Распечатать: Клара Кабилова: Я готова работать нянечкой в Бишкекском доме малютки (эксклюзивное интервью) РаспечататьОставить комментарий: Клара Кабилова: Я готова работать нянечкой в Бишкекском доме малютки (эксклюзивное интервью) Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Клара Кабилова: Я готова работать нянечкой в Бишкекском доме малютки (эксклюзивное интервью) Посмотреть комментарии

15 мая 2009

СКАНДАЛЫ

Клара Кабилова: Я готова работать нянечкой в Бишкекском доме малютки (эксклюзивное интервью)

Экс-глава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов в Кыргызстане Клара Кабилова исчезла из страны громко, с сенсационным заявлением в адрес властей. Последовал скандал. Скандал, правда, из ее отъезда не преминула слепить оппозиция. Но не получилось. О побеге главы ЦИК КР быстро все позабыли. Спустя восемь месяцев Клара Кабилова уже не так громко вернулась на родину. Она дала эксклюзивное интервью ИА "24. kg".

- Кла­ра Са­ма­тов­на, боль­ше по­лу­го­да в Мос­к­ве - это мно­го. Чи­та­ли? Хо­ди­ли в те­а­т­ры? Или пе­ре­ос­мыс­ли­ва­ли жизнь?

- По­на­ча­лу от все­го от­клю­чи­лась. Ни на что не бы­ло сил. По­том, ко­неч­но, ог­ля­де­лась. В те­атр хо­ди­ла. Вот в "Лен­ком" схо­ди­ла, на­при­мер, на «"Юно­ну" и "Авось"», дав­но меч­та­ла.

- Спек­такль и вправ­ду со­звуч­ный ва­ше­му то­г­даш­не­му на­стро­е­нию, да?

- Это вер­но. Но не ска­жу, что рас­кис­ла. Ста­ра­лась се­бя за­ни­мать. По­смо­т­ре­ла по всем те­ле­ка­на­лам, на­вер­ное, все се­ри­а­лы. Чи­та­ла мно­го, в том чис­ле на­уч­ную ли­те­ра­ту­ру. В Мос­к­ве и ре­ши­ла, что бу­ду пи­сать док­тор­скую дис­сер­та­цию. У нас же как при­ня­то? Пос­ле от­став­ки все пи­шут ли­бо док­тор­скую, ли­бо ме­му­а­ры (сме­ет­ся).

На де­тей сво­их по-на­сто­я­ще­му взгля­ну­ла. Впер­вые уви­де­ла, как они вы­рос­ли.

- Они бы­ли в кур­се ва­ших дел?

- Не в по­дроб­но­с­тях. Я во­об­ще ста­ра­юсь дер­жать де­тей по­даль­ше от сво­их проб­лем, свя­зан­ных с ра­бо­той.

- Тем не ме­нее они что-то зна­ли? Как-то ре­а­ги­ро­ва­ли на скан­дал?

- Млад­шая дочь ска­за­ла: "Ма­ма, ес­ли ты еще ку­да-ни­будь пой­дешь ра­бо­тать, не де­лай, по­жа­луй­ста, ни­ка­ких за­яв­ле­ний, не на­тво­ри что-ни­будь". Очень рва­лись до­мой и стар­шая, и млад­шая.

- А вы рва­лись?

- Да, я са­ма по­раз­илась... Ведь я и учи­лась, и ра­бо­та­ла дол­гие го­ды в ос­нов­ном вне Кыр­гыз­ста­на. Но ни­ко­г­да я так не стре­ми­лась до­мой, как в это вре­мя. Млад­шей как-то ска­за­ла, что мы ос­та­ем­ся в Рос­сии, при­ни­ма­ем граж­дан­ство, уко­ре­ня­ем­ся. А она, мол, угу, это ты ре­ши­ла; рань­ше мы не зна­ли, что та­кое Ро­ди­на, жи­ли спо­кой­но в Мос­к­ве. А те­перь нет. Ма­моч­ка, не ос­та­нем­ся. Пос­ле то­го как мы уз­на­ли Ис­сык-Куль, Са­ры-Че­лек, солн­це, я по­ня­ла, что это очень се­рь­ез­но, дру­гое по­ни­ма­ние ре­аль­но­с­ти.

