Распечатать: Жертвы на алтарь безопасности РаспечататьОставить комментарий: Жертвы на алтарь безопасности Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Жертвы на алтарь безопасности Посмотреть комментарии

8 июля 2011

АВТОДРОМ

Жертвы на алтарь безопасности

    Как оценить, насколько безопасен тот или иной автомобиль? Очень просто — если у него есть “пять звездочек”, то все отлично. Однако мало кто знает, что, собственно, гарантируют эти “звездочки”.

    — Прочностью автомобильного кузова конструкторы озаботились еще в 30-х годах прошлого века, — рассказывает мастер-инструктор одной из бишкекских автошкол Андрей Архипов. — И уже тогда стали “приносить в жертву” новенькие авто, безжалостно разбивая их о бетонный куб.

    Чтобы сравнивать уровень безопасности различных автомобилей, эти краш-тесты стандартизировали. В наше время в Европе для обязательной сертификации принят фронтальный удар о деформируемый барьер на скорости 56 километров в час. Причем соприкосновение происходит не по всему фронту. Препятствие смещено относительно линии движения потому, что многие водители, как показывает статистика, успевают в большинстве случаев несколько свернуть. Если такое испытание не будет выдержано, то в продажу автомобиль просто не поступит.

    Что касается “звезд безопасности”, то их ввела независимая организация Euro NCAP, повысившая в 2009 году скорость при ударе до 64 километров в час. Эти испытания — дело сугубо добровольное, можно и пожалеть машинки, но тогда прощайте магически действующие на потребителя “звездочки”.

    Примерно такие же стандарты действуют и в США. Однако производители автомобилей по обе стороны океана быстро раскусили устройство “экзаменационных билетов” и стали специально проектировать авто на успешную сдачу нормативов.

    Но главное даже не в этом, потому что никто доподлинно не может сказать, насколько эти нормативы соответствуют реальным условиям ДТП. Можно ведь въехать и не во встречную машину с суммарной скоростью 64 километра в час, а в бетонный забор, столб, столкнуться с лосем, перевернуться, получить удар в багажник… Так что и по пяти законно полученным “звездам” можно только гадать, как именно поведет себя кузов в ситуации, не предусмотренной стандартным тестом.

    Возьмем, например, страшный случай подъезда легковушки под тяжелый грузовик. При стандартных краш-тестах главную роль играет передок, принимающий на себя удар. На передние же стойки ничто непосредственно не воздействует. В рассматриваемом нами случае все наоборот. Передок спокойно уедет аж до задних колес полуприцепа. А справятся ли стойки с ударом о стальной брус? И какие перегрузки будут при этом действовать на водителя? Ясно, тут нужен совсем другой тест, никакого отношения к евронкаповскому не имеющий.

    Впрочем, в развитых странах есть масса организаций, готовых за свой счет провести тот или иной необычный краш-тест и опубликовать его результаты. Прежде всего это крупные европейские автоклубы, такие, например, как ADAC в Германии или ОАМТС в Австрии. Здесь накоплена статистика всевозможных ДТП, и потому периодически проверяют тот или иной автомобиль на удар о переходящего дорогу дикого кабана (используют, конечно, манекен животного) или исследуют, что случится, ежели малютка Smart лоб в лоб влетит в “шестисотый”.

    Наконец, некоторым производителям автомобилей просто самим интересно знать, что будет, если… Поэтому, например, на центр исследования безопасности Volvo они денег не пожалели. Там вам смоделируют любые возможные коллизии, снимая происходящее сверхскоростными камерами даже снизу сквозь прозрачный пол.

    Скептики могут сказать, что все и так очевидно, не стоит бить дорогой автомобиль и еще более дорогие, напичканные датчиками манекены. Но тут все не так просто. На Западе очень хорошо умеют считать деньги, и там прекрасно развит страховой бизнес. Скажем, педантичный немец в обязательном порядке застрахует не только свой автомобиль, но и свою жизнь, здоровье, причем с оговоркой самых различных ситуаций. Поэтому страховые компании по итогам краш-тестов и стараются заранее точно определить, во сколько выльется ремонт поврежденного автомобиля и стоимость лечения.

    Доходит до курьезов. По воле страховщиков испытатели смоделировали ситуацию, когда легковой автомобиль на скорости 80 километров в час налетел на свиноматку с выводком поросят, переходивших лесную дорогу. Первых интересовал вопрос, надо ли пытаться уйти от столкновения, подвергая себя риску улететь либо в кювет, либо на встречную полосу, или лучше все же сбить животное?

    И они пришли к выводу, что лучше последнее. Это минимальные потери — ремни и подушки уберегли водителя и пассажиров даже от синяков, хотя машину и пришлось списать (передок вдребезги). Кстати, ежегодно в Германии регистрируется до трех тысяч подобных случаев. При этом погибают почти 30 человек. Непристегнутых…

    Или, например, когда из Америки стали привозить в Европу новомодный самокат Segway, встал вопрос, можно ли допускать его на общественные тротуары. Все-таки гражданин, несущийся стоя со скоростью до 20 километров в час, может натворить немалых бед (общий вес этого “ядра” достигает 165 килограммов). Или не может?

    Ответить взялась страховая компания UDV, организовав наезд на “пешехода” на скорости 15 километров в час. Тут надо пояснить, что в отличие от велосипеда экстренное торможение на Segway невозможно. По итогам теста правительство получило рекомендации: езду по тротуарам разрешить при ограничении скорости до 6 километров в час и обязательно в шлемах.

    Другой тест показал, что непристегнутая плюшевая собачка при столкновении на скорости 50 километров в час превращается в смертоносный снаряд!

    Еще один весьма необычный краш-тест провела Volvo с перспективным электромобилем. С виду это был ничем не примечательный фронтальный удар, вот только вопросы перед исследователями стояли необычные. Дело в том, что литийионная батарея, установленная в центральном туннеле и перед задней осью, весит 300 килограммов. Она еще и взрывоопасна при коротком замыкании. А в идущих от нее проводах не 12, а 400 вольт! Надо было проверить, удержится ли батарея на месте и не убьет ли током седоков, если будет повреждена изоляция? Для этого пришлось разрабатывать специальные манекены: обычные ведь “чувствуют” удары, но только не током.

    Нередко результаты тестов позволяют выдвинуть дополнительные требования к изготовителям автомобилей. Один из них имитировал лобовое столкновение FIAT 500 и Audi Q7. Итальянский малыш как раз перед этим получил высшую оценку безопасности. И в этом тесте его пассажирская ячейка страшный удар выдержала. Вот только внутри никто не “выжил” — слишком велики оказались перегрузки. Узкая машинка влетела между продольных лонжеронов Audi, не дав им, деформируясь в соответствии с расчетами, поглотить энергию. Отсюда и рекомендация: срочно добавить в конструкцию немецкого внедорожника поперечную структуру, связывающую лонжероны.

    Подобный итог дал краш-тест с наездом легковушки на грузовик сзади. При этом противоподкатный брус, имевший все необходимые сертификаты, просто… отогнулся вверх и не выполнил своей спасительной роли. Машина влетела под грузовик, ее верхние стойки срезало, словно бритвой, вместе с головой манекена. Отсюда и требование — срочно пересмотреть стандарты в части крепления бруса. Надо сказать, что в Европе производители не могут просто отмахнуться от таких требований общественности.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/35513/


Распечатать: Жертвы на алтарь безопасности РаспечататьОставить комментарий: Жертвы на алтарь безопасности Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Жертвы на алтарь безопасности Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007