Распечатать: Благие намерения РаспечататьОставить комментарий: Благие намерения Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Благие намерения Посмотреть комментарии

15 октября 2010

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Благие намерения

    Обещания решить проблемы образования — козырные карты в любой предвыборной кампании. Так обстоят дела и в благополучной Швеции, и в каком–нибудь Буркина Фасо, где основная часть населения неграмотна. Кыргызстан в этом смысле не исключение.

    Про нашу систему образования можно говорить долго и нудно, а можно ограничиться одним афоризмом: пациент скорее мертв, чем жив. Так что же собираются сделать партии, получившие вожделенные мандаты в новый Жогорку Кенеш, чтобы реанимировать нашего пациента?

    Увы, ничего конкретного. Многие из них говорят только о том, КАКИМ должно быть образование. Но мало кто продумал, КАК это сделать.

    Например, партия “Ата–Мекен” ограничилась лозунгами типа: “Каждому ребенку — детсад! Школьный учитель — основной объект заботы государства!” Воплощать намеченное в жизнь будут Россия и Индия. По крайней мере, таковы планы партии. “Провести переговоры с РФ о предоставлении грантов на переподготовку и повышение квалификации кыргызских учителей. Провести переговоры с РФ об открытии пунктов по приему ЕГЭ с целью подтягивания уровня ОРТ и предоставления возможности поступления наших абитуриентов в российские вузы. Провести переговоры с Индией на предмет участия их в государственной программе компьютеризации школ”. Эти и подобные идеи вполне серьезно названы стратегией развития отрасли. А ведь лидер “Ата–Мекена” Омурбек Текебаев начинал свой трудовой путь учителем физики в сельской школе. Он сеял разумное, доброе, вечное в течение десяти лет! Казалось бы, этот человек должен понимать, что чужими руками светлого будущего не построить.

    Не рассчитывает на свои силы и СДПК. По их задумке наши проблемы должен решать Гарвард.

    — Есть же опыт реформирования системы образования, успешно проведенный в Южной Корее. У нас уже налажены связи с разработчиками южнокорейской модели реформирования образовательной сферы, которые в настоящее время работают в Гарвардском университете в США. После победы на выборах мы их обязательно пригласим в Бишкек, — пообещал лидер СДПК Алмазбек Атамбаев.

    Правда, Алмазбек Атамбаев умолчал, что в Южной Корее расходуют на систему образование 20 процентов ВВП. А мы в этом вопросе стоим на одной ступени с Нигерией и Непалом.

    “Ата–Журт” посулила выступить “с законодательной инициативой о введении в учебные программы школ и высших учебных заведений специальных курсов по изучению истории кыргызов — единого и неделимого этноса, внесшего огромный вклад в сокровищницу мировой культуры”. Интересная мысль, вот только зачем ломиться в открытую дверь? Такой курс уже давно преподается в наших школах с пятого класса. Называется он история Кыргызстана. И про неделимый этнос, и про вклад в сокровищницу там уже есть. Другое дело, что параллельно школьники изучают мировую историю и могут сравнивать вклады, скажем, греков, римлян, англичан и кыргызов. Сравнение, скажем честно, не в нашу пользу. Но эту проблему в законодательном порядке не решить. Разве что, отменив курс мировой истории, что вряд ли назовешь реанимацией системы образования.

     Кроме того, партия “Ата–Журт” обещала в два раза поднять зарплаты учителям. Поднять доходы педагогов намерена и партия “Республика”. Конкретных цифр названо не было, но речь шла о достойной жизни. Республиканцы намерены сделать ставку также на интернет–технологии.

    Партия “Ар–Намыс” полагает, что новые поколения кыргызстанцев не должны расти безграмотными и невежественными. Ради этой цели партия планирует провести целый комплекс реформ. Но не в первую очередь. Сначала экономика и стабильность. Остальное приложится.

    Итак, если верить обещаниям партий–победительниц, то работники системы образования уже могут готовиться к повышению зарплат. Это обещали все мандатодержатели. Во–вторых, нашу систему образования ждут новые реформы. Это будет касаться как системы обеспечения учебными пособиями (здесь возможны варианты от версии “один ученик — один компьютер” до “вернуть арендную плату за школьные учебники), так и принципов преподавания (сами принципы никто не сформулировал). Само образование станет комплексным — от детского сада и до вуза. В–третьих, все получат равные возможности для получения современного образования, а талантливые дети обретут всяческую поддержку со стороны государства.

