Распечатать: Страсти вокруг халявына тоях и похоронах РаспечататьОставить комментарий: Страсти вокруг халявына тоях и похоронах Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Страсти вокруг халявына тоях и похоронах Посмотреть комментарии

23 января 2009

ОБЩЕСТВО

Страсти вокруг халявына тоях и похоронах

    Статья о расходах на праздники и похороны вызвала перепечатки и отклики в регионах, что свидетельствует не только об актуальности проблемы, но и о том, что она дошла до той стадии, когда уже нельзя от нее просто отмахнуться. Международные организации и неправительственный сектор также не остались в стороне от этих споров и дискуссий, взглянув на проблему под другим углом зрения. Выяснилось, что колоссальные расходы на тои и поминки не только наносят огромный вред экономике Кыргызстана, съедая сумму, эквивалентную годовому республиканскому бюджету, но и являются одним из главных виновников развития сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов (по этим показателям Кыргызстан занимает лидирующее место в мире), а также основной причиной низкой пищевой безопасности, особенно в сельских регионах, где, как известно, проживает 70% населения страны, которое в наибольшей степени подвержено этим традициям.

Именно празднично-похоронные коллективные застолья являются причиной большинства пищевых отравлений, расстройств, заражений и болезней желудочно-кишечного тракта жителей регионов и в особенности детей. В этом же причина распространения таких недугов, как сибирская язва, бруцеллез, туберкулез, всевозможные паразитарные заболевания.

    По словам эксперта общественной организации "Инсан-Лейлек" Сагынбека Сейдалиева, главный упор в проведении кампании по повышению санитарно-гигиенических норм и профилактики всех этих болезней, если мы хотим добиться реальных положительных результатов, следует делать именно на то, как проводятся все эти тои и прочие пышные мероприятия. Конечно, кыргызы и другие народы региона и в годы советской власти вели примерно такой же образ жизни. Проведение массовых застолий не запрещалось в республике, но и не приветствовалось. К тому же люди в те годы, в особенности сельчане, много работали и было не так-то просто принимать участие во всех этих обрядах. Но после обретения незавивисимости эти акции стали по-настоящему массовыми и абсолютно неподконтрольными. Можно сказать определенно, что свобода и независимость подхлестнули все эти низменные инстинкты - обжорство, праздность, склонность к разгульному образу жизни. А если к этому добавить существенное ухудшение медицинского обслуживания, затянувшийся кризис в здравоохранении, массовую сезонную миграцию, то становится понятным резкий рост таких опаснейших заболеваний, как эхиноккокоз (в 30 раз!), малярия, туберкулез и так далее.

    Разумеется, нам не удастся полностью отменить эти коллективные посиделки, когда чуть ли не каждый день у кого-то в деревне происходит той или похороны, иногда несколько таких мероприятий в день, и большинство жителей сел, в том числе и дети, посещают их. Когда готовится еда в одном большом казане, рассчитанном на 300 и более человек. Но следует строго соблюдать даже в таких условиях элементарные гигиенические нормы - отделение сырых продуктов от уже приготовленных, чистота и стерильность используемой посуды, полотенец.

    Как правило, аккуратным хозяйкам вместе с бригадой помощниц удается достичь этих целей, когда речь идет о проведении тоев в каком-то городском кафе или частном доме, где имеется горячая и холодная вода, и кухня оборудована на уровне. Но давайте называть вещи своими именами. Скажем прямо: проведение тех же тоев в глубинке, где нет не только современной кухни, но и питьевой воды, является рассадником инфекций и опасных заболеваний. Почему мы должны умалчивать эти очевидные вещи и скрывать истину? Если бы каким-то чудом удалось отменить все коллективные посиделки по поводу или без всякого повода, то я больше чем уверен, санитарно-эпидемиологическая ситуация в стране заметно улучшилась бы и здоровье нашего народа пошло на поправку. Но пока существуют эти тои в нынешнем неподконтрольном виде, любой благой проект - экономический, экологический или касающийся борьбы с эхиноккокозом или массовыми пищевыми отравлениями - будет обречен на провал. Я говорю то, что знаю. Была проведена массовая дегельминтизация населения Баткенской области и достигнуты определенные позитивные результаты, так вот тои и угрожают свести на нет все эти усилия.

    По словам Лилии Исмановой из Общественного объединения "Кризисный центр "Мээрбан", предстоит срочно провести масштабные курсы санитарно-эпидемиологического ликбеза для тех, кто отвечает за приготовление блюд на этих тоях, поскольку нам не удастся покончить с этой проблемой в ближайшем будущем. В рамках проекта по пищевой безопасности уже выпущены специальные буклеты, которые предупреждают тех, кто готовят еду, о самых опасных моментах, которые могут спровоцировать заражение и распространение инфекции. Эти правила вообще-то просты и понятны всем, их легко соблюдать, когда ты принимаешь гостей в своем доме и у тебя есть холодная и горячая вода на кухне. Но сделать это нелегко, когда ты принимаешь большое количество гостей в каком-то селе, где даже дефицит чистой воды ощущается очень остро. У кыргызской кухни есть важное достоинство - она состоит из горячих супов и вареного в течение нескольких часов мяса. Известно, что подобные блюда являются гигиеничными, даже если исходные продукты, то же мясо, вначале будут зараженными. Отсюда следует основной упор сделать на аккуратности в приготовлении и раздаче пищи, всегда следить за тем, чтобы супы и мясо были горячими и хорошо проваренными, особенно когда речь идет о повторном употреблении мяса или повторном разогреве бульона.

    Скажем, если в гости приходит в первую половину дня 100 человек, а после обеда другая сотня, то при повторном использовании мяса или бульона они обязательно должны быть заново прокипячены, а не подаваться в холодном виде.

