Распечатать: От винта РаспечататьОставить комментарий: От винта Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: От винта Посмотреть комментарии

18 сентября 2007

"ДЕМОКРАТИЯ"

От винта

    Кыргызстан вернулся к Конституции 2003 года. Таково решение Конституционного суда. Оно окончательное и обжалованию не подлежит. Иначе говоря, две редакции Основного закона, принятые, можно сказать, с кондачка нашими наисправедливейшими и наичестнейшими народными избранниками в ноябре и декабре прошлого года, признаны нелегитимными. Из конституционного процесса политики исключили главный носитель власти - народ.

    По мнению судей КС, депутаты превысили свои полномочия. Парламентарии не имели права самовольничать и менять закон о регламенте работы ЖК, а после принимать с перерывом в месяц без предварительного чтения две разные по своему содержанию Конституции.

    Галопом по Основному закону

    Конституционная реформа в нашей стране поистине напоминает третьесортный латиноамериканский сериал. Начало многообещающее, интрига гарантирована, вот только желанная развязка и иже с ней долгожданный хэппи-энд никак не наступят. Вроде вот-вот, ан нет, продолжение следует. Главные герои запутались в сетях "мыльных страстей" и выйти на финишную прямую не могут. Закон жанра не позволяет. Вот так и с нашей многострадальной Конституцией.

    То, что от Основного закона, принятого в феврале 2003 года на референдуме с легкой руки Акаева и его свиты, нужно избавляться, было понятно даже неискушенному в политических делах рядовому кыргызстанцу. Ведь именно спущенная сверху Конституция, якобы одобренная народной волей, благословила на "агитационные подвиги" бравых членов партии "Алга, Кыргызстан!" на последних парламентских выборах, куда ринулись все дальние и близкие родственники экс-президента и экс-первой леди.

    Но грянул март 2005 года. Тогда одним из требований революции была именно конституционная реформа. В стране, благополучно пережившей президентские выборы, как и следовало ожидать, мытарства начались осенью. Тогда было создано Конституционное совещание, столь разношерстное по своему составу, что с первого заседания стало понятно: споров будет много, а толку пшик.

    Так и получилось. Каждый тянул одеяло на себя. Правда, после продолжительных жарких дискуссий свет таки увидел совместный проект Омурбека Текебаева и Ко. Поговаривали, что он даже прошел отбор в Венецианской комиссии и заслужил ее благосклонность.

    Однако потом сей документ исчез. Оппозиционеры тут же заговорили о том, что проект обрел вечный покой под сукном одного из столов на седьмом этаже "БД".

    Но в ноябре он чудесным образом возник снова, и лихие оппоненты власти, засучив рукава и накрахмалив подштанники, ринулись на площадь с мегафонами наперевес, утробно воя: "Даешь Конституцию" или "Всех кетсин".

    Вот тогда-то и пробил недобрый для парламента час. В пылу политической борьбы народные избранники напрочь позабыли о законе как таковом и ступили на тропу "внезаконников".

    В ночь с восьмого на девятое ноября, под несмолкающий аккомпанемент ревущей на двух площадях толпы, за пять минут (рекордный поистине срок) депутаты приняли без единого чтения Основной закон, предварительно одобрив наскоро заготовленный проект о регламенте работы самого парламента.

    Тем самым они переступили грань дозволенного, нарушили статью Конституции 2003 года о полномочиях Жогорку Кенеша, отменили действие главного документа страны и нашей жизни, который худо-бедно, но все же был поддержан народом на февральском референдуме. Они соорудили новую редакцию, тем самым нарушив статью еще не успевшего остыть Основного закона о порядке внесения изменений и дополнений в последний.

    Дальше - больше

    Отпраздновали с гиканьем, свистом и шампанским принятие новой Конституции. Но, как оказалось, рано было торжествовать-то. Новоиспеченный закон противоречив и невыдержан. И вообще, как потом заявляли некоторые оппозиционеры, "белодомовские" пажи им подсунули совсем не тот проект, что был анонсирован в самом начале.

    Рашид Тагаев пытался неоднократно напомнить своим ликующим коллегам о существовании Конституционного суда, что неплохо было бы, мол, получить заключение оного, тогда, может быть, ноябрьская Конституция и обретет хоть видимость легитимности.

    Но депутатам было не до вездесущего КС. К тому же на тот момент в суде не было кворума для принятия судьбоносных решений.

    Парламентарии никак не могли найти время и провести голосование по кандидатурам судей. До того ль было? Когда на кону мягкое кресло на седьмом этаже с видом на площадь. Плюс стопроцентная защита для своего не слишком честно выстроенного бизнеса.

    Словом, в декабре после молниеносной отставки правительства Феликса Кулова нардепы, спасаясь от роспуска и вцепившись трясущимися руками в мандат, практически единогласно проголосовали за еще одну Конституцию, которая позже получила название "бакиевская". Ноябрьская утратила свою силу, бал стала править неожиданная преемница.

    - Конституционная реформа нужна хотя бы потому, что она так и не состоялась. Ноябрьская и декабрьская Конституции ничего общего с главным документом страны не имеют, это раздача барышей при удачно совершенном торге, - говорит известный политолог, президент Института общественной политики Муратбек Иманалиев. - Конституционная реформа - это не просто принятие Конституции, но главным образом это формирование правового пространства со всеми институтами, механизмами и мировоззренческими устоями.

