Распечатать: Томас АЧАКОСО: Государство должно не бороться с трудовой миграцией, а регулировать ее РаспечататьОставить комментарий: Томас АЧАКОСО: Государство должно не бороться с трудовой миграцией, а регулировать ее Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Томас АЧАКОСО: Государство должно не бороться с трудовой миграцией, а регулировать ее Посмотреть комментарии

11 ноября 2008

ПЕРСОНЫ

Томас АЧАКОСО: Государство должно не бороться с трудовой миграцией, а регулировать ее

По данным ООН, сегодня в мире примерно 200 миллионов трудовых мигрантов, из них 50 процентов - женщины. В многочисленных докладах ООН и Международной организации труда (МОТ) отмечается, что эти люди живут и трудятся с грубыми нарушениями их основных человеческих и гражданских прав, а их положение называется "рабством нынешних дней". С другой стороны, международный валютный поток, который составляют денежные средства, заработанные трудовыми мигрантами за рубежом и отправленные на родину, является вторым в мире по величине после нефтяного экспорта. Для экономик многих стран доходы от заработков их граждан за рубежом составляют значительную часть валового национального продукта. Так, например, некоторые специалисты отмечают, что "китайское экономическое чудо" стало возможным во многом благодаря трудовым мигрантам. Власти КНР всячески поощряют расселение китайцев. Сохраняя жесткие лимиты на переводы денежных средств за рубеж, правительство КНР сняло любые ограничения на перевод денег из-за рубежа в Китай. Так все-таки зло или благо трудовая миграция? Об этом наш разговор с международным экспертом по вопросам миграции Томасом Ачакосо.

-Неверна сама постановка вопроса. Трудовая миграция - это закономерный процесс, главной движущей силой которого является спрос. В свою очередь этот спрос диктуется экономической и социальной ситуацией в стране назначения. Таким образом, трудовая миграция позволяет решить стране-реципиенту демографические и кадровые проблемы, а стране-донору уменьшить безработицу и стимулировать экономический рост. Так вот, сам этот процесс, как и любой естественный экономический закон, не может быть хорошим или плохим. Хорошей или плохой может быть правовая основа, которая регулирует данный процесс.

    - Значит, Кыргызстан должен смириться с тем, что значительная часть трудоспособного населения республики работает за рубежом?

    - Повторю еще раз: международный рынок труда регулируется законами спроса и предложения, как и другие рынки. Миграция определяется притягивающими в развитых странах и выталкивающими факторами в развивающихся странах. Миграция также многовековое явление, и попытки стран полностью контролировать или остановить этот процесс практически нереальны. А значит, Кыргызстану остается приложить все усилия, чтобы изменить условия, в которых его гражданам приходится жить и работать за рубежом.

    - Как насчет прямых иностранных инвестиций? Разве они не помогут стране создать новые рабочие места и тем самым способствовать уменьшению оттока людей из страны?

    - Так думают международные финансовые институты, например, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития и другие. Они предлагают один и тот же рецепт решения проблем безработицы: чтобы создать больше рабочих мест, необходимо создать благоприятные условия для привлечения прямых иностранных инвестиций. Но никто не говорит, сколько рабочих мест создается в результате привлечения иностранных инвестиций. Сопоставьте огромные деньги, которые иностранные инвесторы вкладывают в экономику страны, с тем количеством рабочих мест, которые они создают. Если инвестор вкладывает миллиарды, а при этом создает всего лишь 600 рабочих мест при количестве безработных в размере 100000 человек. Можно ли таким образом решить проблемы безработицы? На Филиппинах проводили исследование, результаты которого показали: чтобы создать одно рабочее место, инвестор вкладывал 50000 долларов США в экономику. В большинстве же случаев иностранные инвесторы, как и все бизнесмены, стремятся снизить затраты на рабочую силу. Внедряя высокотехнологичное оборудование, они добиваются снижения количества рабочих мест на своих предприятиях. Таким образом, международные финансовые институты должны предоставлять государствам точную информацию о том, сколько рабочих мест можно  создать в результате привлечения иностранных инвестиций.

    - Не получается ли, что наши гастарбайтеры, устремляясь в другие страны в поисках лучшей доли, занимают рабочие места, усиливая тем самым безработицу среди коренного населения?