Хо­чу ска­зать, что мы, кыр­гыз­стан­цы, кро­ме сво­ей стра­ны и сво­е­го на­ро­да, ни­ко­му не нуж­ны. И, в прин­ци­пе, ни од­на стра­на не за­ме­нит нам Ро­ди­ну. Стар­шая дочь мне ска­за­ла: "Ес­ли не раз­ре­шишь по­ехать на лет­ние ка­ни­ку­лы на Ис­сык-Куль, пеш­ком пой­ду, и пле­вать мне на твою по­ли­ти­ку..."

...У ме­ня от­ец тя­же­лоболь­ной, ему сей­час 80 лет...

- Кста­ти, ро­ди­те­ли вас не осуж­да­ли?

- Они все­г­да ве­рят в то, что я пра­виль­но по­сту­паю. Ма­ма, прав­да, уп­рек­ну­ла, мол, ты же ни­че­го пло­хо­го от Кур­ман­бе­ка Ба­ки­е­ва не ви­де­ла...

- Кла­ра Са­ма­тов­на, вы же по­ни­ма­е­те, что те­му, на­вер­ня­ка не­при­ят­ную, обой­ти мы не мо­жем? Что про­изо­шло на са­мом де­ле? Тут не­ко­то­рые на пол­ном се­рь­е­зе за­да­ва­лись во­про­сом: на ко­го вы ра­бо­та­ли, в ка­кой спец­служ­бе слу­жи­ли?

- Про­изо­шло то, что про­изо­шло. За мной ник­то не сто­ял. У ме­ня нет же­ла­ния шу­тить над эти­ми глу­пы­ми слу­ха­ми. Дру­гое де­ло, что на­шлось мно­го сил, же­ла­ю­щих ис­поль­зо­вать ме­ня, мой по­сту­пок в сво­их ин­те­ре­сах. Но бы­ли и дру­гие, ко­то­рые го­то­вы бы­ли ока­зать под­держ­ку. Хо­те­ла бы, поль­зу­ясь слу­ча­ем, по­бла­го­да­рить всех, кто мо­раль­но ме­ня под­дер­жал.

- Ка­ких сил?

- Раз­ных. Не го­то­ва го­во­рить по­дроб­но­с­ти... Ну та же оп­по­зи­ция, дру­гие. Я по­чув­ство­ва­ла во­круг се­бя мощ­ную не­здо­ро­вую су­е­ту. На ме­ня на­па­ли, как на жа­ре­ное.

А о чем я го­во­ри­ла? Я го­во­ри­ла о вла­с­ти, о мо­ра­ли, о пра­вах че­ло­ве­ка. Об от­но­ше­нии вла­с­ти и че­ло­ве­ка. Где же гра­ни­цы, за ко­то­рые нель­зя пе­ре­сту­пать ни­ко­му? Что та­кое до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка?

Кыр­гыз­стан на­хо­дит­ся на пе­ре­ход­ном эта­пе, но в раз­ви­тии. У нас есть раз­ви­тие де­мо­кра­тии, по­ни­ма­ние прав че­ло­ве­ка, до­сто­ин­ство об­ще­ства. Де­мо­кра­ти­че­с­кие ос­но­вы за­ло­же­ны Ас­ка­ром Ака­е­вым, а даль­ше? Даль­ше ор­га­низм на­ше­го го­су­дар­ства не при­нял ав­то­ри­тар­ных прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ствен­ной си­с­те­мы. Это вы­ли­лось в со­бы­тия 24 мар­та 2005 го­да. И этот про­цесс про­дол­жа­ет­ся. В на­шем об­ще­стве рас­тет пра­во­со­зна­ние. А как его ис­поль­зо­вать в по­ли­ти­че­с­ких бит­вах? Ни­как. Это про­цесс. Слож­ный, кон­фликт­ный про­цесс ро­с­та.

- Вы чи­та­ли о се­бе в прес­се, в Ин­тер­не­те?

- Не сра­зу. Дол­го от­хо­ди­ла. Я так ус­та­ла от все­го, что про­изо­шло со мной за по­след­ний год, от­клю­чи­ла все - те­ле­фо­ны, те­ле­ви­зор, Ин­тер­нет. По­том уже пе­ре­ли­с­та­ла зад­ним чис­лом кое-ка­кую прес­су...

- Го­во­ри­ли, что вы скры­ва­е­тесь по явоч­ным ад­ре­сам, что вас ра­зы­с­ки­ва­ли спец­служ­бы КР.

- Ерун­да. Я жи­ла в Мос­к­ве у дру­зей. Уе­ха­ла поч­ти без де­нег, ве­щей, и они по­мог­ли мне, да­ли при­ют. Най­ти ме­ня бы­ло неслож­но. Ес­ли бы хо­те­ли, на­шли.