    Важно также повысить ответственность тех, кто готовит пищу на этих мероприятиях. В городском кафе в случае отравления ответственность несет повар, то же самое следует предусмотреть и во время проведения коллективных тоев.

    - Посмотрите, как обстоит дело с этим в Мекке и Медине, - отмечает в ноокенской районной газете Алибек Жээнтаев, - куда стекаются во время хаджа миллионы мусульман со всего мира. Там тоже приносятся массовые пожертвования и устраиваются коллективные трапезы. При этом соблюдается идеальная чистота. Это даже удивительно. Мекка находится в самом центре раскаленной пустыни, однако там царит чистота в каждой гостинице, в каждом туалете. Даже в каждом шатре для отдыхающих найдешь холодную и теплую воду для омовения, душ. У нас же в Кыргызстане кругом вода, но ее то и дело не хватает, всякий раз, когда ты хочешь отведать чего-то или привести себя в надлежащий порядок, особенно когда ты в дороге. 

    Так вот, раз у нас нет бытовых условий и лишних денег для проведения этих мероприятий, было бы разумным отказаться от них. Это даже не по-мусульмански и напоминает обряд поклонения своему собственному желудку. Да, лучшим выходом было бы отказаться напрочь от этих тоев, а деньги направить на ремонт дорог, строительство канализации, водопроводной системы, поддержку малообеспеченных и сирот.  Недавно, например, одна большая семья в нашем аиле потеряла почти одновременно отца и мать.  Пятеро детей остались без кормильцев, если не считать старшего сына, который только-только начал работать. Уж этих-то сирот можно было пожалеть и не навязывать им проведение этих обрядов. Так нет же, аксакалы села обязали и их тоже провести эти церемонии: заставили зарезать единственную корову, которая давала молоко. И кто теперь будет отвечать за материальное благополучие этой семьи?

    Но не все так плохо. В соседнем с Ноокенским Базар-Коргонском районе отмечен один из первых случаев судебных разборок. Там тоже два месяца назад произошел случай, когда глава семьи, после гибели одного из родственников публично объявил, что не имеет возможности резать крупную скотину, и заранее предупредил об этом всех сельчан. Тем не менее, как это водится у нас, скотина была одолжена и зарезана без его согласия в долг. Самое интересное началось после похорон, пишет районная газета.  Хозяин пожертвованной скотины пришел требовать свои деньги. Однако тот, кто похоронил своего родственника, отказался это делать. Дело дошло до разборок в районном суде, на котором Фемида приняла вполне справедливое и в чем-то даже историческое решение - компенсацию за пожертвованную скотину заставили выплатить того, кто принял решение о забое скотины. Этот случай стал одной из самых громких сенсаций в регионе. На этом прецеденте многие сельчане, похоже, осознали существование вполне законных путей для решения этих острых проблем, связанных с традициями и обрядами.

    Дело доходит и до курьезов. Некий аксакал преклонного возраста по имени Маматалип Бостонов из села Курулуш Ноокенского района, чтобы освободить своих детей от экономического бремени в связи с проведением похоронных обрядов после своего ухода в мир иной, а также чтобы избежать склок, скандалов и разборок, в том числе и судебных, решил уже при жизни провести этот обряд по полной программе, зарезав скотину и пригласив всех сельчан и друзей, как это положено, на собственные похороны(!). А в будущем, когда наступит его реальная смерть, его детям уже не надо будет идти на эти расходы. 

    "Ноокен таны" в связи с этим отмечает, что два года тому назад в Англии также нашелся человек, который погулял на собственных похоронах, и проводит соответствующие параллели, делая вывод о том, что, похоже, мир - как на Востоке, так и на Западе - постепенно сходит с ума.

    Между тем на страницах городской газеты Оша, на круглых столах тамошнего телевидения с завидным постоянством приводится много доводов как в пользу сохранения, так и против этих обрядов. Если простые граждане воспринимают их как излишество, то люди состоятельные, и в особенности преклонного возраста, выступают решительно против их отмены.

    - Я вырастила шестерых детей, - восклицает 80-летняя Марапат Манапова из Узгена, - почему мои дети не должны резать скотину по случаю моей смерти и провожать меня с честью и достоинством? 

    Аналогичного мнения придерживаются и часть религиозных деятелей - местные молдо, эшены, имамы. Хотя ислам против этих обрядов, о чем неоднократно говорили и продолжают говорить улемы и высшие исламские авторитеты страны. Сельский молдо во время этих процедур является центральной фигурой. Он читает молитву, и ему оказываются самые большие почести. Его во время трапезы сажают на почетное место, дают лучший устукан, предусмотрены и другие подарки - как денежные, так и в виде вещей. Благополучие этой категории граждан, можно сказать, зиждется на этих излишествах и традициях. 

     Это тоже печальный знак нашего времени и еще один веский довод в пользу необходимости проведения радикальных реформ. Только тогда, когда подавляющее большинство людей будут иметь возможность для плодотворной жизни и работы, проснутся от летаргического сна для больших свершений, наше общество наконец-то избавится от гнетущего диктата традиций и живота, столь ярко проявляющегося в нашей сегодняшней любви  к чрезмерным гастрономическим излишествам на тоях и похоронах.

    Президент страны выступал против излишеств и чрезмерных расходов наших чиновников, запретил использовать бюджетные средства на покупку новых служебных автомобилей. Логичным продолжением будет, на наш взгляд, введение жестких ограничений на проведение праздничных и похоронных мероприятий. Поскольку слишком многое завязано на этом и зависит от этого.

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/26226/


Распечатать: Страсти вокруг халявына тоях и похоронах РаспечататьОставить комментарий: Страсти вокруг халявына тоях и похоронах Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Страсти вокруг халявына тоях и похоронах Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007