    - Согласно исследованиям, проведенным в Западной Европе, влияние иммигрантов на уровень занятости невелико. В первую очередь это связано с тем, что приезжие берутся за самую грязную или опасную работу, которую отказываются выполнять местные жители. Например, в Японии значительную часть бюджета многих городов составляют доходы от морской отрасли. Однако молодые японцы не хотят быть моряками. Им не нравится жизнь вдали от семьи в условиях ограниченного пространства. Именно поэтому сегодня большинство людей, занятых в рыбном промысле Японии, - трудовые мигранты. Еще больше гастарбайтеров занято в сфере гостеприимства этой страны. И если сегодня из Японии по каким-либо причинам уедут все трудовые мигранты, то в гостиничной индустрии Страны восходящего солнца наступит коллапс. Кроме того, мигранты заняты в таких отраслях, в которых хоть и есть местные работники, но в разгар сезона ощущается нехватка рабочей силы.

    В общем, борьба за рабочие места происходит не между приезжими и местными, а среди самих иммигрантов. И, кстати, в случае сокращений именно иностранные рабочие первыми оказываются за воротами предприятий и компаний.

    - Но из страны уезжают не только неквалифицированные специалисты. Кыргызстан покинули профессиональные кадры.

    - Мы с вами говорим только о трудовой миграции и не рассматриваем переезд граждан на постоянное место жительства - это совсем другой процесс. Перемещение же специалистов из одной страны в другую в рамках трудовой миграции лишь отражает специфику трудового рынка: если профессионал не востребован в своей стране, то он переедет туда, где его труд стоит больше.

    Конечно, возможны и перекосы, особенно если в странах, которые покидают специалисты, не проводятся реформы: ведь уезжают "мозги" нации именно потому, что не находят себе применения в родной стране.

    Но есть и обратная тенденция. Специалисты, поработавшие за рубежом, возвращаются в родную страну, разумеется, если она готова создать для них благоприятные условия, с деньгами, опытом, связями.

    - Сегодня все больше чиновников Кыргызстана на самом высоком уровне говорят о необходимости вернуть трудовых мигрантов в страну. Чем такая инициатива может обернуться для республики? И вообще, можно ли вернуть мигрантов домой?

    - Как только люди поймут, что на родине на них есть спрос, они вернутся добровольно. А если заставить их вернуться, то в этом случае экономику республики ждет стагнация. Только представьте, что в страну вернутся не менее 500 тысяч людей, которым нужна работа. Кроме того, не забывайте, что сегодня деньги трудовых мигрантов составляют 14 процентов ВВП. Для вашей страны эти деньги жизненно необходимы. Кроме того, трудовая миграция позволяет снизить социальную напряженность, связанную с безработицей.

    - Получается, что правительства бедных стран должны всячески поощрять трудовую миграцию?

    - У этой медали есть и оборотная сторона. Власти стран, зависящих от денежных переводов трудовых мигрантов, начинают свыкаться с мыслью, что деньги и так приходят "из ниоткуда" и нет необходимости проводить реформы в экономике. Это тоже может привести к стагнации.

    - Мы все время говорим о трудовой миграции с точки зрения государства. Не забываем ли мы при этом о судьбе конкретного человека? Например, сегодня тысячи молодых кыргызстанцев вынуждены зарабатывать вдали от своих жен или мужей. Не становится ли это причиной распада многих семей?

    - По этому поводу проводились специальные исследования, которые убедительно продемонстрировали, что в подавляющем большинстве случаев подобные семьи распадались из-за проблем, возникающих ранее, еще до того, как супруг поехал на заработки. Что касается детей из таких семей, то исследование показало, что, как правило, они лучше учатся и демонстрируют более высокий уровень образования. Это происходит потому, что при прочих равных условиях их родители имеют возможность отдать детей в частную школу или нанять репетиторов.

    - Мы, конечно, сколько угодно можем говорить о преимуществах трудовой миграции, но факт остается фактом: сегодня большинство гастарбайтеров, по крайней мере кыргызстанских, вынуждены жить в нечеловеческих условиях. Они подвергаются дискриминации, а нередко становятся жертвами торговли людьми.

    - И здесь мы с вами подошли к самому главному вопросу, ради решения которого и существуют институты типа Международной организации по миграции. Трудовая миграция - крайне сложный процесс, который трудно контролировать, поскольку, как совершенно точно вы отметили, в него вовлечены отдельные личности, каждая из которых имеет свои цели при выезде за рубеж. И тем не менее регулировать эти процессы можно и нужно. Например, на Филиппинах мы это сделали с помощью совершенствования нормативно-правовой базы. Думаю, что это самый верный путь и для Кыргызстана.