- По­лу­ча­ет­ся, вы во­все не скры­ва­лись?

- По­ни­ма­е­те, я уе­ха­ла, по­то­му что на­хо­ди­лась в та­ком пси­хо­ло­ги­че­с­ком со­сто­я­нии... Ко­г­да есть же­ла­ние за­крыть дом и сме­нить об­ста­нов­ку. А по­том, уже в Мос­к­ве, не вы­хо­ди­ла на связь, про­сто не хо­те­ла ни­ко­го ни ви­деть, ни слы­шать. По­ни­ма­ла, что пре­зи­дент КР чув­ству­ет, в ка­ком со­сто­я­нии я на­хо­жусь...

- Да, а по­том ви­део­за­пись ва­ше­го об­ра­ще­ния об­на­ро­до­ва­ли на пресс-кон­фе­рен­ции в Биш­ке­ке...

- В каж­дой ци­ви­ли­зо­ван­ной стра­не че­ло­век, ес­ли ему уг­ро­жа­ют, де­ла­ет по­доб­ное. И я, как нор­маль­ный че­ло­век, за­пи­са­ла свою речь на мо­биль­ный те­ле­фон, что­бы в слу­чае че­го зна­ли мою по­зи­цию. Я ис­пу­га­лась. Это нор­маль­ная жен­ская ре­ак­ция.

- Ска­жи­те от­кро­вен­но, так вам зво­нил или не зво­нил сын гла­вы го­су­дар­ства?

- Мне так по­ка­за­лось.

- Что? Го­лос, по­хо­жий на го­лос сы­на пре­зи­ден­та?

- Он пред­ста­вил­ся.

- Ну по­нят­но. То­г­да у мно­гих жур­на­ли­с­тов бы­ли скеп­ти­че­с­кие по­до­зре­ния, по­то­му что не бы­ло ни ви­део, ни ау­дио­за­пи­си, сви­де­те­лей хо­тя бы...

- Это го­во­рит толь­ко о том, что у ме­ня и не бы­ло в мыс­лях за­те­вать скан­дал, что­бы он пе­ре­рос во что-то се­рь­ез­ное. И по­вто­рю: за мо­ей спи­ной не бы­ло ни­ка­ких сил, ко­то­рые бы ме­ня под­тал­ки­ва­ли или на­прав­ля­ли.

Я бы­ла на­пу­га­на уг­ро­зой, ко­то­рая, мне так по­ка­за­лось, бы­ла оз­ву­че­на сы­ном пре­зи­ден­та.

- То есть вы не зна­е­те го­ло­са сы­на Кур­ман­бе­ка Ба­ки­е­ва? Сам Мак­сим Ба­ки­ев то­г­да ска­зал прес­се, что ви­дел вас все­го раз в жиз­ни, и то го­да за два-три до со­бы­тий.

- Я сей­час все до­пу­с­каю. Но Мак­сим Ба­ки­ев прав. Мы ви­де­лись один раз. Сей­час, ко­г­да я от­ош­ла от ис­пу­га, про­ана­ли­зи­ро­ва­ла все про­ис­шед­шее, мо­гу толь­ко при­знать, что его го­лос мне хо­ро­шо не зна­ком. В кон­це кон­цов, мо­жет, это был не­кий са­моз­ва­нец?

В Мос­к­ве, ко­г­да я все это вспо­ми­на­ла, я-то на пол­ном се­рь­е­зе ду­ма­ла, а вдруг это ро­зы­г­рыш Вал­ди­са Пель­ша или Мак­си­ма Гал­ки­на.

- Вы это сей­час се­рь­ез­но ут­вер­жда­е­те?

- Пой­ми­те ме­ня пра­виль­но, пред­ставь­те мое ок­ру­же­ние. Есть ве­щи, ко­то­рые, по­ни­ма­е­те, мож­но объ­яс­нить, толь­ко за­ле­зая в де­б­ри че­ло­ве­че­с­кой пси­хо­ло­гии. Для ме­ня это преж­де все­го пси­хо­ло­ги­че­с­кая и фи­зи­че­с­кая ус­та­лость пос­ле че­ре­ды вы­бор­ных кам­па­ний. Во­об­ще ме­ня на­до за­не­сти в Кни­гу ре­кор­дов Гин­нес­са как че­ло­ве­ка, про­вед­ше­го за один год три из­би­ра­тель­ных ме­ро­при­ятия. Это 2 ты­ся­чи из­би­ра­тель­ных участ­ков, боль­шая обу­ча­ю­щая про­грам­ма, ко­то­рая ка­са­лась и су­деб­ных, и пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов, и граж­дан­ско­го со­об­ще­ства, не­пра­ви­тель­ст­вен­но­го сек­то­ра. Все это бы­ло впер­вые.

