Зрение им может быть возвращено, но для этого нужна операция.

    — Операцию можно сделать. Алматинский зоопарк предложил  нам забрать барсят и провести необходимое лечение. В нашей стране могут обеспечить лишь проведение операций больным животным, но не созданы условия для дальнейшего ухода за ними. Поэтому, чтобы не допустить гибели редких зверей, иногда их лучше отдать за границу.

    У взрослых илбирсов покалечены лапы, что также исключает их жизнь на свободе. Здоровые же барсята не будут отпущены, потому что они выросли в неволе и стали практически ручными.

    — Барсы подпускают к себе только “проверенных” людей. Они спокойно относятся к работникам, которые за ними ухаживают, но любого новичка встречают агрессивно.

    У детенышей снежных леопардов весьма необычные имена: Колючка, Фиалка, Пират и Лидер. Оригинальные клички животные получают в зависимости от своего поведения. Имя — их своеобразная характеристика. Как и все дети, молодые илбирсы очень активны и любят поиграть. Но иногда такие “детские шалости” приводят к серьезным последствиям.

    — В игре один из барсят прыгнул и ободрал всю кожу на хвосте другого. В результате хвост пришлось ампутировать. А ведь это главное украшение снежного леопарда. Теперь наш котенок больше похож на рысь, — говорит Толкунбек.

    Сегодня решается вопрос, где будут дальше жить снежные хищники. Останутся ли они на родине или уедут за границу — покажет время.

    Мы в ответе…

    Далеко не каждый считает себя ответственным за братьев меньших. Не исключение и наш экс-президент. Животные из его частной коллекции были брошены и теперь составляют большую часть выставки, представленной в единственном в стране зоопарке в Караколе. Сегодня там живут медведи, волки, косули и даже страус Бакиевых.

    — Животные попали к нам в ужасном состоянии. Из-за неправильного ухода и недостаточного кормления они болели, потребовалось много времени и сил на восстановление их здоровья, — вспоминает Асыкулов. — Большинство “экспонатов” семьи экс-президента ныне живут в нашем зоопарке, но кое-кто обрел и свободу — в минувшем мае мы отпустили на волю степного орла.

    Спасти удалось, к сожалению, не всех обитателей президентского зверинца. Любоваться снежным барсом посетителям зоопарка пришлось совсем недолго. Он погиб от тяжелой болезни. Также никаких обязательств перед братьями нашими меньшими не имеют и фотографы, ежегодно разгуливающие по пляжу с орлами и ястребами.

    — Они часто предлагают нам купить их птиц. Но NABU этим не занимается. Наша задача — реабилитация животных. К тому же, если бы мы начали выкупать редких пернатых, горе-предприниматели намеренно их отлавливали бы, чтобы получить барыши. В очередной раз пострадать могли ни в чем не повинные представители фауны.

    В дальнейшем руководство NABU планирует провести международный форум по сохранению снежного барса с участием первых лиц многих государств.

    — Мы стараемся улучшить экологическую осведомленность граждан. Каждый житель Кыргызстана должен знать, что такое краснокнижные животные и почему столь важно их сохранить. У нас много планов и масштабных проектов. Но мы всегда готовы заняться отдельными случаями. Поэтому если к вам попало редкое животное, звоните нам по телефону (0312) 48-22-20. Мы займемся его лечением, найдем для него новый дом или подготовим к жизни на воле.

    Дарья ТИМОФЕЕВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/35741/


Распечатать: Зверюшки — не игрушки РаспечататьОставить комментарий: Зверюшки — не игрушки Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Зверюшки — не игрушки Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007