    - И какие конкретно законы, на ваш взгляд, помогут нам улучшить ситуацию в этом вопросе?

    - Необходим закон, предусматривающий, что каждый гражданин, выезжающий за границу в целях заработка, должен прийти в соответствующее ведомство внутри республики и зарегистрироваться.

    - Не думаю, что наши граждане поспешат его выполнять.

    - Конечно, такой закон не может быть навязан. Никто не сможет помешать человеку выехать за границу в качестве туриста, а уже потом искать работу. Поэтому данная правовая норма должна быть поддержана своеобразными преференциями. Государство должно оказывать зарегистрировавшимся услуги, которые могут заинтересовать трудовых мигрантов. Кроме того, принимая такой закон, государство тем самым оповещает своих граждан: вы не зарегистрировались, а значит, работаете нелегально. Естественно, что государство обязано оговорить и ту поддержку, которую в случае необходимости оно окажет своим гражданам, находящимся за рубежом легально. В частности, Филиппины, где действует подобный закон, в обязательном порядке вывозят своих трудовых мигрантов, оказавшихся в зоне военных действий.

    Кроме того, должен быть закон, предусматривающий, что любое физическое или юридическое лицо, желающее заниматься трудоустройством граждан за рубежом, должно получить государственную лицензию.

    - Но у нас есть уже такой закон.

    - Да, есть. Но в вашем законодательстве детально не оговаривается, при каких обстоятельствах государство может наказать частные агентства занятости. Приведу один пример. Гражданин Кыргызстана отправился в Москву на заработки, воспользовавшись услугами специального агентства. Там у него возникли большие проблемы с работодателем. Вернувшись, трудовой мигрант решил подать в суд на агентство занятости, через которое он был трудоустроен. Слушание дела затягивается, потому что правонарушение, несомненно, есть. Однако никто не знает, как наказывать в данном случае и кто должен наказывать. А значит, государство не создало необходимую правовую базу, регулирующую данный вопрос.

    - Сомневаюсь, что даже если все необходимые законы будут приняты, то положение наших трудовых мигрантов сильно изменится. Во-первых, в настоящий момент существует кризис доверия к государству и большинство граждан привыкли рассчитывать сами на себя. Во-вторых, иностранному работодателю все равно, какие законы существуют в нашей стране.

    - Конечно, закон не может существовать сам по себе. Необходима четкая скоординированная деятельность всех ветвей власти. Что касается второго вопроса, то вы совершенно правы. Кыргызстан не может преследовать иностранного работодателя, если тот находится не на территории республики. Именно поэтому на тех же Филиппинах был разработан закон о совместной солидарной ответственности частных агентств занятости и иностранных работодателей, предполагающий, что работник нанимается через местное бюро по трудоустройству и именно оно в случае необходимости несет ответственность за невыполнение работодателем условий контракта.

    - Где взять на реализацию этих планов деньги? Бюджет республики и без того похож на тришкин кафтан, выкроить деньги еще на одну статью расхода вряд ли возможно.

    - Филиппины, скажем, тоже не самая богатая страна в мире, тем не менее ее трудовые мигранты защищены. Деньги на эти цели лежат в особом фонде, который формируется из денег юридических и физических лиц, желающих заниматься трудоустройством граждан.

    - Не отпугнем ли мы тем самым потенциальных работодателей?

    - Наоборот, опыт Филиппин показывает, что работодатели предпочитают нанимать сотрудников по такой схеме. Ведь они осознают, что так обойдется дешевле в долгосрочной перспективе.

    Справка "МСН"

    Томас Ачакосо имеет значительный опыт работы в сфере миграции и занятости, начиная с Министерства труда и занятости Республики Филиппины до международного эксперта по вопросам миграции. Господин Ачакосо также работал в качестве дипломата в Саудовской Аравии и Индонезии. Он является автором многих книг, таких как "Руководство по администрированию трудовой миграции", "Роль правительства в управлении процессами миграции" и т. д. В настоящее время Томас Ачакосо является международным экспертом по вопросам администрирования трудовой миграции Программы по трудовой миграции Центральной Азии, финансируемой Европейским союзом и осуществляемой Международной организацией по миграции.

Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/25307/


Распечатать: Томас АЧАКОСО: Государство должно не бороться с трудовой миграцией, а регулировать ее РаспечататьОставить комментарий: Томас АЧАКОСО: Государство должно не бороться с трудовой миграцией, а регулировать ее Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Томас АЧАКОСО: Государство должно не бороться с трудовой миграцией, а регулировать ее Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007