Из­би­ра­тель­ная си­с­те­ма тре­бо­ва­ла ка­че­с­т­вен­но­го из­ме­не­ния, что­бы вне конъюнк­ту­ры - Ака­ев се­год­ня у вла­с­ти или Ба­ки­ев, вне за­ви­си­мо­с­ти от лич­но­с­ти, но что­бы ма­ши­на ра­бо­та­ла не­за­ви­си­мо, са­ма по се­бе. Она долж­на ра­бо­тать толь­ко в ин­те­ре­сах из­би­ра­те­ля. Это ги­гант­ский труд. Плюс на мо­ем со­сто­я­нии ска­зал­ся пе­ри­од, свя­зан­ный с за­се­да­ни­ем по во­про­су Ишен­бая Ка­дыр­бе­ко­ва с ка­ки­ми-то стран­ны­ми звон­ка­ми.

- Опять? А кто зво­нил?

- По­на­ча­лу я не вни­ка­ла да­же, толь­ко слы­ша­ла, что мне кто-то уг­ро­жа­ет и это свя­за­но с Ка­дыр­бе­ко­вым.

Мы сде­ла­ли все по за­ко­ну. А по за­ко­ну за­ре­ги­с­т­ри­ро­ван­ный кан­ди­дат дол­жен вы­пол­нять свои обя­за­тель­ст­ва: ве­с­ти пред­вы­бор­ную аги­та­цию, встре­чать­ся с из­би­ра­те­ля­ми и так да­лее. По­ни­ма­е­те, функ­ции су­дов мы не вы­пол­ня­ем. А вы­пу­с­кать Ка­дыр­бе­ко­ва или не вы­пу­с­кать - это не на­ше де­ло. И мы это за­фик­си­ро­ва­ли в сво­ем по­ста­нов­ле­нии на том за­се­да­нии. Пос­ле че­го и про­зву­чал оче­ред­ной зво­нок. Че­ло­век пред­ста­вил­ся Мак­си­мом. И все. Я, уже на­кру­чен­ная, во­круг ор, тя­же­лая ат­мо­сфе­ра... По­чув­ство­ва­ла, что сры­ва­юсь. Все как в бре­ду...

- Ко­г­да вы сбе­жа­ли, мно­гие вы­ска­зы­ва­ли со­чув­ствие вам, но го­во­ри­ли и о том, что не ве­рят в ва­шу прин­ци­пи­аль­ность. На­при­мер, пос­ле то­го, как вы про­ве­ли, ци­ти­рую Ми­ро­сла­ва Ни­я­зо­ва, "са­мые гряз­ные вы­бо­ры в ис­то­рии стра­ны"...

- Вы­бо­ры бы­ли нор­маль­ны­ми. Про­зрач­ны­ми и че­ст­ны­ми. Кста­ти, хо­те­ла бы еще раз по­бла­го­да­рить всех чле­нов из­бир­ко­мов раз­лич­ных уров­ней, ко­то­рые ра­бо­та­ли сут­ки на­про­лет. Из­би­ра­тель­ные ко­мис­сии в пол­ном объ­еме вы­пол­ня­ли свои тех­ни­че­с­кие функ­ции. Лег­ко вы­дви­гать пре­тен­зии, и я са­ма мо­гу Ми­ро­сла­ву Ни­я­зо­ву предъ­явить их как быв­ше­му се­к­ре­та­рю Со­ве­та без­опас­но­с­ти или дру­гим чи­нов­ни­кам.