    Проверить, как воплощается намеченное в жизнь, страна сможет уже в ближайшее время. Жогорку Кенеш приступит к работе до конца месяца. Правда, сначала будет не до проблем образования. Прежде победители поделят кресла.

    Педсовет

    Фарида Рыскулуева, консультант ЮНИСЕФ по вопросам образования 

    — По заказу Министерства образования и науки КР ЮНИСЕФ подготовил аналитический документ, предполагающий три варианта развития системы образования республики: традиционный, полное реформирование, частичное реформирование (“МСН” рассказывала о документе в номере за 9 сентября. — Авт. ). Этот проект будет представлен на рассмотрение новому Жогорку Кенешу. Естественно, решать будут депутаты, но лично я полагаю, что нам необходимо полное реформирование.

     Особое мнение

    Роза Отунбаева, президент КР (из выступления на торжественном мероприятии, посвященном Дню учителя).

    — Необходимо повышать заработную плату педагогам, при этом отказаться от оплаты по единой тарифной сетке и перейти к трем видам выплат — гарантированной, компенсационной и стимулирующей, ориентированной на конечный результат работы педагога. Кроме того, необходимо оказать поддержку подушевому финансированию системы образования.

    Новый тип стандарта обучения — рамочный национальный куррикулум — должен обновляться каждые пять лет. Необходимо переходить к государственно–общественному управлению образованием. Создавать наблюдательные и попечительские советы. С появлением попечительских советов, а их сегодня около 174, стало возможным подлинное партнерство школы с родителями и сообществом. Привлекаемые добровольные средства и любая финансовая помощь должны зачисляться только на специальный счет школы. Таким образом, контроль законности и целевого использования добровольных взносов и другой финансовой помощи будет осуществлять не только попечительский совет общеобразовательной организации, но и органы государственной власти.

    Необходимо восстановить — с учетом накопленного в мире опыта — со следующего учебного года практику аренды учебников. Конечно, в схеме сбора арендной платы будут предусмотрены льготы семьям, нуждающимся в социальной поддержке. Фонд будет иметь целевой счет в банке, на который будут поступать средства, полученные за аренду учебников, и с которого они могут быть направлены только на разработку или издание учебников.

    Также нужно рассмотреть возможность передвинуть начало учебного года с 1 сентября на более поздний срок. Это необходимо сделать по различным причинам. В первую очередь, потому что Кыргызстан является южной страной, в которой развито сельское хозяйство и осенью начинается пора сбора урожая, на который привлекается молодое население. Давайте продвинем начало учебного года как минимум на середину сентября. При этом будет создана программа обучения, которая была бы равномерно распределена на весь учебный год.

    По адресу

    Партии, вошедшие в новый Жогорку Кенеш, призывают активно осваивать Интернет как образовательное пространство. Между тем МОиН — одно из немногих министерств республики, у которого нет собственного сайта.

    Впрочем, в этой области все–таки наблюдается прогресс. Появился собственный интернет–ресурс у Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына — www.universiy.kg. Активно функционирует первый образовательный портал республики — academia.kg. Есть свой сайт и у Национальной библиотеки — nlkr.gov.kg.

    Однако большинство школ не могут воспользоваться этими ресурсами, в первую очередь из–за нехватки компьютеров. Однако даже при их наличии лишь немногие школы имеют выход в Интернет.

    На свой аршин 

    Реформы в системе образования проводятся в республике давно. Аскар Акаев делал ставку на высшее образование, он называл это интеллектуальным потенциалом страны, который должен привести республику к процветанию. Незадолго до своего бегства он озвучил очередную образовательную программу “Развитие инженерного образования в КР”, где ставил задачу увеличения доли выпуска инженеров до 40% от общего количества выпускников вузов республики.У Бакиева руки до образования дошли только в 2009 году. Тогда он огласил свою концепцию реформирования системы образования, где предположил, что республика могла бы стать неким образовательным центром для молодежи всего Центрально–Азиатского региона. В своей концепции он отметил, что нужно делать, а чего делать нельзя. Документ получился весьма объемный.

    Проводились и мелкие реформы, инициированные донорами. В частности, с 2000 по 2008 год Европейская Комиссия выделила более 5 миллионов евро на реализацию проектов в системе высшего образования. Только в 2005 году Азиатский банк развития выделил 15,5 млн долларов США для образовательного проекта, кроме того, АБР выделял весьма крупные суммы на проведение целого ряда дополнительных реформ.

    Теперь нашу систему образования ждут новые изменения. 

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/33604/


Распечатать: Благие намерения РаспечататьОставить комментарий: Благие намерения Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Благие намерения Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007