    Поэтому реформа представляет собой долгосрочный проект, который можно реализовывать лишь с согласия народа. Требование же людей, а в этом случае мы имеем всеобщее желание ограничить власть президента, понятно. Но для этого необходима и добрая воля самого главы государства, он должен захотеть, причем не в принудительном порядке, отдать часть своих полномочий. И вовсе не обязательно кивать на депутатский корпус или кабинет министров как возможных кандидатов на получение лакомого куска пирога, это может быть высший коллегиальный совет, о чем я неоднократно упоминал ранее, созданный для управления страной вплоть до 2010 года. Вот под руководством этого совета мы и будем осуществлять конституционную реформу. Но, опять же, создать нормально функционирующее политическое пространство без проведения экономических реформ невозможно.

    Перевертыши

    Вот примерное краткое содержание предыдущих серий. Переходим к финальной части.

    Кто бы мог подумать, что некогда ярые сторонники немедленного принятия ноябрьской Конституции будут теперь в зале суда, потупя стыдливо взор, как провинившаяся курсистка перед строгой мадам, твердить: "Да, признаем, в ноябре и декабре был совершен конституционный переворот, мы сознательно пошли на нарушение Конституции 2003 года, просим суд нас простить, мы не хотели, так получилось".

    Все как в лучших традициях "мыльной" оперы. С иском о признании нелигитимными регламента ЖК и иже с ним обеих редакций Основного закона в Конституционный суд (благо он был только недавно окончательно сформирован) обратились два депутата, ярые оппозиционеры, как они себя именовали, - Мелис Эшимканов и Кабай Карабеков.

    В качестве ответчиков пригласили парламентария Исхака Масалиева, а от имени президента выступал сотрудник администрации Бектур Зулпиев.

    Заседание длилось три с половиной часа с перерывом на обед. Ближе к вечеру председатель Конституционного суда Чолпон Баекова огласила решение.

    Требование истцов было удовлетворено. Позже в своих кратких интервью журналистам Эшимканов и Карабеков в один голос заявили, что они не сомневались в справедливом исходе дела и вообще, как оказалось, всегда ратовали за проведение референдума.

    А в прошлом году их же площадные настроения и ультимативные требования объяснялись просто - бес попутал. Только, думается, это не шалости лукавого, а непомерная жажда скороспелой наживы и власти опять же. В чем и признался на суде Эшимканов. Опустив глаза долу, Мелис Асаналиевич, смущаясь, заявил, что тогда в ноябре, да и в декабре они пошли на поводу у сиюминутных эмоций, что для настоящих политиков, профессионалов своего дела, недопустимо.

    Подобная эквилибристика прощается лишь розовощеким юнцам, едва входящим в мир больших политических игр.

    Исхак Масалиев, напротив, призывал судей защитить действующую на тот момент декабрьскую Конституцию. Ведь Основной закон от 2003 года утратил свою силу. Выслушав решение КС, парламентарий лишь посетовал, что сейчас страна вновь окажется на грани правового коллапса.

    Но политологи уверены в обратном. Зайнидин Курманов, к примеру, утверждает, что вердикт Конституционного суда не приведет к хаосу, напротив, у конституционной реформы откроется второе дыхание.

    И все же еще не конец...

    Последнее слово за президентом, политбомонд замер в ожидании, назовет ли в своем послании 19 сентября Курманбек Бакиев дату референдума или опять конституционная реформа будет отложена до следующего года?

    Согласно Основному закону от 2003 года, вносить изменения и поправки в Конституцию можно только с согласия граждан Кыргызстана. Кстати, там ни слова не сказано о принятии новой редакции.

    Возможно, как прогнозируют аналитики, на повестку дня предстоящего всенародного голосования будет вынесен вопрос о том, чего хотят кыргызстанцы: изменения основных статей в существующем главном документе, к примеру насчет выборов в парламент и разграничения полномочий между всеми ветвями власти, или новую редакцию. Если последний вариант, то тогда КС приступит к рассмотрению проекта, представленного премьер-министром Алмазбеком Атамбаевым. Позже этот документ также будет вынесен на всенародное обсуждение.

    Кстати, как заверили нас оппозиционеры, а именно Эшимканов и Карабеков, митингов в этом сезоне не будет, по крайней мере, они обновлять площадной репертуар не собираются.

    Но остается открытым другой вопрос. Тогда, в ноябре, прикрываясь именно народным гласом, оппозиционеры "испекли" Конституцию. Они заявляли, что такова воля народа, мол, граждане им делегировали свои полномочия, а они в точности исполнили наказ.

    Теперь же танцуют от обратного - к мнению кыргызстанцев и не прислушивались, естественно, три, четыре, даже пять тысяч проплаченных площадных завсегдатаев, якобы сподвижников новоявленных народных лидеров, не могут выступать от имени всего народа. Но... тогда получается, что никакая Конституция оппозиции не была нужна вовсе, единственное, что ей греет душу, а заодно и кошелек, - это перспектива захапать власть, набить еще плотнее свои кубышки, а после почивать на "грязных" лаврах и рассуждать о демократии.

    А то, что страна никак не может выбраться из экономической пропасти, наших демократов волнует мало, главное, чтобы в трогательный момент раздачи щедрых гонораров оказаться на месте и вовремя.

    Дарья МАЛЕВАНАЯ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/20020/


Распечатать: От винта РаспечататьОставить комментарий: От винта Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: От винта Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007