Ас­кар Ака­ев три сро­ка си­дел на сво­ем по­с­ту, на­вер­ное, не без их уча­с­тия. В те­че­ние 15 лет на раз­лич­ных ре­фе­рен­ду­мах столь­ко раз вно­си­ли из­ме­не­ния в Кон­сти­ту­цию, что от Ос­нов­но­го за­ко­на 1993 го­да не ос­та­лось ни­че­го. Как я мог­ла спо­соб­ство­вать фаль­си­фи­ка­ци­ям на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах, ес­ли в них уча­с­т­во­ва­ли 20 ты­сяч ме­ст­ных на­блю­да­те­лей, 600 меж­ду­на­род­ных, да еще во всех ко­мис­си­ях си­де­ли пред­ста­ви­те­ли прак­ти­че­с­ки всех ве­ду­щих пар­тий. Как при та­ком кон­т­ро­ле мож­но бы­ло ма­ни­пу­ли­ро­вать и под­та­со­вы­вать? Мы бы по­лу­чи­ли то же, что в мар­те 2005-го.

Не хо­те­ла бы все пер­со­ни­фи­ци­ро­вать и пе­ре­во­дить наш раз­го­вор в стиль "сам та­кой". Ду­маю, что в об­ще­стве при­шло по­ни­ма­ние: на­ста­ло вре­мя, ко­г­да не­об­хо­ди­мо го­во­рить об от­вет­ствен­но­с­ти из­би­ра­те­ля, об ин­ди­ви­ду­аль­ной граж­дан­ской от­вет­ствен­но­с­ти. Мы - мо­ло­дое го­су­дар­ство, нам 20 лет, это 20 се­кунд в ис­то­рии че­ло­ве­че­с­т­ва. У нас нор­маль­ное раз­ви­тие мо­ло­дой стра­ны, стре­мя­щей­ся к ус­та­нов­ле­нию де­мо­кра­ти­че­с­ких ос­нов.

- Мно­гие жда­ли вас в ла­ге­ре оп­по­зи­ции с че­мо­да­на­ми ком­про­ма­та. Это­го не про­изо­шло. По­че­му?

- Я не ра­бо­таю и ни­ко­г­да не ра­бо­та­ла лич­но на Ака­е­ва или на Ба­ки­е­ва. Я ра­бо­таю на го­су­дар­ство, слу­жу ему и ис­поль­зо­вать се­бя в чьих-то ко­ры­ст­ных ин­те­ре­сах ни­ко­му ни­ко­г­да не по­зво­лю. В за­щи­ту оп­по­зи­ции ска­жу, что, не­смо­т­ря на ее ны­неш­нее со­сто­я­ние, она нуж­на го­су­дар­ству. Силь­ное граж­дан­ское об­ще­ство, силь­ные оп­по­зи­ци­он­ные пар­тии - это не бе­да и го­ло­вная боль для вла­с­ти, а ее си­ла и до­сти­же­ние. Без оп­по­зи­ции и оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий мы - фе­о­даль­ное об­ще­ство.

- Что ска­же­те о пред­сто­я­щих пре­зи­дент­ских вы­бо­рах, ведь уже раз­да­ют­ся го­ло­са, за­ра­нее объ­яв­ля­ю­щие ре­зуль­та­ты го­ло­со­ва­ния не­ле­ги­тим­ны­ми?

- Оп­по­зи­ци­он­ная эли­та КР не пра­ва в од­ном: ес­ли ты не ве­ришь в вы­бо­ры - не иди на них. А то здесь я ве­рю, а здесь не ве­рю, тут пой­ду, там не пой­ду. На мой взгляд, во­прос мог ста­вить­ся ина­че: я ли­дер пар­тии, я пой­ду на вы­бо­ры, я про­ве­рю от­дан­ные за ме­ня го­ло­са, а по­том я и мои из­би­ра­те­ли бу­дем де­лать вы­во­ды.

- Кла­ра Са­ма­тов­на, ска­жи­те, чем пла­ни­ру­е­те за­ни­мать­ся те­перь? Биз­не­сом, по­ли­ти­кой?

- Ну от биз­не­са я очень да­ле­ка. Во-пер­вых, дис­сер­та­ци­ей зай­мусь. Я не бо­юсь ра­бо­ты. Ска­жем, в ЦИК мы ку­ри­ро­ва­ли дом ма­лют­ки. И ес­ли там нуж­ны со­труд­ни­ки, я го­то­ва пой­ти ту­да ра­бо­тать хоть ня­неч­кой.

     ИА "24. kg".


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/27736/


Распечатать: Клара Кабилова: Я готова работать нянечкой в Бишкекском доме малютки (эксклюзивное интервью) РаспечататьОставить комментарий: Клара Кабилова: Я готова работать нянечкой в Бишкекском доме малютки (эксклюзивное интервью) Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Клара Кабилова: Я готова работать нянечкой в Бишкекском доме малютки (эксклюзивное интервью) Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007